Теги

1 Мая АПК Александр Миронов Бах Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Георгий Пара Георгий Полтавченко Дворец Труда Екатерина Слепнева ЖКХ Жилищный комитет ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область МРОТ Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Минимальная заработная плата Николай Чалов Нина Леонтьева Орган Петербург Площадь Труда Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР Форум Труда детский отдых коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость охрана труда пенсионная реформа первичная профсоюзная организация повышение пенсионного возраста профсоюз профсоюзы социальное партнерство

Календарь

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Подписаться на новости

Конституционный суд оценит значимость образования для педагогов

Конституционный суд оценит значимость образования для педагогов
18 октября
14:36 2018

Закон обязывает педагогических работников получить высшее или среднее профессиональное образование. Однако отсутствие диплома не должно служить формальным поводом для увольнения педагогов и воспитателей, имеющих большой практический опыт и добросовестно выполняющих свои трудовые обязанности. Такое мнение не раз высказывалось на заседании Конституционного суда РФ, который приступил рассмотрению дела о проверке конституционности статьи 46 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Такой же точки зрения придерживается и Профсоюз работников народного образования и науки РФ.

Диплом важнее компетентности и опыта?
Ирина Серегина 11 лет работала воспитателем в детском саду №22 города Камышин (Волгоградская область). За этот период она успешно прошла несколько аттестаций, ей была присвоена сначала вторая, а затем первая квалификационная категория. Ирина Серегина награждалась грамотами и дипломами, получала благодарности от руководства учреждения и неоднократно проходила обучение на курсах повышения квалификации.

Летом 2017 года она была уволена, хотя срок ее профессиональной аттестации еще не истек. Работодатель сослался на то, что действующий с 2013 года закон об образовании требует от педагогов наличия высшего или среднего профессионального образования. Правда, взамен воспитателю Серегиной предложили должность уборщицы.

Ирина Серегина непрерывно проработала в должности воспитателя почти 30 лет. В 1992 году она завершила заочное обучение в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете, но не проходила государственную аттестацию и, соответственно, не получила диплома. В таких случаях говорят о наличии неполного высшего образования.

Обращение уволенной воспитательницы в суды общей юрисдикции завершились неудачей. Камышинский городской суд счел, что трудовой договор Ирины Серегиной «подлежал прекращению по обстоятельствам, независящим от воли сторон». В удовлетворении иска ей было отказано со ссылкой на статью 46 закона «Об образовании в РФ». Она, в частности, гласит, что «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам».

Волгоградский областной суд оставил это решение без изменений. Доводы о том, что после вступления в силу в 2013 году закона об образовании, Ирина Серегина продолжала трудиться и никаких претензий по работе не имела, не были приняты во внимание. Как и то, что при приеме на работу работодатель знал о том, что у Ирины Серегиной лишь незаконченное высшее педагогическое образование.

По мнению заявительницы, оспариваемая ею в Конституционном суде норма противоречит тем статьям Конституции РФ, которые гарантируют право на труд и свободу выбора профессиональной деятельности. Во взаимосвязи с положениями Трудового кодекса РФ эта норма позволяет увольнять лиц, не имеющих должного образования, без учета предыдущей педагогической работы и трудовых заслуг. В своем заявлении в Конституционный суд Ирина Серегина отметила, что тем самым законодатели оставили без внимания ее права как педагогического работника на сохранение официально признанного статуса воспитателя первой категории.

К сожалению, заявительница по объективным причинам не смогла присутствовать на заседании Конституционного суда. У нее нет ни адвоката, ни доверенных лиц. Правовую позицию Ирины Серегиной суду и участникам процесса представил судья-докладчик Александр Кокотов.

Очень сложное дело из множества очень простых элементов

Многочисленные процессуальные оппоненты Ирины Серегиной настаивали на том, что оспариваемая ею норма Конституции не противоречит. Как отметила представитель Госдумы в Конституционном суде Марина Беспалова, конституционное право на беспрепятственный выбор профессии все-таки может быть ограничено на законодательном уровне. В частности, повышенные требования предъявляются к педагогическим работникам, которые занимаются обучением и воспитанием детей.

Марина Беспалова полагает, что в данном случае речь идет «о соразмерном ограничении права на труд и свободу выбора профессиональной деятельности». Педагоги должны обладать системой необходимых знаний и компетенций для работы с подрастающим поколением. По мнению Марины Беспаловой, именно диплом об образовании является самым надежным подтверждением вышеупомянутых знаний и компетенций.

Вместе с тем, представитель Госдумы в Конституционном суде напомнила об очень важном письме Министерства по образованию. В этом документе, который был подготовлен после консультаций с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ еще в октябре 2013 года, работодателям рекомендовано воздержаться от автоматического увольнения педагогических работников «без дипломов». Если такие педагоги имеют большой практический опыт и добросовестно исполняют свои трудовые обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии для них может быть сделано исключение.

Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас считает, что принятый в 2013 году закон об образовании не ввел принципиально новых требований к педагогическим работникам. «Требование о наличии образования было сформулировано еще в законе РСФСР 1974 года. И никаких изъятий на уровне федерального закона с тех пор не было», – уточнил представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов.

Он также отметил, что одна из обязанностей педагогических работников – повышать свой профессиональный уровень. «Что мешало заявительнице с 1992 года получить диплом хотя бы о среднем профессиональном образовании?», — задался риторическим вопросом представитель президента, заодно слегка пожурив и работодателя, который не позаботился о повышении образовательного уровня своей работницы.

«Это очень сложное дело, состоящее из множества очень простых элементов», — заявил представитель правительства в Конституционном суде Михаил Барщевский. Тезис о том, что не стоит доверять воспитание детей людям, которые не имеют высшего педагогического образования, известный юрист обосновал очень образно. Во-первых, мало кто сядет в машину, заведомо зная, что у водителя нет прав.

Во-вторых, по словам Михаила Барщевского, большего доверия заслуживает прокурор с дипломом юриста, нежели его коллега без образования, но с большим опытом работы.

«Большущие нюансы» переходного периода
Ранее Конституционный суд в своих вердиктах неоднократно констатировал, что при новом правовом регулировании необходим переходный период, чтобы люди привыкли к законодательным новшествам. По мнению Михаила Кротова, в рассматриваемом случае «был достаточный период для того, чтобы педагоги осознали, что учить детей должны люди с образованием».

Представитель Генерального прокурора в Конституционном суде Татьяна Васильева отметила, что «в этом деле есть большущие нюансы». Она согласилась с тем, что переходный период должен рано или поздно закончиться, но желательно – в установленном законом порядке. «Решить вопрос наличия диплома Серегина могла без дополнительных материальных затрат, если именно этот вопрос был причиной, — убеждена Татьяна Васильева. — И ей в этом должен был помочь работодатель».

Несоответствие требованиям образовательного ценза не должно быть безусловным основанием к увольнению, подчеркнула представитель Генерального прокурора. По мнению Татьяны Васильевой, в переходный период необходимо учитывать деловые качества педагогов без дипломов, их трудовой стаж, результаты аттестации и другие факторы.

Схожую правовую позицию отстаивала и представитель Министерства юстиции Мария Мельникова. «Оспариваемые нормы, безусловно, соответствуют Конституции РФ, но надо учитывать и компетентность увольняемых сотрудников, — подчеркнула она. — В таких вопросах должен действовать принцип поддержания доверия граждан к закону, чего в случае в Серегиной не произошло». Мария Мельникова предположила, что рассматриваемая жалобы «должна быть разрешена с учетом баланса права педагогических работников на труд и детей – на образование».

Права педагогов может защитить профсоюз
Решение по этому делу Конституционный суд примет в течение ближайших недель. Этот вердикт, вне всякого сомнения, будут иметь огромное значение многих педагогов и воспитателей. По просьбе «Площади труда» свое мнение высказал и председатель Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимир Кузнецов

«Мы уже несколько раз сталкивались с такой ситуацией, — рассказал профсоюзный лидер педагогов нашего региона. – Хотя закон на стороне работодателя, у профсоюзов есть возможность защитить трудовые права работников. Мы вступали в переговоры с работодателем. Во всех случаях удалось договориться о том, чтобы педагоги «без дипломов» работали и дальше. Обстоятельства могут быть разные, но если педагог долго проработал и при этом не имел никаких замечаний, совершенно очевидно, что он справляется со своими должностными обязанностями. Замечу, что таких специалистов год от года становится все меньше — они уходят на заслуженный отдых. Поэтому в данном вопросе необходим своего рода переходный период», убежден Владимир Кузнецов.

Профлидер педагогов региона отметил, что профсоюз  с большим интересом ожидает решения Конституционного суда.

Об авторе

Михаил Кореневский

Михаил Кореневский

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.