Как «обижают» «вредников» и как с этим борются профсоюзы…

Как «обижают» «вредников» и как с этим борются профсоюзы…
20 апреля
11:28 2018
К 100-летию Технической инспекции труда в России и 15-летию Всемирного дня охраны труда

Четыре года назад в России вступил в силу закон о специальной оценке условий труда (СОУТ), которая пришла на смену аттестации рабочих мест (АРМ).

По замыслу авторов закона, он должен был унифицировать процедуру оценки условий труда, создать единый механизм для установления гарантий и компенсаций работникам, которые трудятся во вредных и опасных условиях. И, пожалуй, главное — стимулировать бизнес вкладывать средства в улучшение условий и охраны труда «в целях оптимизации дальнейших издержек по предоставлению гарантий и компенсаций».

Напомним, что еще с советских времен существовали, так называемые, списки «вредных» производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Но как посчитали инициаторы документа — Минтруд РФ — списочный подход в современных условиях стал формальным, не учитывающим реальную «вредность» конкретного производства. А работодателям было невыгодно улучшать условия труда поскольку никакие мероприятия не снижали затраты на «списочников». Внедренная в конце прошлого века аттестация рабочих мест (АРМ) также, по мнению и чиновников и экспертов, не решала вопросов, связанных с дифференциацией льгот для тех, чьи рабочие места были признаны вредными. Хотя бы потому, что аттестации подлежали рабочие места не во всех сферах и, например у офисных работников АРМ начали проводить только в 2013 году. Поэтому Минтруд и предложил соответствующую реформу.

Намерения у создателей закона о СОУТ были самые благие. И даже главная цель, которую он преследовал, на первый взгляд, была выгодна не только работодателю, но и работнику. Первый, вкладываясь в улучшение условий труда, впоследствии минимизировал расходы. Второй, хотя, с одной стороны в перспективе лишался льгот и надбавок, с другой — приобретал нормальные условия труда и, соответственно — здоровье, которое, как известно, ни за какие деньги не купишь.
Но пока, судя по результатам спецоценки, за четыре года действия закона выгоду, в основном, получили только работодатели. Многим из них после этой процедуры делать дополнительные отчисления в Пенсионный фонд, предоставлять работникам дополнительный отпуск и доплаты и тд. становится не нужно, но и… улучшать условия труда тоже. Кстати, о таком возможном развитии событий защитники работников — профсоюзы — предупреждали еще на стадии обсуждения документа. Потому что…

«Дьявол кроется в деталях»
… читай — в методике проведения спецоценки. Из нее по непонятным для профсоюзных экспертов причинам исчез ряд вредных факторов (существовавших при проведении АРМ), которые раньше учитывались при определении класса условий труда.

Отсюда и результат — за 4 года со «дня рождения» СОУТ менее чем в половине случаев у работников снижается класс условий труда (или, как еще говорят, «уменьшается вредность»), за счет мер, действительно, улучшивших эти условия. По большей же части условия из вредных «вдруг» становятся допустимыми или — менее «вредными» — «благодаря» применению методики по проведению СОУТ. Таковы предварительные выводы мониторинга, проведенного Ленинградской Федерацией профсоюзов (ЛФП).

По информации профсоюзных организаций Санкт-Петербурга и Ленобласти за время действия нового закона спецоценка, проведена на 171 с лишним тыс рабочих мест. На 10,5 тыс из них класс условий труда был снижен. А вот реально улучшились условия труда при этом только на 4,9 тыс.

«Корабль» изначально назывался «Беда»

«Самое большое «автоматическое» уменьшение «вредности» произошло в лесных отраслях, на предприятиях  электроэнергетики, в учреждениях здравоохранения и ряда других, — комментирует главный технический инспектор труда ЛФП Татьяна Пентешина. — Так в лесном хозяйстве и целлюлозно-бумажной промышленности региона количество рабочих мест, где класс условий труда снизился просто по результатам СОУТ, в 7 раз больше, чем тех, где вредные факторы были минимизированы. В электроэнергетике — в 4 раза больше.

Такие цифры еще раз подтверждают мнение профсоюзов, что закон о СОУТ, как минимум, несовершенен. Однако существует и более жесткая позиция. По словам технического инспектора труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области межрегиональной организации Общественной организации «Всероссийский Электропрофсоюз» Виктора Егоренкова, «автоматическая» потеря компенсаций — следствие не огрехов в документах, а изначальная задача тех, кто инициировал их создание».

Фото http://trendintech.com/

«Корабль» сразу назывался «Беда», — иронически замечает он. — Я уверен, что главной задачей нового закона о СОУТ было: «разгрузить» социальные и пенсионные фонды, из бюджета которых финансируются льготы и гарантии для «вредников». И сделать это, подчеркиваю, любыми средствами. Иначе как объяснить, что пересмотрена методика измерений физических факторов, таких как вибрация, шум, микроклимат, которые учитываются при проведении оценки условий труда, или, например, в электроэнергетике не учитывают фактор риска при работе с электрооборудованием? Наш профсоюз добивается, чтобы воздействие вредных факторов привели хотя бы в соответствие с действующими санитарными правилами и нормами ( СанПиН 2.2.4.3359-16). Требования СанПиНа в обязательном порядке учитываются при производственном контроле. А результаты контроля могут стать основанием для внеплановой СОУТ. Надеюсь, что наши усилия послужат основанием более объективной оценки условий труда и уменьшат количество «автоматически» ставших менее «вредными» рабочих мест.

Гарантии — вернуть

Как видим, защитники работников в тех самых проблемных отраслях не собираются молчаливо соглашаться с тем, что людей необоснованно могут лишить льгот и гарантий.
Так председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации профсоюза работников лесных отраслей РФ Николай Набоков привел в пример историю двухлетней давности на одном из целлюлозно-бумажных предприятий Ленобласти. Там профсоюзный комитет при проведении СОУТ на картонном производстве обратил внимание «замерщиков», на повышенный уровень шума в цехе. В результате «вредность» шума учли, и работники (около 60 человек) получили дополнительные льготы. Но, к сожалению, на этом же предприятии дополнительного отпуска лишились работники очистных сооружений. Отсюда — и та самая печальная статистика. А виновата опять-таки методика проведения СОУТ, которая, сетует профлидер, не учитывает в большинстве отраслей вредное воздействие биологического фактора. «Профсоюз намерен вносить предложения для изменения методики», — комментирует Набоков.

О большой работе Центрального комитета и Территориальной организации профсоюза работников здравоохранения РФ по сохранению гарантий у представителей медицинских профессий, мы писали уже не раз. Последнее достижение профсоюза — 30 июня 2017 года вышел Приказ Минтруда, который устанавливает особенности проведения СОУТ медработников, оказывающих помощь страдающим психическими заболеваниями. Три года назад профсоюз добился учета при проведении СОУТ биологического фактора у всех медиков. (Другие отраслевые профсоюзы, повторимся, еще ведут серьезную и напряженную работу по отстаиванию биологического фактора, как источника «вредности», у тех же работников очистных сооружений и ряда других служб).

При проведении СОУТ у работников «скорой» оцениваются травмоопасность и напряженность — опять же с подачи профсоюза. Но…, тем не менее, количество рабочих мест в здравоохранении двух наших регионов, на которых класс условий труда снижен просто по результатам СОУТ в два раза выше, чем тех, где, действительно, улучшены условия.

«Дело в том, что в медучреждениях Ленобласти спецоценку проводили на «заре» действия закона — в 2014-м. Тогда профсоюз еще только боролся за изменение методики, и условия труда оценивались по тем параметрам, что существовали первоначально. Отсюда и такие цифры. После корректировки методики пересмотрены результаты СОУТ в Лужской, Выборгской, Рощинской больницах. Но… не все областные медучреждения могут провести внеплановую спецоценку. На эти цели требуются дополнительные средства, которые бюджетом не предусмотрены и их надо где-то изыскать», — говорит технический инспектор ЦК профсоюза по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Геннадий Малушко.

Под давлением другого профсоюза — автомобилистов и дорожников — внесены изменения и в «Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта». Кстати, утверждены они тем же приказом Минтруда от 30 июня 2017 года. Как пояснил главный технический инспектор труда Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Валентин Смирнов, теперь «Особенности…» учитывают 7 показателей тяжести и 23 — напряженности трудового процесса водителей.

Причем, эти факторы — «хорошо забытое старое». До внедрения СОУТ все они существовали — были прописаны в «Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса» и использовались при проведении АРМ. Но почему-то в новой методике Минтруда показателей напряженности осталось только 8. Профсоюз ничего не изобретал, просто добился возвращения к старым и справедливым требованиям оценки условий труда.

«Честная» СОУТ? С профсоюзом!

Чтобы закон о СОУТ реально улучшал условия труда, его еще править и править, отмечают в профсоюзах. Что тред-юнионы и делают. Как мы уже сказали, в нескольких отраслях им удалось внести изменение в методику, требуют ее корректировки и продолжают вести мониторинг данных и  в других отраслях.  Но как прямо сейчас «вредникам» не потерять льготы, если труд их комфортнее не стал? По словам главного технического инспектора труда ЛФП Татьяны Пентешиной, более защищены те, на чьем предприятии существует профсоюз. Ведь профсоюзные вожаки не только и не просто присутствуют при замерах. Они имеют право не соглашаться с результатами СОУТ и требовать провести либо — внеплановую спецоценку, либо — государственную экспертизу условий труда. Там где профсоюза нет, отстаивать льготы работнику придется самостоятельно.

«А это очень сложно, поскольку заявитель должен  оплатить государственную экспертизу, и далеко не факт что, ее результаты устроят работника и оправдают его надежды на возврат причитавшихся ему льгот», — дополняет технический инспектор ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Геннадий Малушко.

Вывод один — резюмируют профсоюзные эксперты: только во многом благодаря сильной, сплоченной профсоюзной организации можно отстоять льготы и гарантии для работников.

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.