Корабелы XXI века: кто придет на верфь?

Корабелы XXI века: кто придет на верфь?
15 марта
10:30 2018

Ситуация с заказами в российском судостроении одна из лучших среди отраслей российской промышленности. Судостроители обеспечены работой на 15 лет вперед. Но перед отраслью стоит ряд серьезных проблем, одна из которых — кадровая. В различных регионах некомплект квалифицированных специалистов доходит до 40 процентов. Не хватает как «белых», так и «синих воротничков».

Об этом сообщил исполнительный директор Фонда управления целевым капиталом «Развитие СПбГУ»  Евгений Пен, выступая на конференции «Кадровое обеспечение судостроительной отрасли России», прошедшей в рамках II Санкт-Петербургского Международного Экономического форума.

Он констатировал, что на предприятиях есть молодые специалисты (до 30 лет), а также — представители предпенсионного возраста (50-70 лет). При этом почти отсутствуют работники в возрасте 30-50 лет. Таким образом, возникает серьезный дефицит руководителей среднего звена, нарушается преемственность.

Северная столица: судостроители в дефиците?
Судостроительная отрасль с момента основания Санкт-Петербурга является одной из образующих для города, и не удивительно, что на наш город приходится 20 процентов вакансий российского судостроения. На судостроительные предприятия Северной столицы приходится около 7 процентов городских вакансий. Об этом рассказала руководитель пресс-службы рекрутинговой компании HeadHunter в СЗФО Ирина Жильникова.

Несмотря на то, что в, Санкт-Петербурге сосредоточена значительная часть квалифицированных кадров, судостроительные предприятия города на Неве испытывают дефицит кадров. На одну вакансию приходится в среднем четыре соискателя. В норме этот показатель должен быть не ниже пяти. Интерпретируя его, следует понимать: количество соискателей вовсе не говорит о том, что все они соответствуют требованиям работодателя. Впрочем, в среднем по отечественному судостроению этот показатель гораздо ниже — лишь два соискателя на вакансию.
Каков портрет петербургского соискателя-судостроителя? По данным HeadHunter 90 процентов соискателей составляют мужчины. Возраст примерно половины от 25 до 35 лет. Примерно 75 процентов соискателей имеют опыт работы не менее шести лет.
Какие условия готовы предложить им петербургские предприятия и организации?
Токарям высокой квалификации работодатель сегодня готов платить зарплаты до 70 тысяч рублей, что даже превышает среднюю ожидаемую зарплату (55 тысяч), указываемую самими работниками в резюме. А вот у инженеров-конструкторов ожидания в среднем превышают заработную плату, предлагаемую работодателем (соответственно 60 и 50 тысяч рублей).

Работодатель предъявляет требования
Но работодатель становится все более требовательным. «Мы рассчитываем, что к нам приходят специалисты, умеющие решать наши задачи. Нам некогда ждать», — заявил начальник отдела обучения и переподготовки ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Леонид Минаков, принявший участие в конференции. Он отметил, что единой системы оценки компетенций сегодня нет, однако в известном кораблестроительном центре широко используется свой критерий — оценивается промежуток времени от оформления на работу до первых результатов. По оценкам Леонида Минакова, примерно из 35 процентов молодых специалистов удается вырастить работников, обладающих необходимыми компетенциями. «Бывает, переманиваем квалифицированных работников с других предприятий»,-признал он.

Будущих специалистов в Крыловском центре присматривают еще со студенческой скамьи. Многолетнее сотрудничество связывает с Морским техническим университетом, Политехническим университетом,  ГУАП, ЛЭТИ, Военмехом. Студенты этих вузов приходят на практику, стажировку, пишут здесь дипломные проекты.
Выпускник вуза должен, приходя к работодателю, вместе с дипломом приносить справку о работе не менее года-двух по выбранной специальности. Такое требование фактически уже стало общепризнанным, считает Леонид Минаков.

Серьезное внимание уделяется также повышению квалификации сотрудников, уже работающих в центре. На предприятии действует собственный учебно-образовательный центр, имеющий лицензию на образовательную деятельность. На базе его проходят как долговременные учебные программы для представителей различных специальностей, так и кратковременные курсы — например, по использованию нового программного обеспечения.
Действует и своя собственная аспирантура.

Аппараты для шельфа: ищем профессионалов
АО «НПП ПТ «Океанос» работает в одной из самых экзотичных и современных сфер деятельности. Ее продукция — «беспилотные» подводные аппараты для исследования мирового океана и работы на шельфе. Компания возникла в 2011 году и к 2018 году вышла на коммерческих заказчиков. Средняя зарплата здесь — 100 тысяч. А работают всего 29 человек, каждый — специалист высочайшей квалификации.
Советник генерального директора Владислав Занин убежден — успешная работа невозможно без кадров, готовых обеспечить автоматизацию процесса разработки. И, к примеру, механик должен быть кросс-специалистом, знакомым со смежными областями, умеющим эффективно использовать системы автоматизации проектирования (САПР), 3-D принтеры, которые сегодня способны изготавливать уже не только модели, но и реальные детали.
Владислав Занин отметил неплохую теоретическую подготовку выпускников петербургских вузов, признаваемую, кстати и на Западе. Однако молодым инженерам не хватает практических навыков. По его мнению, с развитием рынка эта проблема будет постепенно решена.

Фото oceanos.ru , korabel.ru

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.