Теги

1 Мая АПК Бах Валентина Пилипенко Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Георгий Пара Георгий Полтавченко ДОЛ Дворец Труда Екатерина Слепнева ЖКХ Импортозамещение ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область МРОТ Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Нина Леонтьева Орган Петербург Площадь Труда Регион 47 СОУТ Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР детский отдых коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость органные уикенды в Старой Коломне охрана труда первичная профсоюзная организация профсоюз профсоюзы социальное партнерство трехстороннее соглашение храм святого Станислава

Календарь

Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Подписаться на новости

«Русское чудо» на все времена

«Русское чудо» на все времена
11 апреля
11:28 2018

«Балалайка-говорушечка», «домра-песельница» и «гусли звончатые» — им подвластны не только русские напевы, но и мелодии Галантного века и итальянского барокко, а также музыка современных композиторов. Не случайно интерес к этим инструментам не ослабевает и в наши дни, как в России, так и за рубежом. Это еще раз подтвердил II Всероссийский Открытый конкурс имени А.Б. Шалова. Он завершился в начале этого месяца в Санкт-Петербурге. Его организатором, как всегда, выступила Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова.

Нашим гидом в волшебном мире русских народных инструментов стала Наталья Шкребко — директор конкурса, заслуженная артистка России, профессор, заведующая кафедрой струнных народных инструментов старейшего музыкального вуза России.

«Наш конкурс продолжает Международную неделю балалайки, посвященную 130-летию Великорусского оркестра, созданного Василием Андреевым. Конкурс также тесно связан со Вторым открытым фестивалем исполнителей на гуслях «Гусли — серебристый перезвон», — поясняет она.

Александр Шалов

Отметим, что конкурс неспроста носит и имя Александра Борисовича Шалова (1927-2001) — профессора Петербургской консерватории, создавшего как множество сочинений и переложений для балалайки, так и саму современную школу игры на «русском чуде».

Итак, прошедший уже во второй раз, конкурс собрал 86 исполнителей из разных регионов Российской Федерации, а также из Белоруссии. Их мастерство оценивали признанные корифеи игры на народных инструментах, композиторы и преподаватели ведущих музыкальных вузов страны.

Всех участников конкурса, рассказала Наталья Шкребко, традиционно делят на три категории: первая — учащиеся средних специальных музыкальных учебных заведений (от 16 до 18 лет); вторая — студенты музыкальных вузов (от 19 до 22 лет); и третья — уже состоявшиеся музыканты (от 23 до 30 лет).

«Последним, пожалуй, сложнее всех, ведь они без опеки педагогов. Однако вторая категория самая мощная и сильная. Музыка уже стала для них профессией и они переживают расцвет творчества после того, как закончено освоение самого инструмента», — отмечает наша собеседница.

Среди балалаечников, в первой возрастной категории победителем стал Игорь Деркач из Ханты-Мансийска, студент Колледжа-интерната «Центр искусств для одаренных детей Севера». Во второй категории победил москвич Никита Говоров, студент Российской академии музыки им. Гнесиных. В третьей категории первая премия была присуждена Артуру Давлетшину, преподавателю Казанского института культуры, а также Амвросию Тарасову, его коллеге из Санкт-Петербургского института культуры. В числе домристов, в первой категории лучшим был признан Дмитрий Лапотько из Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова. Во второй категории победителем стала Марина Бердникова, студентка Российской академии музыки им. Гнесиных. В третьей категории лучшей оказалась Татьяна Серова, студентка Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, а также Мария Унгурян, из Уральской консерватории им. М.П. Мусоргского. У гусляров, на этот раз, в первой категории не был отмечен никто. А во второй категории лауреатом второй же премии стала Варвара Емельянова из Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. И в третьей категории была присуждена лишь третья премия. Ее обладательница — Любовь Старцева также студентка Санкт-Петербургской консерватории.

Победители II Открытого конкурса им. А.Б.Шалова: Игорь Деркач, Никита Говоров, Амвросий Тарасов, Артур Давлетшин, Дмитрий Лапотько, Марина Бердникова, Татьяна Серова, Мария Унгурян

Победители II Открытого конкурса им. А.Б.Шалова: Игорь Деркач, Никита Говоров, Амвросий Тарасов, Артур Давлетшин, Дмитрий Лапотько, Марина Бердникова, Татьяна Серова, Мария Унгурян

«Балалайка моя, утешай-ка меня…»
Итак, конкурс обращен к молодым музыкантам. Но, что заставляет их сегодня выбирать русские народные инструменты?

«Кто-то буквально «заряжен» от своих родителей и, к тому же, попал в руки хорошего педагога. Они хотят играть на этом инструменте с детства. Кто-то хочет увидеть мир через инструмент. Ведь популярность балалайки, домры и гуслей растет сегодня в США, Японии и Европе. А есть и те, кто, рассчитывая на хорошего продюсера, не прочь зарабатывать деньги, исполняя музыку на народных инструментах», — говорит Наталья Шкребко.

На что способно «русское чудо»?
В первом туре музыканты исполняли западноевропейскую классику — музыку XVI – XVIII веков. Это сочинение Вивальди, Куперена, Альбинони и других. Далее следовала оригинальная музыка, написанная для балалайки. Обычно это произведения Александра Шалова.

На втором туре — необходимо сыграть крупную форму: концерт, сюиту, сонату, причем необязательно написанные для народного инструмента. Конкурсант должен показать и свое мастерство в кантиленном исполнении, а также сыграть музыку современных композиторов.

Но, предупреждает Наталья Шкребко, балалайка, домра и гусли не должны терять свой самобытности. Если музыка барокко, благодаря схожему процессу звукоизвлечения легко подвластна русским народным инструментам, то симфонии XIX века в таком специфическом исполнении навряд ли прозвучат хорошо и в соответствии с замыслом самого композитора.

Глобальная задача
Особенность петербургского конкурса, выделяющего его среди множества других, — это приверженность русской народной музыке, народной песне. Воспитать музыканта-народника без нее невозможно, говорят его организаторы.

Прямая речь. Наталья Шкребко: «Нам никогда не обойтись без репертуара, созданного Василием Васильевичем Андреевым, без произведений Александра Борисовича Шалова, воспевшего русскую песню и романс. Мы за русскую песню. Это наши корни. Она в генотипе у каждого русского человека. Сохранить все это — наша глобальная задача».

Наталья Шкребко

Наталья Шкребко

Вот и за рубежом играют в основном обработки Александра Шалова, исполняют сочинения Василия Андреева, старинную музыку. При этом, зарубежные музыканты пользуются нашими петербургскими нотными сборниками.

«Время «Калинки-малинки» и другой «клюквы» сегодня к счастью уже прошло», — заявляет Наталья Шкребко.

Интерес к русским народным инструментам в дальнем зарубежье пробудили наши соотечественники, покинувшие родину век назад, после русской катастрофы. Теперь уже местные жители, казалось бы совсем далеких от России стран приезжают на берега Невы, чтобы совершенствовать свое искусство игры на балалайке, гуслях или домре.

Петербургская школа по-прежнему ведущая, напоминает с гордостью Наталья Шкребко. Именно здесь в столице империи работал Василий Андреев, здесь был создан его знаменитый оркестр. Именно здесь, привлеченные энтузиастом Андреевым Чайковский, Глазунов, Шаляпин и другие, вывели балалайку на совершенно новый уровень. Отсюда, преображенная, она вновь вернулась в народ.

Кстати. Современная концертная балалайка, сильно отличается от упомянутой Николаем Васильевичем Гоголем в «Мертвых душах». Если та была сделана из тыквы, то концертный инструмент изготавливают из дорогих пород древесины, таких как палисандр или черное дерево. Первые концертные балалайки были изготовлены мастером Семеном Налимовым 130 лет назад для оркестра Василия Васильевича Андреева. Как утверждают специалисты, качество таких инструментов сродни скрипкам Страдивари.

Все по науке

Важным отличием от первого конкурса, прошедшего три года назад, стала его научная часть — Всероссийская научно-практическая конференция «Струнные народные инструменты в начале XXI века: традиции и новаторство в исполнительстве и методике преподавания».

Там, известные российские музыканты –солисты, композиторы, преподаватели высших учебных заведений, училищ и детских музыкальных школ смогли обсудить основные вопросы истории исполнительства и методики преподавания игры на русских народных инструментах. Это в частности, становление профессионального обучения игре на балалайке в Санкт-Петербурге, исторически информированное исполнительство музыки барокко на русских народных инструментах, а также раннее обучение детей игре на русских народных инструментах.

В будущем интерес к русским народным инструментам, безусловно, сохранится, уверена Наталья Шкребко. Благодаря телевизионным проектам, таким как «Синяя птица» Дарьи Златопольской, он все более возрастает, читает она. Немаловажное значение имеет и то, что сегодня поднялась заработная плата у музыкальных педагогов.

«В настоящее время все больше родителей приводят своих детей обучаться игре на народных инструментах, их голоса звучат на самых престижных сценах России, — отмечает Наталья Шкребко. — Серьезные композиторы сочиняют произведения для народных инструментов, создаются ансамбли разных составов, — в том числе, и смешанные, где к народным инструментам присоединяются духовые, и струнные, и ударные. Оркестры народных инструментов все чаще концертируют. Нужно лишь помнить, что будущее народных инструментов зависит от нас с вами».

Фото пресс-службы Санкт-Петербургской консерватории

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.