Послание к человеку, профсоюзы и «Северяне»
XXVIII Международный кинофестиваль (МКФ) «Послание к человеку» торжественно закрыт. Он вместил в себя множество событий: от кинопоказов и пресс-конференций звезд мирового кино, до финального вручения наград успешным дебютантам и признанным мастерам. Нашел своего обладателя и специальный приз «За лучший фильм о человеке труда». Его учредили и по традиции вручали петербургские профсоюзы.
Справка: Специальный приз «За лучший документальный фильм о человеке труда» был утвержден Ленинградской Федерацией профсоюзов в 2010 году. Первым трудовым «посланием к человеку» на фестивале стал фильм московского режиссера Ирины Ланиной «А в троллейбусе мерцает окно» в 2013 году. В последующие годы специальным призом ЛФП были отмечены киноленты «Посланники Большой земли» (режиссер Татьяна Соболева), «Корыто, лыжи, велосипед» (режиссер Иван Твердовский) и «Территория успеха» (режиссеры Дмитрий Володгин и Илья Зверев). В настоящее время размер приза составляет одну тысячу долларов США.
Как всегда тщательно отобранные игровые, документальные, анимационные кинопослания не оставили равнодушными никого из пришедших на фестиваль. Потрясающим событием кинофорума стал и фильм закрытия — «Акварель» мэтра отечественной документалистики Виктора Косаковского. Картина со столь поэтическим названием — рассказ о воде: живительной, восхитительно красивой, но одновременно страшной и мощной стихии, о том, как хрупок мир, и, как велика ответственность каждого за последствия тех или иных поступков и решений.
Фильм Виктора Косаковского стал еще и лучшим подтверждением слов президента кинофестиваля, народного артиста России Алексея Учителя о том, что неправильно делить кино на документальное и художественное. Кино либо талантливое, либо нет.
Эту же мысль подтвердила и кинолента, которую в этом году петербургские профсоюзы признали лучшей картиной о человеке труда. Речь— о фильме Ильи Поволоцкого «Северяне». Это кинематографический триптих, действие в котором разворачивается на Кольском полуострове. На экране — рабочие будни трех мужчин — летчика, моряка, а также вальщика леса из лесозаготовительной артели. Каждому из них посвящена одна из новелл. Северяне скупы на разговоры, но благодаря мастерству режиссера зритель видит в каждом его профессионализм, внутреннюю силу, характер, собственное достоинство.
Вручая специальный приз Илье Поволоцкому заместитель председателя Ленинградской Федерации профсоюзов Мария Артюхина сказала: «Наши сердца завоевал фильм о любви мужественных людей, которые живут за Полярным кругом к своему делу, к людям. Отрадно, что автор этой картины молодой человек, который тем не менее, смог очень тонко это подметить .
А режиссер за успех своей картины благодарил своих героев, лишний раз подтверждая правоту профсоюзного выбора.
Учредив этот приз на кинофестивале более восьми лет назад, петербургские профсоюзы также считают это посланием к современному человеку.
Врезка: Почетный президент и основатель МКФ «Послание к человеку», режиссер-кинодокументалист Михаил Литвяков: «Фильмы, которые могут быть удостоены профсоюзной награды вовсе не должны рассказывать только о тех, кто трудится в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении или образовании. Человеческий труд многогранен и героем такого фильма может вполне стать балерина, писатель или сам кинематографист. «Ведь кино — это также большой труд».
Кстати, как рассказали представители профсоюзов, их выбор был сделан не без труда. Эксперты долго выбирали между двумя картинами. Конкурентом «Северян» оказался фильм «Фатеич и море». В итоге и этот замечательный фильм о дальневосточном фермере также был удостоен нескольких призов на кинофестивале.
Режиссерам поднимавшимся в этот день на сцену аплодировали не только российские коллеги и кинокритики, но также почетные гости кинофестиваля: Фанни Ардан, Кристиан Бергер, Джем Коэн, Йорн Доннер, Сара Штерн, другие звезды мирового документального и игрового кино.
Из их рук свои награды получали режиссеры, чьи «послания» тронули сердца и души даже самых искушенных членов жюри. Это, например, фильм «Белая мама», названный победителем в номинации «Лучший полнометражный документальный фильм», снятый режиссерами Евгенией Останиной и Зосей Родкевич. Фильм, повествующий о женщине воспитывающей кроме шестерых своих детей также одного приемного ребенка, удостоился также приза жюри российской прессы и приза международного журналистского жюри — ФИПРЕССИ.
«Эту награду я посвящаю своему мужу — Александру Расторгуеву», — с волнением сказала со сцены Мюзик-холла Евгения Останина, вдова известного российского кинодокументалиста, погибшего совсем недавно в Центрально-Африканской республике. По словам коллег режиссера, его кредо заключалось в том, чтобы снимать правду. Об этом, а также о своих коллегах, которые, как уверены кинематографисты, преследуются сегодня за это стремление, в этот вечер также говорили со сцены.
Разумеется, кульминацией всей церемонии стало вручение гран-при фестиваля. На этот раз главный золотой мальчик-кентавр достался создательнице фильма «Пленница» Бернадетт Туза-Риттер (Венгрия, Германия). Картина повествует о судьбе 52-летней венгерки по имени Мариш. Более десяти лет она бесплатно служит домработницей, работая по 20 часов в сутки. Хозяева фактически взяли ее в рабство, отняв ее паспорт и запретив выходить из дому без разрешения. Для них Мариш — животное, которому не положена даже собственная кровать. Героиня фильма запугана, но мечтает вернуть себе свободу.
Приз «Кентавр» и 50 тысяч рублей был вручен режиссеру Руслану Федотову за лучший фильм национального конкурса фильму «Песни для Кита».
Еще один — «Кентавр» и вместе с ним 30 000 рублей с формулировкой «За героев нашего времени» достались фильму «Ничего личного», созданному режиссером Евгением Милых.
По словам президента МКФ «Послание к человеку» Алексея Учителя, фестиваль не просто получился, но и вышел на качественно новый уровень. По единодушному мнению членов жюри, — подчеркнул он, — все конкурсные программы были чрезвычайно интересными.
Как заметил арт-директор фестиваля Андрей Плахов: «если люди и покидали залы во время фестивальных показов, то только лишь затем, чтобы успеть на другой фильм».
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий