«Красин» спешит на помощь

«Красин» спешит на помощь
05 октября
10:26 2018
  К 90-летию спасения экспедиции Умберто Нобиле 

Девяносто лет назад произошли события, за которыми с затаенным дыханием следил весь мир. Дирижабль «Италия», достигнув Северного полюса, на обратном пути потерпел катастрофу. В спасении аэронавтов приняли участие представители разных стран — летчики, моряки и полярники, политические и общественные деятели. В центре событий оказался советский ледокол «Красин», вопреки сомнениям скептиков сумевший пробиться к месту аварии и эвакуировать участников экспедиции.
Конечно же, не случайно, что торжества, связанные с юбилеем, пройдут в нашем городе, из которого когда-то уходил и в который торжественно вернулся легендарный корабль. И пройдут они на борту ставшего музеем ледокола «Красин», вставшего на вечную стоянку у набережной Лейтенанта Шмидта.

23 мая 1928 года итальянский дирижабль  вылетел с острова «Шпицберген» в направлении Северного полюса. На борту его была экспедиция из 18 человек во главе с известным воздухоплавателем и конструктором дирижаблей генералом Умберто Нобиле. В составе экcпедиции были ученые — физик Альдо Понтремолли, шведский метеоролог Финн Мальмгрен, радиолог из Чехословакии Франтишек Бегоунек. Планировались многочисленные научные эксперименты в области метеорологии, атмосферного магнетизма, океанографии.

Трагедия во льдах
После двух неудачных вылетов, прерванных из-за погодных условий, дирижабль относительно благополучно достиг Северного полюса, сбросив там флаг Италии и католический крест, освященный лично Римским папой Пием XI, и переданный Умберто Нобиле во время аудиенции с участниками экспедиции. Однако на обратном пути погода резко ухудшилась, в ночь на 25 мая заклинило руль высоты, дирижабль стал быстро снижаться. Было решено остановить все двигатели и стравить часть газа из кормового отсека. Поломку в конце концов устранили, однако утром покрытый льдом отяжелевший дирижабль снова начал падать. Не помогли и принятые меры — сброс балласта и максимальное увеличение оборотов двигателей.

Примерно в 10.55 утра дирижабль ударился о лед передней гондолой, в которой находилась большая часть экспедиции. После того, как гондола оторвалась, дирижабль резко взмыл вверх, унося с собой шесть человек, оставшихся в моторной гондоле и пропавших без вести.

На льдине был разбит лагерь. Произошедшая трагедия нашла отклик во многих странах мира, представители которых прибыли на берега Ледовитого океана для поиска и спасения участников экспедиции. Одним из первых вылетел на поиски экспедиции Нобиле Руаль Амундсен, отдавший свою жизнь ради спасения коллег — летающая лодка «Латам» ВВС Франции не вернулась на базу, тайну гибели прославленного полярного исследователя и пяти членов экипажа доныне хранят льды Арктики.

А 4 июня радиолюбитель Николай Шмидт, живший в деревне Вознесенье-Вохма Архангельской области, на самодельный приемник принял радиограмму, переданную радистом Джузеппе Биаджи.

В тот же день Шмидт отправил телеграмму в Общество друзей радио в Москве. При  «Осоавиахиме» был срочно был создан Комитет помощи «Италии», который возглавил заместитель наркома по военным и морским делам СССР Иосиф Уншлихт. О телеграмме также сообщили правительству Италии.

«Красин» выходит в море
В СССР буквально за несколько дней подготовили спасательные группы и два ледокола, перед которыми была поставлена задача пробиться к лагерю аэронавтов и принять на борт членов экспедиции. 12 июня из Архангельска в сторону Шпицбергена направился ледокол «Малыгин». А 16 июня из Ленинграда вышел ледокол «Красин» под командованием капитана Карла Эгги и известного полярного исследователя Рудольфа Самойловича, с самолётом «Юнкерс» ЮГ-1 на борту.

Спасателям пришлось разместиться на ледоколе в большой тесноте, так как каюты «Красина» не были рассчитаны на перевозку большого количества людей. Вскоре «Малыгин» оказался зажат льдами в Баренцевом море и не смог принять участия в спасении экспедиции. В центре событий оказался ледокол «Красин», с которым в первую очередь связывалась надежда на благополучный исход.

Тем временем к участию в операции подключился итальянский военный транспорт «Чита де Милано», небольшой самолет, доставленный на борту корабля,  сумел приземлиться рядом с лагерем и доставить продовольствие. Шведский летчик лейтенант Эйнар Лундборг на двухместном самолете вывез на авиабазу в Швецию раненного Умберто Нобиле, и снова вылетел в Арктику за другими членами экспедиции. Однако при посадке самолет получил серьезные повреждения, и летчик вынужден был присоединиться к аэронавтам, ожидавшим спасения. Впоследствии на Нобиле обрушатся многочисленные обвинения в том, что он бросил экспедицию. Справедливы ли эти обвинения — вопрос сложный и неоднозначный, споры на эту тему не прекращались несколько десятилетий.

21 июня «Красин» вышел из норвежского порта Берген в направлении Северного полюса. А 14 июля летчик Борис Чухновский обнаружил итальянских офицеров штурманов Адальберто Марианно и Филиппо Цаппи, покинувших лагерь, чтобы самостоятельно дойти до Шпицбергена и сообщить координаты лагеря. Ледокол взял на борт итальянцев, один из которых, лейтенант Мариано, находился в крайне тяжелом состоянии, ему пришлось ампутировать ногу. В этот же день «Красин» достиг лагеря, приняв на борт участников экспедиции.

А 5 октября в Ленинграде торжественно встречали вернувшийся «Красин», поставивший, кстати говоря, рекорд автономного плавания в полярных широтах. Ледокол первым из судов торгового флота был награжден орденом Трудового Красного знамени.

В преддверии юбилея
Торжества, посвященные 90-летию тех событий, стартуют 5 октября в Санкт-Петербурге на борту легендарного ледокола «Красин», ставшего в 2008 году музеем. На борту корабля-музея будет открыта новая экспозиция, посвященная вышедшему на экраны в 1969 году  советско-итальянскому  фильму «Красная палатка», в котором советские, итальянские и американские артисты, среди которых были Шон Коннери, сыгравший роль Амундсена, одна из звезд итальянского кино Клаудиа Кардинале, известный российкий бард и киноартист Юрий Визбор, молодой Никита Михалков. Следует отметить, что фильм увидели трое из участников событий — Умберто Нобиле, Борис Чухновский и Франтишек Бегоунек.

Будут также представлены изданные в разных странах книги, посвященные полярной эпопее. Об этом рассказала во время пресс-конференции, прошедшей в петербургском пресс-центре ТАСС директор расположенного в Калининграде Музея мирового океана Светлана Сивкова. « Ледокол «Красин» выполнил гигантскую миссию — в то время, когда к СССР в мире относились очень холодно, он заставил изменить отношение, повернуться к нам лицом»-сказала она.

Директор филиала Музея мирового океана — «Ледокол «Красин» Ирина Стонт отметила, что экспедиция, которая вначале была сугубо итальянской акцией, во многом направленной на укрепление престижа Италии, объединила людей из разных стран для спасения отважных аэронавтов. Она подчеркнула, что при той технике спасатели рисковали не меньше, чем спасаемые.
Перекинуть мостик от тех далеких лет к нашим дням, показать, что люди могут объединиться ради спасения человеческих жизней — такой видит цель юбилейных мероприятий Ирина Стонт.  На борту «Красина» открыта выставка, подготовленная итальянскими коллегами, а во время торжественных мероприятий прозвучат рассказы об участии в спасении экспедиции представителей многих стран мира.

Ирина Стонт рассказала о малоизвестных эпизодах. Например о том, что после спасения экспедиции, «Красин» выходил в полярные широты на поиск Амундсена и «группы Алессандрино» — шести участников экспедиции, унесенных оболочкой дирижабля. Один из участников спасательной экспедиции вспоминал, как перед отплытием из Ставангера к борту «Красина» подошла рыбацкая лодка и пожилой рыбак норвежец со слезами на глазах попросил: «Спасите нашего Амундсена!».

А на обратном пути экипаж «Красина» спас германский туристический лайнер «Монте-Сервантес», на борту которого были 1500 пассажиров и 300 членов экипажа. Тур к Шпицбергену был организован предприимчивыми бизнесменами именно в связи с катастрофой «Италии» и спасательной операцией — туристы хотели побывать на месте событий, либо, по крайней мере, максимально близко к нему. Однако лайнер, не приспособленный к плаванию в полярных широтах, оказался в ледовом плену. На выставку будет представлена почтовая карточка с автографом, подаренная немецким туристом кочегару «Красина»…

В дни торжеств на борту Красина пройдут незабываемые встречи. Под сводами кают-компании зазвучит скрипка — музыкальные произведения исполнит приехавший из Эстонии скрипач, родственник легендарного капитана «Красина» Карла Эгги — тоже Карл Эгги. На встречу приглашен также племянник руководителя экспедиции на «Красине» известного полярного исследователя Рудольфа Самойловича.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.