Александр Верландер — меценат и краевед из Дудергофа

Александр Верландер — меценат и краевед из Дудергофа
16 апреля
12:10 2018

В восемнадцать лет он был уже успешным предпринимателем. А известность ему принес путеводитель, который и сейчас цитируют многие краеведы. Принадлежавшее ему предприятие обеспечивало работой многих жителей Дудергофа, а будучи меценатом он поддерживал работу библиотеки, многочисленных сельскохозяйственных курсов для крестьян. Беспощадное время не сохранило для нас даже фотографии Александра Верландера. Имя промышленника, краеведа, мецената было возвращено из небытия стараниями молодого историка, жительницы деревни Перикюла неподалеку от Дудергофа, Анастасии Рубаник.

Александр Петрович Верландер родился в 1848 году в Великом княжестве Финляндском в деревне Сааримяки прихода Яккимаа. Вскоре семья переселяется в Санкт-Петербург. Уже с юных лет он проявляет недюжинный талант предпринимателя. Из документов мы можем узнать, что 30 ноября 1866 года (в возрасте 18 лет!) Александр Верландер арендует земельные участки в Красном селе на берегу Безымянного озера. В 1877 году он начальник железнодорожной станции Красное село и помощник аптекаря.

В эти же годы на берегу Безымянного озера вырастают корпуса Завода минеральных вод. Продукция предприятия была представлена на промышленной выставке в Москве. Высокое качество получило высокую оценку — 1890-е  годы завод минеральных вод Верландера получает почетный статус поставщика императорского двора.

Лимонадный завод Верландера

Лимонадный завод Верландера

Но до этого происходит событие, благодаря которому имя Александра Верландера стало известным далеко за пределами Красного села да и Санкт-Петербурга. Человек, обладавший многосторонними талантами, он пишет и в 1883 году издает путеводитель «По Балтийской дороге». Книга содержит подробные описания станций и населенных пунктов, их истории и достопримечательностей, а также — вполне прагматические сведения о сдаваемых дачах, расположении магазинов, гостиниц, государственных учреждений. И сегодня эту книгу штудируют многие краеведы. В этом же году по представлению министра путей сообщения  Верландер был награжден орденом Св. Станислава 2-й степени. С большой долей вероятности можно предположить, что награждение было связано с его краеведческим трудом.

Из путеводителя «По Балтийской дороге»:  Дудергоф занимает площадь в 90 десятин, а озеро Дудергофское в 61 дес.600 саж. Озеро это имеет свои собственные родники и потому вода в нем всегда чистая и холодная; на озере имеется до 10-ти купален, но не запрещается купаться и с берега; дачники за известную плату могут пользоваться лодками для катанья. По вечерам, летом, озеро это очень оживляется особенно юнкерами военных училищ (расположенными лагерем на противоположной стороне), которые катаются с музыкой и песнями. Немало доставляет удовольствие и рыбная ловля на Дудергофском озере, изобилующем массой рыб (окуни, плотва, щуки и язи). Условия красносельско-дудергофской дачной жизни, как уже было замечено, весьма благоприятны. Превосходная вода, красивое местоположение, чистый, здоровый воздух этих поселений давно оценены по достоинству. Вместе с этим нельзя упускать из вида и того важного обстоятельства, что удобное, быстрое и сравнительно недорогое сообщение Красного Села со столицей обеспечено Балтийскою железною дорогою: дачами можно запастись по всякому вкусу и на всякую цену, если не в самом Красном и Дудергофе, то в окрестностях; все необходимое можно достать в местных лавках и от разносчиков; экипажи, лошади, лодки, рыбная ловля, музыка, рестораны – всего вволю… 

В 1896 году Верландер переносит свой завод в Дудергоф. И сегодня в поселке, недавно вернувшем историческое название, можно видеть его здание, хотя и порядком обветшавшее. Как и многие деловые люди того времени, Александр Верландер был не чужд меценатству.
Поддерживал евангелическо-лютеранскую церковь, расположенную неподалеку от Дудергофа, прихожанином которой он был. Приход в эти годы становился местом встречи народной интеллигенции, здесь работала библиотека, проводились сельскохозяйственные курсы для крестьян. И не случайно, что уроженцами прихода Дудергоф были несколько деятелей культуры, известных больше в Финляндии, чем на родине. Это композитор Моозес Путро (автор классической и духовной музыки), известный в начале ХХ века актер театров в Хельсинки Иисакки Лаатту (в молодости – библиотекарь в Дудергофе). Это и писатель Матти Курикка, автор многих пьес, ставившихся в Финляндии, сотрудник и редактор газет, основавший на Севере Канады финскую колонию, построенную на принципах утопического социализма. Судьба и творчество каждого из них достойны отдельной книги.
Но вернемся к Александру Верландеру.  Архивные документы рассказывают о том, что предприниматель пожертвовал крупную сумму на создании приходской школы.

Александр Верландер умер 25 июня 1911 года и был похоронен неподалеку от стен храма. Разрушительные вихри двадцатого века пронеслись над дудергофскими холмами. Огромная церковь в годы войны была разрушена снарядами, а в середине 50-х годов руины, у которых в праздники собирались помолиться вернувшиеся ингерманландские финны, были взорваны. Сейчас на месте былого храма возвышается подъемник горнолыжного курорта «Туутари-парк». Утрачена и могила мецената.

Детей у него и его жены не было, и наследники (или душеприказчики покойного) продали завод новому хозяину. Судя по архивным документам начала 1917 года, качество продукции ухудшилось, и один из чиновников ставил вопрос ребром — а достоин ли завод носить звание поставщика императорского двора? Ответа на вопрос не последовало — через несколько дней произошла революция, за ней — вторая.  Лимонадный и лесопильный заводы, купальни и участки на берегу озера были национализированы.
Племянники купца и мецената ушли в Эстонию вслед за белой Северо-Западной армией под командованием Юденича. В период нацистской оккупации в списках жителей Красного села значился некто В. Верландер — возможно, сын или внук кого-то из племянников. Известно, что потомки семьи Верландер и сегодня живут в Эстонии, но связаться с ними историку пока не удалось. Один из племянников, Аксель, оставшийся в Советской России, был арестован, но после освобождения сумел получить компенсацию за свое имущество. Очевидно, главную роль в подобном исходе сыграло его финляндское подданство. Дальнейшая судьба его неизвестна.

И вот через многие десятилетия судьба предпринимателя, краеведа и мецената заинтересовала историка, студентку СПбГУ Анастасию Рубаник. Результатом нескольких лет работы в архивах России и Финляндии, изучения дореволюционных газет и журналов стал доклад, представленный во время историко-краеведческой конференции «Страницы памяти и судьбы», приуроченной к 45-летию образования Красносельского района.

«Я родилась у подножия горы Кирхгоф (Церковной горы), и всегда увлекалась местной историей, в которой и сейчас много тайн, белых пятен. С детства видела и здание лимонадного завода Верландера, позднее узнала, что он был автором известного путеводителя, и захотелось узнать о нем побольше. Работала в нескольких архивах — в Санкт-Петербурге и Финляндии. Удалось исследовать узнать много о деятельности Верландера, исследовать его родословную. И еще — очень хочется, чтобы здание Лимонадного завода в Дудергофе было когда-нибудь отреставрировано. Оно, без преувеличения, является одним из символов нашего поселка»,-говорит Анастасия. Автор исследования учится на третьем курсе факультета международных отношений, а в свободное время участвует в работе петербургского отделения Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС).

Она сетует на то, что многие люди по-прежнему прислушиваются лишь к шороху денег. Нужно ли было в наше время насыпать горку и ставить подъемник на месте храма и находившихся рядом могил? Продолжает разрушаться здание старого вокзала, так и не заинтересовавшее сегодняшний бизнес.
А сейчас молодого историка беспокоят планы строительства на Дудергофских высотах нескольких коттеджных поселков. Ведь ценность представляют не только строения, но и природный ландшафт, который может быть безвозвратно утерян.

Остается только надеяться, что прекрасные ландшафты и, увы, уже немногочисленные памятники архитектуры былого Дудергофа будут сохранены для потомков. А среди негоциантов нашего времени найдутся люди, достойные своих предшественников – меценатов былой России. А пока снова предоставим слово Александру Верландеру:

В последние 5 лет Дудергоф обстроился дачами с удивительной быстротою и если эта постройка пойдет в такой же прогрессии – месту этому предстоит блистательная будущность. Да и немудрено. Горный и влажный воздух Дудергофа, сосновый лес и вообще богатство флоры от озера до Дудергофских холмов, где произрастает даже бук, достигающий величины довольно высоких кустарников, и где, как исключение во всей стране, встречается Vicium orobus, Anemone hepatica и т.п., поставили эту местность в самое выгодное положение относительно других излюбленных дачниками окрестностей Петербурга. В настоящее время у подошвы и в долине между гор Дудергофа имеется: 98 красивых по архитектуре дач, 2 мелочных лавки, одна виноторговля, два ресторана и одна молочная ферма. Строится православная церковь. У подошвы горы имеется Дудергофская полустанция железной дороги.  На вершине одного из возвышений Дудергофа находится Императорский дворец, построенный и убранный в сельско-швейцарском вкусе. Ко дворцу этому ведет крутая тропинка вроде лестницы с перилами и высеченными в плитняке ступеньками.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.