«Праздник музыки» вновь состоялся

«Праздник музыки» вновь состоялся
13 июля
16:17 2018

XVI международный фестиваль «Три века классического романса» стал историей, как всегда оставив яркий след в культурной жизни Северной столицы. Именитые звезды и яркие молодые исполнители говорили со сцены «высоким слогом» романса, понятным и доступным каждому. Лучшие из них помогли открыть конкурс. О том, чем запомнится нам этот фестиваль, рассказывает его директор, одна из ведущих концертмейстеров Петербурга, заведующая кафедрой концертмейстерского мастерства Санкт-Петербургской консерватории  заслуженная артистка России Елена Гаудасинская:

— Наш фестиваль существует с 2003 года и мне кажется в области камерной музыки это едва ли не самое крупное мероприятие. Судите сами: каждый год новая и интересная программа,  известные исполнители, а также творческий конкурс, в которым вокалист и пианист участвуют на равных условиях.

Мы по-прежнему держим марку. Для нас пишут известные композиторы, например — Сергей Слонимский. Несколько лет назад мы открывали фестиваль его вокально-симфонической поэмой «Маргарита за прялкой». В этом году мы представили его новый цикл из двух романсов. Большой интерес к фестивалю выражается и в том, что для нас с удовольствием пишут музыку молодые композиторы. Каждый раз на фестивале представлена яркая палитра новых творческих сил.

— А исполнители? Какова сегодня география фестиваля? Как заявляет о себе наша петербургская школа?
— Петербургская школа по-прежнему не подводит, занимает одно из ведущих мест. Вместе с тем,  на фестиваль приезжают, как наши звезды, так и вокалисты из Аргентины, Бразилии, Китая, Японии, со всей Европы, в первую очередь — французы и немцы. Международное сотрудничество развивается во многом благодаря взаимодействию с Фондом Гартов.

— Помимо известных исполнителей фестиваль славится и оригинальной программой…
— Да, мы постоянно ищем новые формы, новые интересные сочетания инструментов, — лютня, мандолина, арфа. Был прекрасный концерт, когда народная артистка России Ольга Кондина пела под арфу и орган. Ей аккомпанировали инструменталисты из Франции. В прошлом году австрийский тенор Александр Каймбахер пел «Прекрасную мельничиху» Шуберта, а наш известный арфист Александр Болдачев аккомпанировал ему на арфе, и это было прекрасно.

Хочется вспомнить и наши оркестровые концерты, в которых звучат циклы и отдельные романсы написнные специально для голоса с оркестром. Например, «Песни об умерших детях», «Песни странствующего подмастерья» Густава Малера «4 Последних песни» Рихарда Штрауса и многое другое.

— Но есть еще и такая рубрика, как «Театр романса»…
— Да, ее мы придумали не так давно, года три назад, чтобы дать возможность студентам-балетмейстерам и режиссерам показать свои работы в жанре камерной музыки. Среди наиболее заметных постановок в «театре романса», отмечу цикл Дмитрия Шостаковича на стихи Саши Черного «Сатиры» и «Вальсы любви» Йоганеса Брамса.

— Едва ли не основным событием «Трех веков» каждый раз становится конкурс. В чем его особенность?
-Конкурс вокально-фортепианных дуэтов лежит в основе нашего проекта. Изначально, основной задачей было подчеркнуть роль пианиста в дуете. Программа конкурса очень разнообразна и включает в себя все основные романсовые стили западноевропейской и русской музыки.

От Венской классики до современных сочинений 20-21 века. Программа исполняется на 3-4-х языках, и, конечно, что бы представить 12-ть романсов, выучить нужно, как минимум, пятьдесят, что является большим репертуарным багажом для исполнителей.

Важная особенность конкурса в том, что концертмейстер участвует в нем на равных с вокалистом. Обычно, певец становится лауреатом, а пианист получает лишь диплом. У нас же он — полноправный участник конкурса.

— А есть ли нечто похожее на других конкурсах?
-Насколько мне известно — нет, разве что в школе знаменитого певца из Нидерландов Роберта Холла.

— При этом, какова доля концертмейстера в творческом успехе певца?
— Думаю, что концертмейстер, это половина успеха. Иначе творческие дуэты певца и аккомпаниатора не существовали бы так долго. Например, известный творческий дуэт – Сергей Лейферкус- Семен Скигин, которые, на протяжении нескольких десятилетий успешно сотрудничают.

Или, например, лауреаты первой премии нашего конкурса – Игорь Головатенко и Лера Прокофьева. Сегодня оба они работает в Большом театре и выступают вместе уже много лет.  Чем больше стаж совместной творческой работы, тем лучше взаимопонимание в дуэте.

— Фестиваль всегда открытие новых имен. Чем порадовал этот год?
В этом году отличились белорусы, став лауреатами Первой премии. Это баритон Владислав Витушко и пианистка Полина Задрейко. Также лауреатами Первой премии стали и наши земляки — Офелия Погосян (сопрано) и Евгений Зарецкий (фортепиано), студенты Санкт-Пе тербургской консерватории.

Будем следить за их успехами. Третью премию разделили три баритона Андрей Максимов Иван Васильев и китайский вокалист  из Германии. В этом году, кстати, было много баритонов! Обычно бывает масса сопрано.

Те молодые люди, которые имеют интерес не только к опере, но и камерной музыке обладают более глубоким внутренним миром и более широким кругозором. Это помогает развиваться.

Потом мы приглашаем наших победителей выступать на фестивале именно в таком виде, в каком они победили, то есть все тот же дуэт — вокалист и концертмейстер. Прошлые победители к нам возвращаются звездами и мы видим,  какие успехи они сделали за это время. Например, сопрано Анастасия Барун, ставшая участницей Молодежной программы ГАБТ.

— От артистов перейдем к аудитории. Кто ваш слушатель и зритель сегодня? Популярен ли романс в наши дни?
— Да, популярен. Ведь романс — это то состояние души, которое не меняется: любовь, верность, измена, беда, горе, смерть, жизнь… Эти вещи не уйдут от нас, несмотря на все технократические революции. Человек всегда ищет ответа на эти вопросы. Для чего мы, собственно, и ходим в филармонию или оперу.

К нам приходит молодежь, люди среднего возраста, а также дети. Это очень приятно ведь из них вырастут наши слушатели, благодарные и понимающие. Особо скажу о пожилых петербуржцев, они приходят на наши концерты бесплатно — у нас ведь не коммерческое мероприятие. Так что, весь Петербург у нас на фестивале!

— Возвращаясь к конкурсу, хочу спросить: — А судьи кто?!
— Председателем нашего жюри уже почти 10 лет является заслуженный артист России Владимир Чернов. Кроме того, что это замечательный певец,  это и очень хороший неравнодушный человек. Он всем готов помочь: дает мастер-классы, беседует со всеми конкурсантами.

Все исполнители могут поговорить с членами жюри и услышать их позицию. Назову и уже упомянутого певца Роберта Холла. Это один из лучших камерных исполнителей Европы.

Еще один «звездный» член жюри — Мартина Рюпинг, профессор Берлинской высшей школы музыки имени Эйслера. Она помогает овладеть русским певцам немецким стилем, а это очень непросто. Недавно двоих наших ребят Мартина пригласила на стажировку в Германию. Так, устанавливаются очень важные профессиональные связи.

Кроме них, в жюри пианист и органист Кристиан Отт, певица Ольга Кондина, а также один из ведущих европейских концертмейстеров— камерный пианист Семен Скигин, он также щедро делится своим опытом.

— Главные итоги фестиваля…
— Главное, что вновь состоялся этот праздник музыки, длящийся в течение всей фестивальной недели. Сделать это никогда не было просто, а сейчас особенно. Но все окупается благодарностью публики.

Впервые на нешем фестивале, в этом году, в «театре романса» прозвучали сочинения композиторов XXVIII — XIX веков Бортнянского, Козловского. Мы сами не знали этих произведений и с большим интересом их слушали. Это было практически их первое исполнение даже в России.

Мартиной Рюпинг были исполнены произведения Альмы Малер — жены Густава Малера. Так что, все время возникает, что-то новое.
И в завершение, о планах на будущее. Каким Вам видится XVII по счету «праздник музыки»?

— Мы ищем те известные классические опусы, которые на нашем фестивале еще не звучали и знаете, они еще есть, хотя уже прошло 16 фестивалей! В частности, в следующем году вместе с лауреатом премии Фонда Ирины Архиповой, нашим постоянным участником Владимиром Байковым, мы планируем представить «Прекрасную Магелону» Брамса.

Но будет и новая музыка, будут и юбилейные мероприятия, будет и театр романса, сочинения современных композиторов. Сейчас все полны творческих планов, все поехали думать…

Фото пресс-службы Санкт-Петербургской консерватории

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.