218-й авиаремонтный: хранители истории, победители конкурса

218-й авиаремонтный: хранители истории, победители конкурса
25 июня
17:15 2018

У расположенного в Гатчине 218-го Авиаремонтного завода богатая история, неотделимая от истории отечественной авиации, и в 2016 году он отметил свой 75-летний юбилей. Созданные в августе 1941 года авиаремонтные мастерские, от которых ведет свою историю нынешнее АО «ОДК 218 АРЗ», в годы блокады восстанавливали поврежденные в боях штурмовики Ил-2, пикирующие бомбардировщики Пе-2. Сегодня предприятие ремонтирует современные авиационные двигатели четырех типов. Здесь работают специалисты высочайшей квалификации, которым можно без сомнений и колебаний доверить восстановление «сердца самолета». И недаром в ежегодном конкурсе «Лучший по профессии» среди работников авиапрома города и области (в котором завод участвовал впервые) лучшим был признан работник завода — слесарь-сборщик авиационных двигателей Виктор Левицкий.

Ярко-красные кирпичные здания бывших казарм Лейб-гвардии Кирасирского полка расположены рядом с Гатчинским дворцом и парком. В 1944 здесь обосновался военный авиаремонтный завод. Но авиационная история этих мест началась гораздо раньше. В 1910-1973 годах здесь находился Гатчинский аэродром — первый военный аэродром России, первая летная школа.

С этим аэродромом связаны имена Петра Нестерова, первой русской авиатриссы Лидии Зверевой, основателя Российского воздушного флота генерал-лейтенанта Александра Кованько, Валерия Чкалова и многих многих других, внесших свой вклад в историю российской авиации. Перед проходной завода работников встречает памятник Михаилу Ефимову — первому дипломированному русскому летчику, полному георгиевскому кавалеру. Благородную задачу сохранения genio loci (гения места) взяли на себя администрация и коллектив завода.

Хранители истории
И не случайно знакомство с заводом начинается в музее, который начал работу в 2002 году. В огромном светлом зале представлены фактически все газотурбинные авиадвигатели отечественного производства. Небольшую экскурсию проводит помощник управляющего директора завода Анатолий Старовойтов, среди многочисленных обязанностей которого — и сохранение заводской (и не только!) истории. И прекрасный музей, в том виде, в котором  он предстает перед нами сегодня — во многом заслуга Анатолия Старовойтова.

Открывает экспозицию родоначальник отечественных газотурбинных двигателей ВК-1, разработанный в КБ В.Я. Климова, которым были оборудован первые советские реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17.
«По ремонту этого двигателя мы монополисты!»-с гордостью говорит помощник управляющего директора, показывая на реактивный двигатель Д-30Ф-6, которым оснащен истребитель-перехватчик МиГ-31, и сегодня остающийся самым скоростным истребителем в мире.

помощник управляющего директора А. Старовойтов и председатель профкома Л. Балабан

помощник управляющего директора А. Старовойтов и председатель профкома Л. Балабан

Особняком стоят двигатели, которым дают вторую жизнь на 218-м АРЗ — вышеупомянутый Д-30Ф-6, турбореактивный Р-95Ш, вертолетный ТВ3-117. Многочисленные стенды рассказывают об истории завода, Гатчинского аэродрома и современной российской авиации.

На улице перед входом в музей на изящном постаменте парит легендарный «Фарман-IV» с опознавательными знаками Императорского воздушного флота — точная копия самолета (в масштабе 2/3) изготовили по старым чертежам и фотографиям заводские умельцы. А к 75-летнему юбилею завода, который торжественно отметили в 2014 был выпущен красочно оформленный сборник исторических очерков «Рыцари авиации», посвященный как первым русским авиаторам, так и сегодняшним работникам авиаремонтного завода, не только работающим с новейшей авиационной техникой, но и заботливо хранящим историю отечественной авиации.

Хочется отметить, что музей открыт не только для работников завода, но и для всех неравнодушных к истории российской авиации.

Для совершенства — нет предела
Победитель конкурса «Лучший по профессии» Виктор Левицкий родился в 1970 году на Украине в Житомирской области, закончил сельскохозяйственный техникум по специальности техник-механик. Потом были два года службы в радиотехнических частях Советской армии, работа со сложной техникой, сверхсрочная служба в звании прапорщика. После распада СССР Виктор в 1991 году переселяется в Гатчину. Последние 8 лет жизни связаны с авиаремонтным заводом. Слесарь-сборщик авиадвигателей — одна из самых сложных рабочих специальностей, требующих интеллекта, отличного знания техники.

«Необходимо работать головой — знать как устроен двигатель, как действует каждая его деталь, понимать сборочные чертежи. Сборка двигателя производится в соответствии с технологией, в точно определенной последовательности. Если нарушить порядок — двигатель будет собран неправильно. Так что нужна предельная внимательность, дисциплина »,- говорит Виктор Левицкий: «Но и моральное удовлетворение от результатов своего труда — огромное. Сразу же после сборки двигатель испытывают, к нам приходят акты, результаты испытаний — как правило, хорошие. Приходят отзывы и от тех, кто летает с ними. В том числе — и от военных авиаторов, стоящих сегодня на страже Родины».

Виктор Левицкий

Виктор Левицкий

На вопрос о том, сколько времени нужно, чтобы хорошо освоить профессию, Виктор не дает точного ответа, считая, что для совершенства нет предела. Сейчас у него пятый разряд, но стремится к высшему — шестому. Виктор освоил сборку двух типов двигателей — турбореактивного Р-95 Ш (используется на штурмовиках Су-25) и турбовального ТВ3-117, различные модификации которого используются фактически на всех отечественных вертолетах.

Победитель конкурса с удовольствием делится опытом с молодыми рабочими, которых обучают здесь же, на производстве. Он отмечает, что профессия слесаря-сборщика авиадвигателей привлекательна и для молодежи — современная квалифицированная работа, вполне достойная зарплата (50-60 тысяч рублей), хотя, у молодежи, наверное, более высокие запросы.

У Виктора двое детей — сын и дочь, есть и внуки. Кстати, говоря, дети выбрали авиационный вуз — ГУАП. Дочь уже закончила его по специальности «экономист», а сын учится на программиста на втором курсе. И Виктор Левицкий не исключает, что когда-нибудь сын придет на завод — на практику, а может быть, и на работу.

В профсоюзе — большинство работников!
Наша беседа проходит в уютном помещении профкома завода. Председатель профкома Леонид Балабан отмечает, что победитель конкурса с первого дня работы вступил в профсоюз. И при выдвижении на конкурс профком поддержал его кандидатуру.

«У нас действует хороший коллективный договор, включающий различные социальные выплаты — премию к отпуску, оказание материальной помощи работникам (в том числе — бывшим), оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. Дотируются комплексные обеды — работник платит вместо 190 рублей 130. Ежегодно проводятся профосмотры работников, труд которых связан с вредными условиями», — рассказывает профсоюзный лидер.

Спорт — одно из традиционных направлений работы первичной профсоюзной организации. Заводская команда — непременный участник и многократный победитель Спартакиад, в которых участвуют предприятия и организации Гатчины. А дипломы и витрина с кубками занимают целую стену. Вот и в этом году спортсмены АО « ОДК 218 АРЗ» одержали победу на городском первенстве.

Не забывают и культуре. В последние годы организованы 7 поездок по историческим местам, посещение театров. Желающие побывали в Старой Ладоге, Новгороде, Тихвине. Планируется поездка в Псков.

Об активной работе профсоюза свидетельствует и то, что в нем состоит более 80 процентов работников. И, по мнению Леонида Балабана, это вовсе не предел!

Председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Виктор Федосов: «Авиаремонтный завод 218 — предприятие, на котором  трудятся специалисты высочайшей квалификации, оснащенное современным технологическим оборудованием. На заводе активно работает первичная профсоюзная организация, объединяющая большую часть коллектива, умеющая выстраивать социальное партнерство с администрацией».

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.