Послание к человеку, профсоюзы и «Северяне»

Послание к человеку, профсоюзы и «Северяне»
25 сентября
17:35 2018

XXVIII Международный кинофестиваль (МКФ) «Послание к человеку» торжественно закрыт.  Он вместил в себя множество событий: от кинопоказов и  пресс-конференций звезд мирового кино,  до финального вручения наград успешным дебютантам  и признанным мастерам.  Нашел своего  обладателя  и  специальный приз «За лучший фильм о человеке труда». Его учредили и по традиции  вручали петербургские профсоюзы.

Справка: Специальный приз «За лучший документальный фильм о человеке труда» был утвержден Ленинградской Федерацией профсоюзов в 2010 году. Первым трудовым «посланием к человеку» на фестивале стал фильм московского режиссера Ирины Ланиной «А в троллейбусе мерцает окно» в 2013 году. В последующие годы специальным призом ЛФП были отмечены киноленты «Посланники Большой земли» (режиссер Татьяна Соболева), «Корыто, лыжи, велосипед» (режиссер Иван Твердовский) и «Территория успеха» (режиссеры Дмитрий Володгин и Илья Зверев). В настоящее время размер приза составляет одну тысячу долларов США.

Как всегда тщательно отобранные игровые, документальные, анимационные кинопослания  не оставили равнодушными никого из пришедших на фестиваль.  Потрясающим событием кинофорума стал и  фильм  закрытия —  «Акварель» мэтра отечественной документалистики Виктора Косаковского.  Картина со  столь поэтическим названием  — рассказ о воде: живительной, восхитительно красивой,  но одновременно  страшной  и мощной  стихии, о том, как хрупок мир, и, как велика ответственность каждого за последствия тех или иных поступков и решений.

Фильм Виктора Косаковского стал еще и лучшим подтверждением слов президента кинофестиваля, народного артиста России Алексея Учителя о том, что неправильно делить кино на документальное и художественное. Кино либо талантливое, либо нет.

Эту же мысль  подтвердила и кинолента, которую  в этом году петербургские профсоюзы признали лучшей картиной о человеке труда.  Речь— о фильме Ильи Поволоцкого «Северяне». Это кинематографический  триптих, действие в котором  разворачивается на Кольском полуострове. На экране — рабочие будни трех мужчин — летчика, моряка, а также вальщика леса из лесозаготовительной артели. Каждому из них посвящена одна из новелл.  Северяне скупы на разговоры, но благодаря мастерству режиссера зритель видит в каждом его профессионализм, внутреннюю силу, характер, собственное достоинство.

Мария Артюхина и Илья Поволоцкий

Мария Артюхина и Илья Поволоцкий

Вручая  специальный приз  Илье Поволоцкому заместитель председателя Ленинградской Федерации профсоюзов Мария Артюхина сказала: «Наши сердца завоевал фильм о любви мужественных людей, которые живут за Полярным кругом к своему делу, к людям. Отрадно, что автор этой картины молодой человек, который тем не менее, смог очень тонко это  подметить .

А  режиссер за успех своей картины благодарил  своих героев, лишний раз подтверждая правоту профсоюзного выбора.

Учредив этот приз  на кинофестивале более восьми лет назад, петербургские профсоюзы также считают это  посланием к современному человеку.

Врезка: Почетный президент и основатель МКФ «Послание к человеку», режиссер-кинодокументалист Михаил Литвяков: «Фильмы, которые могут быть удостоены профсоюзной награды вовсе не должны рассказывать только о тех, кто трудится в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении или образовании. Человеческий труд многогранен и героем такого фильма может вполне стать балерина, писатель или сам кинематографист. «Ведь кино — это также большой труд».

Кстати, как рассказали  представители профсоюзов, их выбор был сделан не без труда. Эксперты  долго выбирали между двумя картинами. Конкурентом «Северян» оказался  фильм «Фатеич и море».  В итоге и этот замечательный фильм о дальневосточном фермере также был удостоен нескольких призов на кинофестивале.

Режиссерам поднимавшимся в этот день на сцену   аплодировали не только российские коллеги и кинокритики, но также почетные гости кинофестиваля: Фанни Ардан, Кристиан Бергер, Джем Коэн, Йорн Доннер, Сара Штерн, другие звезды мирового документального и игрового кино.

Фанни Ардан

Фанни Ардан

Из их рук свои награды получали  режиссеры, чьи «послания» тронули сердца и души даже самых искушенных членов жюри. Это, например, фильм «Белая мама», названный победителем в номинации «Лучший полнометражный документальный фильм», снятый режиссерами Евгенией Останиной и Зосей Родкевич. Фильм, повествующий о женщине воспитывающей кроме шестерых своих детей также одного приемного ребенка, удостоился также приза жюри российской прессы и приза международного журналистского жюри — ФИПРЕССИ.

«Эту награду я посвящаю своему мужу — Александру Расторгуеву», — с волнением сказала со сцены Мюзик-холла Евгения Останина, вдова известного российского кинодокументалиста, погибшего совсем недавно в Центрально-Африканской республике. По словам коллег режиссера, его кредо заключалось в том, чтобы снимать правду. Об этом, а также о своих коллегах, которые, как уверены кинематографисты, преследуются сегодня за это стремление, в этот вечер также говорили со сцены.

Разумеется, кульминацией всей церемонии стало вручение гран-при фестиваля. На этот раз главный золотой мальчик-кентавр достался создательнице фильма «Пленница» Бернадетт Туза-Риттер (Венгрия, Германия). Картина повествует о судьбе 52-летней венгерки по имени Мариш. Более десяти лет она бесплатно служит домработницей, работая по 20 часов в сутки. Хозяева фактически взяли ее в рабство, отняв ее паспорт и запретив выходить из дому без разрешения. Для них Мариш — животное, которому не положена даже собственная кровать. Героиня фильма запугана, но мечтает вернуть себе свободу.

Приз «Кентавр» и 50 тысяч рублей был вручен режиссеру Руслану Федотову за лучший фильм национального конкурса фильму «Песни для Кита».

Еще один — «Кентавр» и вместе с ним 30 000 рублей с формулировкой «За героев нашего времени»  достались фильму «Ничего личного», созданному режиссером Евгением Милых.

По словам президента МКФ «Послание к человеку» Алексея Учителя, фестиваль не просто получился, но и вышел на качественно новый уровень. По единодушному мнению членов жюри, — подчеркнул он, — все конкурсные программы были чрезвычайно интересными.

Как заметил арт-директор фестиваля Андрей Плахов: «если люди и покидали залы во время фестивальных показов, то только лишь затем, чтобы успеть на другой фильм».

Случайная встреча привела к Посланию

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.