«Если ты полюбишь Север — не разлюбишь никогда?»

«Если ты полюбишь Север — не разлюбишь никогда?»
17 апреля
16:16 2018

В арктической зоне России по-прежнему не хватает врачей. Только в Мурманской области сейчас требуется 773 эскулапа. Стараясь привлечь специалистов, там разработали программу «Арктический доктор». И вот сегодня Комитет Совета Федерации Федерального собрания РФ по социальной политике поддержал предложение губернатора Мурманской области Марины Ковтун и рекомендовал включить меры по реализации этой программы в проект своего итогового постановления.

К «Арктическому доктору» федеральные законодатели обратились в рамках Дней Мурманской области, которые проходят сейчас в Москве. В этой пока региональной программе предусмотрен ряд существенных гарантий для медика, решившего работать на Севере. Основой для нее послужила федеральная программа «Земский доктор», призванная привлечь медиков в глубинку. Она действует уже не первый год.

Однако «Земский доктор», по словам губернатора Мурманской области Марины Ковтун, не учитывает специфику Крайнего Севера. Поэтому в Мурманске и решили создать  своего — «Арктического доктора». Ждать действительно, было некогда, ведь регион обеспечен врачами лишь на 59%.

Заработать эта программа должна уже в июле этого года. При этом, в Мурманске надеются придать ей федеральный статус, тем более, что эту инициативу мурманчан одобрил президент РФ Владимир Путин и поручил Минфину и Минздраву проработать детали по реализации «Арктического доктора» совместно с региональными властями.

Но, что думают о работе в Заполярье сами врачи? Готовы ли они сказать «Мы выбрали Север навсегда», или же их пребывание в Арктике закончится с истечением пятилетнего контракта? Об этом же в нашем материале рассуждают представители власти, высшей школы, профсоюзные лидеры, а также те, кто уже совсем скоро должен стать тем самым арктическим доктором.

От «Земского» к «Арктическому»
О том, что программой, созданной мурманчанами заинтересовались другие северные регионы страны Марина Ковтун сообщила еще минувшей зимой, во время телемоста в Северо-Западном пресс-центре ТАСС.

Тогда же, глава региона пояснила, что«Арктический доктор» предоставляет врачам-специалистам в возрасте до 50 лет, при переезде в Мурманскую область, право на единовременную выплату в размере 500 тысяч рублей при трудоустройстве. Через полгода работы выплачивается еще 500 тысяч. После завершения пятилетнего контракта врач получает 1 млн рублей.

При этом, стаж работы врача до прибытия в Арктику должен быть не меньше 10 лет. А категория врача — не ниже первой. Заметим, что на реализацию программы в бюджете региона предусмотрено 35 млн рублей.

Справка: В прошлом году Мурманской области было выделено 75 целевых мест в медицинских вузах. Все студенты-целевики имеют право на региональную стипендию.Но, по сообщению губернатора Мурманской области, реализовать такую программу лишь собственными силами области весьма трудно. Так, на ближайшее десятилетие — а именно столько должна действовать программа, чтобы полностью обеспечить потребность региона в о врачах — на на ее реализацию потребуется 1 млрд 200 млн рублей. В связи с этим, в Мурманске надеются на федеральное софинансирование в объеме 60%.

В дополнение к «Арктическому доктору» в Мурманске планируют создать и программу ипотечного кредитования для приехавших на работу врачей.
Зарплата, жилье, а также саморазвитие

Но ипотечная тема вызвала неодобрение у ректора Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова Сергея Багненко. Вспоминая молодость, академик Багненко сказал, что везде он жил только на служебных квартирах: «Я всегда знал, что не останусь там, где служу».

По Сергею Багненко если и заниматься ипотечным кредитованием, то только там, куда врач собирается уехать поле того, как истечет срок его северного контракта.

«Мы все когда-то выбрали Север и нам здесь комфортно», — оппонировала ему Марина Ковтун, подчеркивая, что далеко не все специалисты, приезжающие в Заполярье мечтают поскорее покинуть этот край. Но, тут же признает она, выпускники вузов неохотно едут сюда, выбирая места с более теплым климатом.

Vox populi
Кстати, именно в Первом медицинском сегодня учатся 60 студентов-целевиков, которые со временем должны приехать на работу на Север. Что думают они?

«Разовые выплаты — не решение проблемы. Действительной социальной гарантией могла бы стать повышенная заработная плата (на 80-90 % от ныне существующей), — говорит студент 5 курса Александр Арнаутов из Сыктывкара. — Это привлекательнее во-первых из-за довольно низкого уровня зарплаты в северных регионах, по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом; во-вторых разовые выплаты, как правило, быстро тратятся работником, и не улучшают уровень его жизни».

Но не одни лишь материальные вопросы смущают Александра Арнаутова. Не менее важна и возможность полноценной самореализации, постоянный профессиональный рост.

«На Севере следует развивать научные центры и современные технологии, так чтобы работающие там врачи могли бы совершенствовать свои знания и навыки, не отставая от уровня столичных и зарубежных коллег». Это довольно очевидная проблема провинциальных городов, подчеркивает наш респондент, желающий пользоваться широким спектром новейших технологий.

«Иначе придется заниматься лечением только банальных аппендицитов, грыж, а все, что сложнее — отправлять в столицу», — смеется Александр Арнаутов и говорит, что скорее всего не останется на Севере после окончания своего контракта.

Его землячки — пятикурсницы Елена Герасимова и Елена Филиппова более категоричны. Их «роман с Севером» будет строго ограничен пятилетним договором. Если Елена Филиппова могла бы остаться, в случае высокой зарплаты и доступного качественного жилья, то Елена Герасимова сообщает, что не останется ни при каких условиях — чрезвычайно суровые климатические условия.

Профсоюзный взгляд
Председатель молодежной комиссии Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации профсоюза работников здравоохранения РФ, главный специалист территориального комитета по организационной работе Алексей Панферов уверен: привлечь и удержать молодых врачей на Севере поможет лишь комплексный подход из трех составляющих: достойная заработная плата — прежде всего, затем — весомый социальный пакет и возможность профессионального развития.

Меры, которые заложены в федеральные программы, по мнению профлидера, недостаточны, но и ни один регион не справится с проблемой привлечения специалистов собственными силами. Слишком большое финансовое бремя.

Прямая речь. Алексей Панферов: «На первом месте должен стоять вопрос материального обеспечения. Без достойной заработной платы, а также без жилья, куда молодой врач мог бы вселиться со своей семьей, говорить о саморазвитии бессмысленно».

Профлидер также полностью разделяет мнение академика Сергея Багненко об обеспечении молодых врачей именно ведомственным жильем.

Наш собеседник особо отметил, что в процессе реформы здравоохранения, сильно возросла нагрузка на медработников, которые вынуждены работать на полторы-две ставки и более, чтобы заработать более-менее ощутимые деньги. Так что декларируемая «высокая зарплата» на поверку оказывается вовсе не такой уж высокой.

«Не случайно наш профсоюз постоянно выдвигает требование исчислять размер средней заработной платы в расчете на одну ставку, а не на физическое лицо», — подчеркивает Алексей Панферов.

Ну и наконец, молодой врач должен получить и возможность для профессионального роста. Например в виде стажировок, как в крупнейших научных центрах России, так и за рубежом,  чтобы, действительно, не ограничиваться лишь «удалением аппендицита» в своей профессиональной практике.
Невыполнение этих трех условий приводит к тому, что молодые врачи не только покидают Север, но и вообще уходят из медицины.

Представитель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) в Северо-Западном федеральном округе, секретарь ФНПР Мария Гринник, — кстати, сама отдавшая Северу несколько десятилетий, — согласна с мнением доктора Арнаутова.

«Будущее Арктики — это прежде всего новые технологии. Уверена, что Марина Ковтун, как губернатор, будет только способствовать этому», — говорит она.

По мнению Марии Гринник удержать молодого врача на Севере поможет сочетание высоких технологий с налаженной материальной базой, социальным пакетом и хорошим коллективом. «Это удержит на долго», — убеждена она.

Прямая речь. Мария Гринник: «В 1970 году после распределения мы оказались на Севере с двумя детьми в деревянном доме без удобств. Но, через три года у нас уже было нормальное жильё и, вместо возвращения в Питер, всей семьей мы задержались на Севере на тридцать с лишним лет. Такой красоты как на Севере: осенний лес , сопки, озера и тишина… и только птицы, — я не видела больше ни где. За осенний выходной грибов наберёшь чистых и вкусных и восстанавливаешься- лучше чем в Дубае! Но, главное: люди. На севере они замечательные. Это потомки рабочих Вологды и Архангельска, строивших предприятия и города. Это потомки москвичей и ленинградцев, создававших здесь науку, медицину и образование».

В советское время на Севере была создана отличная материальная база. Даже зарубежные журналисты, приезжавшие на Кольский полуостров, подчеркивали это. Этот край создавали люди, которые любили Север, вспоминает Мария Гриник и солидаризируется с мнением Алексея Панферова: «Обеспечьте комплексный подход и Арктика будет развиваться».

Фото автора.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.