Авиационной промышленности — государственную поддержку

Авиационной промышленности — государственную поддержку
20 августа
16:31 2018

Руководители авиастроительных предприятий и конструкторских бюро, представители министерств и ведомств, собрались 7-9 августа в Казани, чтобы обсудить самые актуальные вопросы стоящие перед отечественной авиационной промышленностью. В работе IV Съезда авиапроизводителей России приняла делегация Общероссийского профсоюза трудящихся авиационной промышленности (ПРОФАВИА) во главе с председателем профсоюза Алексеем Тихомировым. Своими впечатлениями о прошедшем Съезде поделился председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации профсоюза Виктор Федосов.

Виктор Иванович, какие впечатления оставил у Вас прошедший Съезд?
Нынешний съезд прошел в Казани, столице региона, в котором расположены многие предприятия авиационной промышленности, на территории выставочного комплекса. Огромный интерес участников привлекла экспозиция, посвященная сегодняшнему дню российского авиапрома. Внимание участников неизменно привлекали новые образцы авиационной техники. Здесь можно было увидеть планеры, легкий пасаажирский самолет, небольшой самолет для сельского и лесного хозяйства «Фермер», вертолет «Ансат» для медиков и МЧС. Все эти летательные аппараты разработаны на предприятиях Татарстана. Были здесь и тренажеры, и различное бортовое оборудование.

Участники съезда могли познакомиться с самым широким спектром беспилотных летательных аппаратов — от небольших квадрокоптеров до аппаратов, способных поднимать 20-30 килограммов. На огромных плазменных панелях рассказывалось об истории, продукции и коллективах ведущих предприятий российского авиапрома — КБ им.Туполева, Миля, Бериева. Прекрасную электронную экспозицию представили и наши земляки из ОАО «ОДК Климов».

Приятным сюрпризом для участников оказалась детская экспозиция — авиамодели, изготовленные казанскими школьниками. В Татарстане к вопросу профориентации подходят серьезно, у многих школ и интернатов авиационная специализация. Так что многолетний советский опыт приобщения к авиации через авиамоделизм оказался востребованным!

Какие вопросы обсуждались на Съезде?
Нужно сказать, что несмотря на прекрасную экспозицию, интересные разработки, в течение всего съезда не покидало чувство тревоги за будущее, за судьбу отрасли. У многих предприятий скоро заканчивается оборонный заказ. А для перехода на гражданскую продукцию сделано очень мало. Какие-то успехи есть лишь у отдельных предприятий. Однако многие проекты по гражданской авиации так и остались невыполненными. Есть планы выпуска «Суперджетов» и МС-21, однако объемы не смогут обеспечить полную загрузку предприятий, выпускающих их. К тому же это самолеты для идеальных аэродромов с бетонными взлетными полосами. Абсолютно отсутствуют заказы на самолеты для местных авиалиний, для региональной авиации. Все говорят, что они необходимы, но заказчиков нет!
Этим проблемам были посвящены многие выступления участников.

Были ли предложены пути для выхода из ситуации?
Я уже не раз говорил об этом, и скажу еще раз: без государственной программы поддержки отечественной авиационной промышленности эту задачу не решить. Наши самолеты имеют большую по сравнению с иностранными себестоимость потому, что выпускаются в единичном количестве.

При серийном выпуске себестоимость снизится, появится возможность приобретать современное технологическое оборудование, повысится конкурентоспособность не только на внутреннем, но и на внешних рынках.

Но для этого необходимо восстановить систему госзаказа, а возможно — и принять радикальные меры для защиты своего производителя, введя запретительные пошлины на ввоз иностранных самолетов и льготные кредиты для авиакомпаний при закупке отечественной техники. Ведь раньше Министерство гражданской авиации заказывало все — от кукурузника до лайнера.

Об этом говорили в своих выступлениях многие делегаты. Напомню, что на прошлых съездах многие руководители предприятий говорили о необходимости возродить Министерство авиационной промышленности, была создана рабочая группа. К сожалению, эти планы так и остались на бумаге.

Считаю, что развитие авиационной промышленности является одним важнейших, стратегических направлений импортозамещения. И именно производство авиатехники может создать тысячи современных высокотехнологичных рабочих мест, о которых говорится в знаменитых майских указах Президента России Владимира Путина.

И не случайно в резолюции Съезда первым пунктом отмечена необходимость создания единого государственного органа управления авиационной индустрией, отвечающего за координацию усилий участников разработки, производства эксплуатации и ремонта отечественной авиационной техники.

Какие еще вопросы обсуждались на Съезде?
Назову некоторые темы круглых столов: «Беспилотные летательные аппараты», «Подготовка кадров для авиационной промышленности, профстандарты», «Безопасность полетов, реализация требований», «Учетная политика и ценообразование интеллектуальной собственности в цифровом производстве авиационной техники».

В принятой резолюции отмечена необходимость объединение усилий Министерства транспорта и Министерства промышленности и торговли для увеличения перевозок на воздушных судах отечественного производства, принятия системных мер по созданию признаваемой во всем мире системы сертификации летной годности, включения в контракты с иностранными компаниями на поставку авиационной техники пункта о локализации производства на территории России. В текст документа также включены рекомендации продолжить работу по повышению квалификации кадров, росту привлекательности отрасли.

О чем говорили представители профсоюза?
Участники Съезда с интересом выслушали развернутое выступление председателя ПРОФАВИА Алексея Тихомирова, затронувшего  широкий круг вопросов. Профлидер уделил серьезное внимание улучшению условий труда, рассмотрев, в частности, вопросы связанные с обеспечением спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. В своем выступлении он также затронул одну из самых острых вопросов отрасли — подготовку квалифицированных рабочих кадров, соответствующих современным требованиям.

Лидер ПРОФАВИА отметил необходимость координации усилий предприятий отрасли в этом вопросе. Алексей Тихомиров считает, что повышению квалификации будет способствовать скорейшее внедрение профессиональных стандартов, которые помогут объективно оценить квалификацию нового работника, минимизировать о дополнительного обучения на производстве. Лидер ПРОФАВИА также выступил модератором на круглом столе по вопросам подготовки кадров для авиационной промышленности и внедрения профстандартов.

Завершаю нашу беседу, хочу выразить надежду, что проблемы российского авиастроения все же будут решены и отечественные гражданские самолеты займут свое законное место в российском небе.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.