Теги

1 Мая АПК Бах Валентина Пилипенко Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Георгий Пара Георгий Полтавченко Дворец Труда Екатерина Слепнева ЖКХ ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область МРОТ Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Минимальная заработная плата Николай Чалов Нина Леонтьева Орган Петербург Площадь Труда Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР детский отдых коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость охрана труда пенсионная реформа первичная профсоюзная организация повышение пенсионного возраста профсоюз профсоюзы социальное партнерство трехстороннее соглашение храм святого Станислава

Календарь

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Подписаться на новости

Насколько «вреден» учительский труд?

Насколько «вреден» учительский труд?
05 октября
09:00 2018

5 октября — День учителя

В Профсоюзе работников народного образования и науки РФ нынешний, 2018 год, объявлен Годом охраны труда. Тред-юнион борется за сохранение здоровья не только педагогов, но и их подопечных — учеников, дошколят, студентов. А как он это делает, как отстаивает права работников образования на безопасные условия труда, мы побеседовали с побывавшим в Санкт-Петербурге главным техническим инспектором труда Центрального Совета Профсоюза Юрием Щемелёвым. Примечательно, что разговор состоялся накануне профессионального праздника — Дня учителя.

Юрий Григорьевич, если разговор заходит об охране труда, то почему-то в первую очередь говорят о работниках промышленных предприятий, автомобилистах, строителях и тд. А учитель, вроде, ну какая там вредность…

— Да, к сожалению, существует в обществе такое, скажем так, обывательское мнение. Но оно, конечно, в корне неправильное. Вредных факторов в труде педагогов достаточно. Это и запыленность — у преподавателей технологии и мастеров производственного обучения, и работа с реактивами у преподавателей химии, физические нагрузки у учителей физкультуры и так далее. А психологические нагрузки учителя в современных условиях? А нагрузка на речевой аппарат?

Юрий Щемелев

И ситуация усугубляется еще и тем, что после введения в действие специальной оценки условий труда (СОУТ) количество работников сферы образования, которым положены гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда, сократилось более чем в два раза (14 до 6 процентов). Люди лишились дополнительных отпусков, доплат. При этом условия труда на их рабочих местах остались прежними. Основная причина в том, что в методике проведения СОУТ отсутствуют очень многие вредные факторы, которые учитывались ранее при аттестации рабочих мест (АРМ). Это и вышеназванные шум и запыленность, а также загазованность (если педагоги ведут занятия на улице), недостаток освещения и другие. В итоге, остались только напряженность голосового процесса, в результате которого у учителей развиваются профессиональные заболевания такие, как ларингиты или фарингиты, а также повышенные влажность и температура — у работников прачечных и пищеблоков детских садов и школ.

Еще один тревожный момент — по новым требованиям никто не оценивает психологические нагрузки педагога. А ведь профессиональное выгорание, если не предпринять превентивные меры, может произойти у учителя всего через пять лет после начала работы в школе! Так утверждает статистика.

Профсоюз обратился в Минтруда. Мы писали письма с требованиями: пересмотреть методику СОУТ, внести в нее все «потерянные» факторы. Причем таких писем было не одно и не два. Но пока вопрос остается открытым… Будем вести борьбу и дальше.

Нынешний год в вашем профсоюзе объявлен Годом охраны труда. Что включает его программа?

— Самым крупномасштабным мероприятием я бы назвал проведение общепрофсоюзной тематической проверки «Осуществление контроля за безопасной эксплуатацией зданий и сооружений образовательных организаций». Главная цель здесь – еще раз обратить внимание учредителей и руководителей образовательных организаций на состояние зданий и прилегающих к ним территорий. Последнее событие — это вопиющий случай в одном из регионов России — обвалилась крыша школы в переходе из одного крыла в другое. По счастливой случайности никто не пострадал. Накануне проверки ЦС Профсоюза обратился с письмом в тогда еще Минобрнауки, в котором предложил, чтобы в комиссии по приемке зданий школ к новому учебному году обязательно входили представители профсоюза! И наше предложение было поддержано. Теперь в процедуре приемки принимают участие наши штатные и внештатные технические инспекторы труда, уполномоченные по охране труда, избранные в каждой первичной профсоюзной организации.

Центральный Совет профсоюза разработал и разослал в регионы методические материалы для профактива и специалистов, которые участвуют в проверках. О результатах проверок пока говорить рано. Мы ждем их из регионов до 30 октября, после анализа и обработки результатов состоится заседание Исполкома профсоюза, на котором будут приняты соответствующие конкретные меры, направленные на улучшение ситуации.

Еще об одном серьезном направлении работы хотел бы сказать. Оно, конечно, не ограничится одним годом. Сегодня мы совместно с Министерством просвещения пересматриваем и актуализируем нормативно-правовые акты по охране труда. Дело в том, что требования безопасности для проведения занятий в кабинетах физики, технологии, информатики, химии либо безнадежно устарели, либо утратили свою силу. А новых — нет! В итоге никто не застрахован от ситуаций, подобных той, что произошла в одной из школ. Учителю технологии оторвало палец при работе за учебным станком. Тяжелый несчастный случай! Технический инспектор труда профсоюза проводит расследование. Но чем он должен руководствоваться, как определить ответственность должностных лиц, степень вины пострадавшего и, если необходимо, защищать его, если правила, написанные в советское время, сегодня не работают?! Профсоюз вместе с социальными партнерами исправляет эту ситуацию.

Профсоюз контролирует охрану здоровья не только педагогов, но и обучающихся. И вот здесь я вам приведу вопиющие цифры: за год по России в сфере образования регистрируется до 800 несчастных случаев при проведении учебного процесса с работниками образования! И, самое главное – травмируются воспитанники — школьники и студенты. Коллеги из других отраслевых профсоюзов нам вопрос задают: «Ребята, у вас там что — стройка? Опасное производство?» Нет. У нас, например, более 30% несчастных случаев с детьми и работниками, в том числе с тяжелым и смертельным исходами, происходят на уроках физкультуры. И виной тому, в основном, устаревшие нормативы физической подготовки для обучающихся. Они разработаны в 70-е годы прошлого столетия. Но нынешние школьники в своем физическом развитии более слабы, чем их сверстники 40 лет назад. Отсюда — травмы при выполнении нормативов, нередко — с трагическими последствиями. Например, у девочки при пробежке стометровки остановилось сердце, мальчик, прыгая в высоту через перекладину, сломал позвоночник. Список можно продолжить. Конечно, нужно заниматься физическим развитием ребят. Но пока — для профилактики несчастных случаев — нормативы необходимо пересмотреть — в соответствии с состоянием здоровья современных учеников. Мы требуем этого от нашего Министерства просвещения. Однако реальных изменений, к лучшему, к сожалению, пока нет.

Сегодня в промышленности, особенно в крупных корпорациях, создаются целые системы управления охраной труда. Для сферы образования это актуально?

— Этого требует трудовое законодательство. Обязанность создания такой системы (сокращенно СУОТ — не путать с СОУТ!) возложена на работодателя, то есть, в нашем случае – на руководителей органов управления образованием и руководителей образовательных организаций. ЦС Профсоюза в качестве методической помощи подготовил примерные положения о СУОТ для всех видов образовательных организаций: начиная с детского сада, школы, вуза и заканчивая организациями дополнительного образования и системы среднего профессионального образования.

Я хотел бы отметить в этом плане работу территориальной (местной) организации Профсоюза Василеостровского района Петербурга. Совместно с районным отделом образования на основе примерных положений они создали СУОТ для всех своих учреждений, регулярно обучают уполномоченных по охране труда первичных профорганизаций, контролируют проведение обязательных медосмотров педагогов. Причем во время медосмотров оценивается и психологическое состояние преподавателя. Такой опыт достоин подражания.

Но профсоюз считает, что для функционирования СУОТ необходимо, чтобы на всех уровнях органов, осуществляющих управление в сфере образования, была введена должность специалиста по охране труда. Понимаем всю сложность этой проблемы, но решать ее нужно.

По крайней мере, на состоявшейся в Петербурге встрече с председателем городского Комитета по образованию Жанной Воробьевой этот вопрос, равно как и вопросы финансирования мероприятий по охране труда, профилактики детского травматизма в школах и другие были рассмотрены. Надеюсь, что после нашего разговора будут приняты решения, направленные на существенное улучшение работы по безопасности образовательного процесса в системе образования города.

И в конце хотелось бы сказать вот еще о чем: в начале этого года Россия официально присоединилась к Концепции «нулевого травматизма» (Vision Zero). Пока она, в основном, реализуется только в крупных компаниях. Но семь «золотых правил» Vision Zero, среди которых есть такие постулаты, как «Выявлять угрозы – контролировать риски», «Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации» и другие очень органично вписываются и в систему управления охраной труда в образовательных учреждениях. И если мы — профсоюз — на всех уровнях — от Центрального Совета до уполномоченных по охране труда в первичных профорганизациях — совместно с социальными партнерами поставим перед собой такую цель — предотвратить несчастные случаи, сохранить здоровье педагога, я уверен, мы ее добьемся. Да, это потребует больших усилий и финансов. Но к этому нужно стремиться.

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.