«Это место — святое»: посвящение воздушному флоту

«Это место — святое»: посвящение воздушному флоту
25 апреля
22:48 2018

В среду 25 апреля произошло событие, которого не один год ждали многие люди, неравнодушные к истории отечественной авиации. В одном из зданий былой Офицерской воздухоплавательной школы торжественно открыта экспозиция, которая призвана положить начало создаваемому здесь Национальному авиационному музею.

Улица Парковая, среди промзоны выделяются красные кирпичные строения военного городка, построенного в конце XIX — начале XX века специально для военных воздухоплавателей. Здесь был построен и взлетел первый русский аэростат, первый дирижабль «Учебный», несколько аэропланов, здесь многие десятилетия жил командир первого воздухоплавательного отряда, первый командующий российским военно-воздушным флотом легендарный генерал-лейтенант Александр Кованько, первый в мире генерал от авиации, летавший на аэростате вместе с Дмитрием Менделеевым, награжденный золотым Георгиевским оружием за Русско-японскую войну. Память о былых временах сохранилась в названии железнодорожной станции Воздухоплавательный парк.
Хозяевами этих зданий всегда были военные авиаторы – после революции здесь располагался отряд военных воздухоплавателей, а в годы Великой Отечественной – авиаремонтные мастерские, восстанавливавшие поврежденные боевые самолеты, полученные по лендлизу. До начала двухтысячных территорию делили авиаремонтный завод, ремонтировавший авиационные приборы и радиотехнику, и авиационный склад.

Мы – наследники!
На стене небольшого кирпичного здания Караульного дома – огромный флаг военно-воздушного флота начала ХХ века. Церемонию открытия начинает выступление высокого гостя – командующего дальней авиацией генерал-лейтенанта Михаила Опарина. «Мы – наследники тех лет, тех авиаторов. Наш долг – сохранить и приумножить»,-сказал он, завершая свое краткое выступление. Отметим, что значительная часть экспозиции посвящена «Илье Муромцу», первому в мире многомоторному бомбардировщику, родоначальнику авиации дальнего действия.

Священник Константин Татаринов (в прошлом – штурман дальней авиации) напомнил о том, что генерал Кованько был человеком глубоко верующим и постоянно участвовал в богослужениях простым псаломщиком в храме св. Илии-пророка при Офицерской воздухоплавательной щколе. Отец Константин выразил надежду, что храм, разрушенный в послереволюционные годы, будет восстановлен.

Ремонт двигателя дальнего бомбардировщика. Первая Мировая война

Ремонт двигателя дальнего бомбардировщика. Первая Мировая война

С особым вниманием слушали авиаторы, историки и журналисты внучку легендарного генерала Елизавету Евгеньевну Сергееву. Ей не довелось увидеть деда, умершего в 1919 году, однако она выросла среди семейных воспоминаний, старых фотографий, слушая рассказы своей матери, дочери Александра Кованько. Елизавета Сергеева напомнила о том, что у генерала было семеро детей. Она рассказала также, что в Большой Советской энциклопедии в статье о генерале Кованько присутствовало абсолютно лживое (и оскорбительное!) утверждение о том, что он якобы был противником самолетостроения. Кстати говоря, генералом был лично разработан проект аэроплана, а под его руководством – еще  пять самолетов. И еще в советское время дочь Александра Кованько сумела добиться внесения изменений в текст БСЭ.

Юрий Лозыченко и Елизавета Сергеева в кабинете генерала Кованько

Юрий Лозыченко и Елизавета Сергеева в кабинете генерала Кованько

Хранитель
Слово берет Юрий Лозыченко, подвижник, отдавший созданию музея десятилетия своей жизни. Без преувеличения можно сказать, что без него музей не был бы создан. Напомним, что в начале 60-х годов прошлого века после службы в ВВС Юрий Лозыченко пришел на авиаремонтный завод, где проработал радиомехаником около 40 лет. Еще тогда, в юности, увлекся он историей воздухоплавания, начав по поручению комсомольской организации поиск и подготовку материалов для заводского музея. Музей, созданный на территории завода, действовал более двух десятилетий и был доступен для всех желающих по предварительной договоренности.
Но после того, как в 2007 году завод закрылся, экспонаты многие годы не могли найти нового помещения и хранились на складе. Прошедшее десятилетие было непростым для историка. Письма о необходимости создания в стенах военного городка авиационного музея были направлены представителям всех ветвей власти, лидерам политических партий, высокопоставленным военным чинам.

Юрий Лозыченко стал настоящим гением мест, хранителем истории Воздухоплавательного парка. По его инициативе был установлен поклонный крест на месте храма, он не позволил коммерческой структуре, ставшей владельцем части зданий, снять мемориальные доски, посвященные Офицерской воздухоплавательной школе и работникам завода, павшим во время блокады от вражеских обстрелов. Порой события приобретали драматический характер – весной 2012 года на историка было совершено нападение.  «Это место – святое! Эта территория хранит дух первых авиаторов»,- говорит Юрий Лозыченко.

Первые шажки нового музея
«То, что вы увидите сегодня только первые шажки»,- отметил руководитель проекта историк Игорь Токарев, человек, без которого сегодняшнего праздника не было бы. Именно он сумел убедить военных, добиться от Министерства обороны принципиального решения о создании музея. Но вот наступает торжественный момент. После короткого молебна красную ленточку перед входом в музей перерезают генерал-лейтенант Опарин, отец Константин и Игорь Токарев.

Собравшиеся проходят в Караульный дом. Экскурсию по небольшой пока экспозиции проводит Юрий Лозыченко, с увлечением рассказывающий об истории Воздухоплавательного парка и Офицерской воздухоплавательной школы. Перед экскурсантами – редкие фото первых стартов российских аэронавтов, документы о выкупе земель у крестьян-местных жителей. В те времена это была дальняя окраина российской столицы. В другом зале воссоздан кабинет генерала Кованько. Гости музея с интересом рассматривают экспозицию из редких фотографий, посвященных тяжелому бомбардировщику «Илья Муромец». А во дворе из старого патефона звучит знаменитый фокстрот «Рио-Рита» и реконструктор в форме военного летчика 30-х годов предлагает подкрепиться чаем из самовара и булочками.

Экскурсия продолжается на территории военного городка. Гости проходят к поклонному кресту на месте храма военных авиаторов. Далее – небольшое трехэтажное здание. Второй этаж его занимала квартира генерала Кованько, на третьем была квартира его заместителя, а на первом располагались хозяйственные службы. В послевоенные десятилетия здесь располагался цех по ремонту авиационной радиоаппаратуры. Сейчас здесь запустение, ободранные стены, осыпающийся потолок. В бывшем кабинете генерала проходит импровизированный концерт. Песни на стихи современных поэтов исполняет бард Татьяна Нега, свои стихи читают поэтесса Любовь Егорова и журналист Марина Кротова.

«Фарманы» и «Ньюпоры» покоряют небо
Неподалеку от былого дома начальника – небольшое производственное помещение. В полумраке сверкают никелем цилиндры мотора воссозданного аэроплана времен Первой Мировой. Аппарат  построен энтузиастами из Авиационного спортивно-технического клуба Санкт-Петербургского Университета гражданской авиации. Оказывается, он летает и даже участвовал в съемках одной из серий «Ёлок».  Рядом – строящийся легкий истребитель сопровождения С-16 конструкции Сикорского. Клуб работает многие годы. Кстати, построеный в Университете гражданской авиации истребитель «Ньюпор» многие видели в Музее Первой мировой войны в Пушкине.

Пару месяцев назад клуб переехал на территорию Офицерской воздухоплавательной школы, получив для своей работы гораздо большее, чем прежде, помещение. Большую его часть в ближайшем будущем займет экспозиция, в которой будут представлены 2-3 самолета. Часть помещения будет отведена под мастерскую, в которой увлеченные будут создавать новые летательные аппараты. Об этом рассказывает руководитель клуба Илья Деев, удивительный человек, влюбленный в историю нашей авиации, который в наши дни летает на воссозданных по старым чертежам «Фарманах» и «Ньюпорах».

Завершая рассказ о рождении нового музея, хочется напомнить, что наша газета в течение 10 лет поддерживала энтузиастов. На страницах «Площади Труда» вышли семь публикаций, посвященных истории Офицерской воздухоплавательной школы и сегодняшней судьбе архитектурного ансамбля и создаваемого музея.

«Площадь Труда» 10.04.2008

  «Площадь Труда» 03.05.2012

«Площадь Труда» 03.08.2016

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.