Когда «Гитары» поют «Битлз»

Когда «Гитары» поют «Битлз»
24 июля
14:11 2018

Июнь петербуржцам запомнился не только Чемпионатом мира по футболу и решением правительства о повышении пенсионного возраста. 18 июня, в день рождения Пола Маккартни, в нашем городе состоялось музыкальное событие, которое не осталось незамеченным даже в буре футбольных страстей и народного возмущения пенсионными новациями — сорок восьмой по счету концерт «Праздник музыки «The Beatles». Организовало его «Некоммерческое Партнёрство Самореализации и Развития «Благодарная Россия — Битлз».

Праздник музыки собрал большое количество поклонников ливерпульской четверки. Концертный зал «AURORA» с трудом вместил всех желающих услышать нестареющие «битловские» мелодии. На суд зрителей были представлены и совершенно оригинальные кавер-версии знакомых с детства песен (например на аккордеонах от группы «AccordionRock») и «классическое» исполнение песен «Битлз» — от известного актера Игоря Скляра и легендарного ансамбля «Поющие гитары».

Неудивительно, что среди зрителей были люди совершенно разных возрастов — от тех, кому уже далеко «за», кто слушал песни Маккартни и Леннона еще на магнитофонных катушках до современной молодежи — «битлы» сформировали музыкальную культуру многих поколений. А о том, какую роль сыграла знаменитая четверка в творческой (и не только) судьбе «Поющих гитар», нашему корреспонденту рассказал музыкант культового питерского ансамбля Владимир Васильев.

Санкт-Петербург – столица российской битломании. «The Beatles» в Ленинграде начали слушать и играть раньше всех в стране – с середины 60-х. А традиции проводить праздники музыки «The Beatles» появилась в Ленинграде еще в семидесятых. Они проходили четыре раза в год — в дни рождения участников ливерпульской четверки.

Владимир Борисович, на концерте объявили, что впервые со сцены «Поющие гитары» исполнили песни «Битлз» в 1966 году…

— Именно так. Хотя официально даже слушать песни «Битлз» не разрешалось — это была «чуждая нам буржуазная музыка», мы, рискуя, исполняли на концертах одну-две песни. Причем риск-то был довольно серьезным: в любой момент мог прийти какой-нибудь чиновник и сказать: «Что они себе позволяют?» и написать жалобу в Ленконцерт. На следующий день тебя бы вызвали «на ковер». А последствия — от «ссылки» в периферийную филармонию до расформирования группы и вплоть до полного запрета на концертную деятельность.

Но был один очень важный момент, который прощал такие вольности. Дело в том, что популярные вокально-инструментальных ансамбли (а именно так, как вы помните, в Советском Союзе назывались музыкальные группы и основоположником, кстати, стали именно «Поющие гитары»), собиравшие аншлаги в концертных залах, целые стадионы, и в то же время сами получавшие сравнительно небольшие фиксированные концертные ставки, приносили гигантские деньги филармониям и концертным организациям. И благодаря вот этой коммерческой составляющей, которая «перешибала» все, руководство того же Ленконцерта закрывало глаза, на то, что «Поющие гитары» позволили себе этакую вольность и исполнили на концерте одну-две песни «Битлз».

Причем мы говорили, что это «песня протеста, песня о равноправии трудящихся». В общем, придумывали все, что угодно, лишь бы ее спеть.

Был еще такой спасительный момент — советские поэты писали на музыку известных песен «Битлз» свои тексты, которые совершенно официально занимали свое место в репертуаре «Поющих гитар».

Благодаря распространению посредством ВИА этого неповторимого, «битловского», музыкального обаяния гитарной мелодики, вся страна слушала лучшие, подчеркиваю, лучшие произведения современной европейской музыки. Музыканты в этом отношении были народом очень щепетильным и очень избирательным, петь просто туфту лишь бы на английском никто себе позволить не мог.

— А во время исполнения песен трудностей перевода не возникало?

— Вы имеете в виду — понимали ли мы, что мы поем? Честно, мы в двадцать лет не задумывались об этом. Это сейчас мы дотошно изучаем смысл текстов, нет ли там чего-нибудь «этакого». Тогда была просто безудержная радость, что поешь на английском то, что любишь и плюс реакция зрителей. Когда ты видишь, что благодарная публика тебя не отпускает и ты по двадцать-тридцать минут поешь «на бис» — это дорогого стоит.

В школе, когда еще играли на танцах, мы слов вообще не знали, использовали, так называемый, «английский тарабарский язык». Большинство слов выдумывали сами, главное, чтобы по количеству гласных и слогов сходилось и попадало в мелодию.

Позже стали приглашать преподавателей английского, давали им послушать магнитофонную запись. Но чаще всего она была не качественной —уже не известно какой копией с пластинки, добытой у «фарцовщиков». Поэтому «англичане» в итоге писали текст, который на 10% состоял из фактических слов песен и на 90 — из «примерных» — которые они просто угадали по смыслу. И только потом, когда в конверты с дисками стали вкладывать проспекты, в которых были тексты песен, мы смогли прочитать правильные английские слова.

— А какие песни пели в первую очередь?

— Мне трудно установить какую-то очередность. Как только выходила новая пластинка, через две недели — максимум месяц — все лучшие произведения сразу же исполнялись на концертах. Причем исполнить так, как это звучало в оригинале, получалось далеко не у всех, потому что мастерства и вокального, и инструментального не хватало. В шестидесятые годы никто не мог научить тебя играть на гитаре, скажем так, популярную музыку — не было ни специалистов, ни преподавателей этого жанра. Такого понятия «электрическая гитара» просто не существовало — мы сами их выпиливали из фанеры и ставили струны от рояля. А всем же хотелось добиться такого же звучания, как на магнитофоне или на пластинке.

Учились у приезжавших на гастроли артистов из стран тогда соцлагеря, где не запрещалось слушать «Битлз». Через них же «доставали» необходимое музыкальное оборудованием, играли джем-сейшны, на которых откровенно спрашивали друг у друга: «Как ты этого достиг?».

— На Ваш взгляд, в чем особая энергетика «битлов»?

— Безусловно, это особый мелодизм, сочетание нот завораживающее и, так называемая, особая выразительность исполнения. Пусть простота, пусть не виртуозная игра на гитарах — не важно. Мелодия во все времена будет основополагающей.

Вот взять к примеру меня, я слушаю и пою их песни уже полвека. А ведь по образованию специалист по двигателям внутреннего сгорания. И я не мог даже представить, что музыка станет моей профессией. Но услышав еще в школе на своем старом послевоенном приемнике «Нева» в деревянном корпусе, у которого была просто уникальная акустика, бас-гитару Пола Маккартни, я влюбился в этот инструмент и играю на нем уже более 50 лет. (Кстати гитара у меня, как у Маккартни, выпущена в 1966 году). Поэтому я благодарен судьбе за то, что когда-то услышал «Битлз» и с тех пор люблю эту музыку и всю свою жизнь ей посвятил.

То есть можно сказать, что знаменитый ВИА «Поющие гитары» появился благодаря группе «Битлз»?

— Пусть это звучит несколько с претензией, но если по-честному, то да. И многие ансамбли впоследствии создавались благодаря ливерпульской четверке. Но первым, который возник под влиянием, эмоциональным воздействием «Битлз», стали именно «Поющие гитары».

Использованы фото группы «ВКонтакте» «Благодарная Россия — Битлз (Санкт-Петербург)» и личного фотоархива Владимира Васильева.

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.