Теги

1 Мая АПК Бах Валентина Пилипенко Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Георгий Пара Георгий Полтавченко Дворец Труда Екатерина Слепнева ЖКХ ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область МРОТ Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Минимальная заработная плата Николай Чалов Нина Леонтьева Орган Петербург Площадь Труда Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР детский отдых коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость охрана труда пенсионная реформа первичная профсоюзная организация повышение пенсионного возраста профсоюз профсоюзы социальное партнерство трехстороннее соглашение храм святого Станислава

Календарь

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Подписаться на новости

Есть такой профлидер — Почетный судостроитель!

Есть такой профлидер — Почетный судостроитель!
10 октября
11:24 2018

Николай Чалов уже давно не строит корабли, хотя на его счету много спущенных на воду атомных ледоколов и крейсеров. Сегодня он защищает права тружеников отрасли. Тем не менее, председатель Территориальной организации Российского профсоюза работников судостроения (РПРС) Санкт-Петербурга и Ленинградской области по праву удостоен высокого звания «Почетный судостроитель». За особые заслуги оно присваивается приказом Министра промышленности и торговли Российской Федерации. Ведь, защищать права тех, кто в наши дни трудится на стапелях, создает новую морскую технику — это значит и разделять с ними их труд.

Свою трудовую карьеру будущий профлидер начал в далекие 70-е на «Балтийском заводе», сразу после возвращения из армии. Здесь, уже как маститый бригадир, он стал кавалером Ордена трудовой славы III степени. Покинув цеха родного завода «в связи с переходом на профсоюзную работу», бывший бригадир остался верен предприятию, давшему ему когда-то путевку в жизнь. Но, впрочем, слово самому Николаю Чалову…

В торжественной обстановке заслуженную награду Николаю Чалову вручил Председатель РПРС Евгений Аникин на недавнем заседании Президиума Совета РПРС в Керчи.

В торжественной обстановке заслуженную награду Николаю Чалову вручил Председатель РПРС Евгений Аникин на недавнем заседании Президиума Совета РПРС в Керчи.

— Николай Сергеевич, совершим путешествие во времени. Вам 20 лет. Позади армия. Как попали на Балтийский завод?
— Практически случайно (смеется). Закончил до армии ПТУ Главленинградстроя — сварщик 2 разряда. Демобилизовавшись, искал куда пойти работать. Наткнулся на объявление, где было написано: «представляется общежитие квартирного типа». Пошел, и в итоге проработал там 18 лет.

Устроился сварщиком в 12-й цех. Между собой его называли «Заводской крематорий». Там была тяжелая работа: сборка и сварка секций судов и кораблей. Как раз начинали строиться корабли и суда атомных серий.

— То есть сходу попали на самый передний край трудовых свершений, как тогда говорили!
— Строились две серии: атомные ледоколы и крейсеры: ледоколы: «Арктика», «Сибирь», «Россия», «50 лет Победы», крейсеры: «Киров», «Фрунзе», «Калинин», «Петр Великий». Мы были горды своей работой, да и деньги платили хорошие.

— Орден трудовой славы был вручен бригадиру Чалову именно за корабли атомных серий?
— Официально: «За участие в строительстве ракетного атомного крейсера «Киров», но, по сути, за строительство всех кораблей этой серии. До других степеней ордена не дошло. — Промежуток между награждениями был 5 лет, а СССР вдруг закончился…

— А ваша бригада, вместе с которой были совершены все трудовые подвиги? Дружите ли, общаетесь ли до сих пор с кем-то из своих людей?
— Бригадиром я стал в 25 лет, имел уже 5 разряд. Достаточно быстро овладел квалификацией, всего за 4 года. В моей бригаде было трое человек младше меня, двое ровесников, а все остальные — старше.
Люди в бригаде были разные, как и в любом коллективе. С кем-то дружил, с кем-то общался как с коллегой, а кто-то просто был и все. У каждого были свои интересы, тем не менее, общались и за пределами завода. Например, чтобы «прогнать марганец», как мы это называли (смеется)….

— Шутки шутками, а ведь, действительно, работа сварщика чревата марганцевыми нейроинтоксикациями. Соблюдали технику безопасности?
— К сожалению, не всегда. Трудно было постоянно работать в респираторе, а то и в противогазе. А ведь сталь, из которой мы варили корпуса кораблей — ее состав, по понятным причинам, не разглашался — была, увы, богата марганцем, как и сами покрытия сварочных электродов. Отсюда и болезни, а также то, что некоторых друзей уже нет в живых.

— Как стали профсоюзным лидером?
— Меня молодого бригадира избрали председателем цехового комитета в 80-е годы. Тогда, по профсоюзной линии «двигали» перспективных, так сказать «обкатывали» кадры для руководящих должностей.

Итак, наш цех — это свыше 700 человек. В профсоюзе состояли 98,9% всех работников. При этом, состояли осознанно!

— Это в эпоху-то «приводного ремня партии»?
— Да, говорю вам — осознанно! Ведь были те, кто наотрез отказывался вступать в профсоюз. И их не принуждали.

Другое дело, что профсоюз тогда во многом занимался не свойственной для него деятельностью: организацией культмассовой, спортивной работы, предоставлением льготных путевок. Все это, к счастью или к сожалению, организуем и сегодня…

— И, кстати, неплохо организуете! Но, вернемся к Вашей профсоюзной стезе.
— Наступили 90-е. Профсоюзы перестали быть трамплином для карьеры. Время  требовало, в первую очередь, неравнодушных людей, болеющих за свое дело . Я же сам никогда не отличался молчаливостью и соглашательством. Всегда вставлял свое слово, имел свое мнение. Вот тут моя активность и потребовалась. Так меня избрали заместителем председателя профкома «Балтийского завода».

В ту пору большое участие профсоюзный комитет принял в акционировании предприятия. Были предложены две формы акционирования. Первая, когда руководители получали львиную долю акций, а простые работники, не имея права голоса, рассчитывали лишь на скудные дивиденды. Вторая форма — ее предложил профсоюз — предполагала справедливое распределение акций от гендиректора до уборщицы. Мы проводили разъяснения, встречаясь с рабочими прямо в цехах и, в результате, победили!

На заводе еще достраивался последний крейсер «Петр Великий», но государство уже с трудом финансировало его постройку. Мы постоянно «бодались» с администрацией, и она искала деньги. Мне лично пришлось два раза возглавлять забастовочный комитет. Были острые споры, но до забастовки не доходило — директор смог откуда-то доставать деньги.

Уверен: бастовать и не надо было. Надо было «показывать зубы». После этого зарплату платили по графику. Ну а потом пошли заказы: для частных компаний — гражданские суда, военные корабли — для Индии и других стран.

— Так настал год 2007-й, когда Вас единогласно избрали председателем территориальной организации РПРС в Петербурге и Ленобласти. И вновь пришлось заниматься родным заводом!
— Да, в 2011 году тогдашний собственник вел предприятие к банкротству. Но профсоюзный комитет на «Балтийском заводе» под руководством Вячеслава Фирюлина всегда был очень «зубастый».

Все мы вместе активно сопротивлялись таким намерениям работодателя: писали письма, давали консультации работникам. В конце концов, нашли выход. Председатель Ленинградской Федерации профсоюзов Владимир Дербин передал наше письмо со всеми обоснованиями сохранения «Балтийского завода» лично в руки Владимиру Путину. Он тогда был премьер-министром России.

Так был совершен обход «бюрократической лестницы», которая тормозила все наши требования. Теперь же все изменилось.

Письмо было передано в сентябре, а уже в октябре на «Балтийский завод» приехал вице-премьер Дмитрий Козак, а потом и сам Владимир Путин. В результате, завод национализировали и сейчас там заказов хватает! Тем более, что стапеля под ледоколы есть только там — на Балтийском заводе. Да, есть еще одно предприятие — «Звезда» , но оно еще не построено, и «Балтийский завод» по-прежнему единственный в своем роде.

— Сегодня в судостроении есть заказы, следовательно, есть и работа. Означает ли это, что все хорошо и в сфере социально-трудовых отношений?
— Да, если не считать некоторых нюансов, которые есть всегда. Я имею в виду, известные трения между директором и профсоюзом: директору важна, прежде всего, прибыль, а профсоюзу ее справедливое распределение.

У нас подписано региональное Отраслевое соглашение с властью и работодателями Петербурга, где есть положение о том, чточто минимальная заработная плата (МЗП) в отрасли в два раза должна превышать этот показатель по городу. Пусть сегодня это требование выполняется не всеми работодателями в полном объеме, зарплаты судостроителей — высокие. Есть и такие предприятия, где МЗП на уровне 30 тысяч рублей.

Коллективные договоры судостроительных предприятий предусматривают значительные социальные гарантии работникам. Кстати, коллективный договор «Балтийского завода» — один из лучших!

Не даром, почти каждый год, какое-либо из наших предприятий занимает первое или второе место в конкурсе ЛФП «Лучший коллективный договор».

— И последний вопрос. Чем для Вас стала эта награда?
— Приятно что твой труд высоко оценили , это редкая награда не какой-нибудь значок «Ударника коммунистического труда» (смеется). Не массовая. Я всю жизнь работал честно. На сварке и в профсоюзе старался работать как мог: хорошо и ответственно. Награда неожиданная, но, наверное, я ее заслужил.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.