Теги

1 Мая АПК Бах Валентина Пилипенко Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Георгий Пара Георгий Полтавченко Дворец Труда Екатерина Слепнева ЖКХ Импортозамещение ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область МРОТ Мария Артюхина Николай Чалов Нина Леонтьева Орган Петербург Площадь Труда Регион 47 СОУТ Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Светлана Шихова Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР детский отдых коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость органные уикенды в Старой Коломне охрана труда первичная профсоюзная организация профсоюз профсоюзы социальное партнерство трехстороннее соглашение храм святого Станислава

Календарь

Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Подписаться на новости

История в глине и цветном стекле

История в глине и цветном стекле
03 мая
14:07 2018

Светлые кирпичные корпуса под сенью елей и сосен. Веревочный городок, лодки, причаленные у берега реки. Детский оздоровительный лагерь «Россонь», расположенный в Кингисеппском районе, в летние и зимние каникулы принимает сотни детей, а в остальное время открыт для всех желающих. Неизменный интерес со стороны детей и взрослых вызывает небольшой историко-краеведческий музей, расположенный в административном комплексе, созданный энтузиастом — художником Виктором Федосеевым.

История этих мест для большинства — терра инкогнита. Книги, в которых рассказывается (или упоминается) о прошлом этого края можно пересчитать по пальцам. Между тем, у этих мест богатая и захватывающая история. Веками жили здесь представители разных народов — ижоры, русские, финны, эстонцы. Не раз в истории пограничные земли становились ареной сражений между Русью и Ливонским орденом (а позже — Швецией), владевшими Прибалтикой.

С 1920 по 1940 земли на правом берегу Наровы входили в состав Эстонской республики. В нескольких километрах о границы со сталинским СССР свободно действовало общество ингерманландских финнов «Инкерин сеура», выпускавшее свою газету, проводившее праздники и курсы по сельскому хозяйству и домоводству. В деревне Венкуль при Народном доме работало Общество русской культуры «Заря», славившееся своей библиотекой и спектаклями, для участия в которых приглашали даже профессиональных актеров. Сегодня живущих в родных местах коренных жителей этих мест и их потомков можно пересчитать по пальцам.

Правление Общества русской культуры   1923 г., деревня Венкуль

Правление Общества русской культуры 1923 г., деревня Венкуль

За послевоенные десятилетия многие переехали из деревень в соседнюю Нарву, и живут в домах своих предков лишь летом – как на даче. А в последние годы многие из них продали дома петербуржцам – совершенно новым жителям берегов Россони. Познакомить жителей и отдыхающих (да и всех небезразличных) с историей этого уголка призван музей, созданный четыре года назад.

«Рисовал сколько себя помню. Закончил Русский христианский гуманитарный институт по специальности «искусствоведение». Но работать по ней я не хотел. Над искусствоведами посмеиваются — «кто сам не умеет, тот об этом рассказывает». И одновременно с учебой освоил керамику и витражи. Финно-угорская тематика интересовала давно, наверное, дают знать мои коми-пермяцкие корни! И когда четыре года назад я пришел работать художником в детский оздоровительный лагерь «Россонь» это увлечение во многом стало профессией»,-рассказывает художник Виктор Федосеев.

Мы подходим к двери с табличкой с надписью «Музей». На стенах — стенды с фотографиями. Народная школа и лютеранская церковь в Калливере, православная церковь в Венкуль, местные жители, обрабатывающие поля, ловящие рыбу, строящие дома. Будни и праздники, крестные ходы и похороны. Жители окрестных сел в форме царской, эстонской и советской армий. В уголке предметы быта: прялка, валик для стирки белья, горшки и посуда. Стеклянный поплавок для сети. Такие в былые времена выдували для себя и для рыбаков из соседних деревень жители Куземкина.
«Предметы быта и фотографии собраны у жителей окрестных деревень. Как правило, люди с радостью отдавали их, узнав о том, что создается музей»,- рассказывает Виктор.

Есть здесь и экспонаты, посвященные сражениям Великой Отечественной – неподалеку отсюда в 1943-44 шли ожесточенные бои за Нарву.
Мы идем в мастерскую художника. Сейчас здесь тихо, а в летние месяцы целыми днями звенят детские голоса. Под руководством Виктора осваивают они секреты керамики. Перед нами – прекрасные глиняные горшки, фактические копии тех, которые изготавливали в былые времена ижоры и финны. Так, при помощи керамики дети прикасаются к прошлому края, к традициям и быту людей, веками живших здесь. Виктор Федосеев – постоянный участник ежегодных конференций по финно-угорской тематике, проходящих в Эстонии в соседней Нарве, во время которых он посвящает всех желающих в тайны традиционной ижорской керамики.
Впрочем, художник не стремится полностью копировать исторические оригиналы, помогая детям проявить фантазию, творческий подход. Например — в росписи керамики.

Небольшой витраж, напоминающий витражи в петербургских домах в стиле «северный модерн». У детей, отдыхающих в «Россони», есть и редкая возможность попробовать себя в создании витражей, поучаствовав в увлекательном проекте, связанном с местной историей. Это создание витражей по мотивам легенд и летописей для исторического музея в Ивангородской крепости. В цветном стекле воплотятся 10 сюжетов, среди которых и легенда о лошадиной шкуре, в размер которой шведский король разрешил Великому князю Московскому Ивану III возвести пограничную крепость. Напомним, что по преданию находчивые русские разрезали шкуру на тончайшие полоски, связали их, и отмерили периметр будущей крепости. Конечно, это легенда, и согласия у воинственных соседей никто не спрашивал, да и владели соседним берегом в то время не шведы, а рыцари Ливонского ордена. Однако за Ивангородом в течение веков закрепилось прозвище «Город лошадиной шкуры».

Огромный ткацкий станок, занимающий почти половину комнаты – особая гордость Виктора. Он был приобретен в одной из деревень под Ивангородом, а изготовлен, судя по надписям, под Изборском в ХIХ веке. Работа на нем кажется настоящим искусством, и сегодня трудно представить, что когда-то этим умением владели почти все крестьянские женщины. И сегодня станок не простаивает без дела – к древнему искусству приобщаются и взрослые, и дети. Станок заправлен нитками, и из него выходит лента разноцветной ткани – как и многие десятилетия назад.

«Моя мечта – построить здесь финно-угорскую избу, в архитектуре которой отразились бы финские, ижорские традиции. Внутри располагались бы предметы быта, воссозданные костюмы. Здесь можно было бы проводить занятия по ремеслам, истории, традиционной музыке, смотреть фильмы, рассказывающие об истории и культуре. А выйдя из избы – поиграть на свежем воздухе в традиционные подвижные игры.
Финско-ижорская изба стала бы центром притяжения для взрослых и детей, одним из очагов сохранения истории, традиций. Идея эта находит поддержку руководства, и я надеюсь, что ее удастся воплотить»,-говорит Виктор.

А пока художник готовится к новому летнему сезону, в котором юных хозяев  «Россони» снова ждут незабываемые встречи с прекрасным.

Видео. Витражи для Ивангорода.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.