Воинский костюм: от стрельца до маршала Советского Союза

Воинский костюм: от стрельца до маршала Советского Союза
21 февраля
17:10 2018

23 февраля — День защитника Отечества

«Честь мундира»-слова эти понятны каждому воину, стоящему на страже Отечества. А сама военная форма, появившаяся вместе с регулярной армией, в течение столетий претерпевала многочисленные изменения, отражая как специфику военных действий так и эстетические предпочтения своей эпохи. Как изменялся русский военный костюм в течение столетий? Рассказать об этом призван частный Музей военного костюма, созданию которого посвятил три десятилетия своей жизни его основатель — президент музея Богдан Викторович Небелевич.

В далеком 1986 молодой историк Богдан Небелевич начал коллекционировать предметы, связанные с историей Советской армии — сначала небольшие предметы военного быта, а несколько позже — и обмундирование. Увлечение стало для него делом всей жизни.
«В советское время коллекционеров интересовали в основном два направления — наполеоновские войны и Третий рейх. На меня смотрели, мягко говоря, с удивлением. Ситуация изменилась в годы Перестройки — вдруг оказалось, что шинелей, гимнастерок, сапог времен Великой Отечественной сохранилось крайне мало. К сожалению, в те годы за бесценок ушли за рубеж многие, очень многие артефакты, в том числе — и предметы военного костюма», — рассказывает Богдан Небелевич.

В 1989 он принимает участие во всесоюзной выставке «Форма, награды, оружие».  Сфера интересов расширяется — собрание пополняют многие уникальные экспонаты, связанные с Русской армией дореволюционного периода. Старейший из них — кафтан стрельца XVII века. Новые времена позволили зарегистрировать собрание как частный музей. А в 2000 году город закрепил за музеем дом №8б по улице 3-ей Советской, в дореволюционное время — конюшни особняка Новинского, построенного в 1884 году.
Здесь прошло несколько ярких тематических выставок, посвященных различным периодам русской военной истории. А в 2006 году, к 150-летию окончания Крымской войны, в небольшом зале открылась постоянная экспозиция. Историк отмечает, что в советское время Крымская война была незаслуженно забыта — о ней вспоминали разве что в связи с «Севастопольскими рассказами» Льва Толстого.

«Стало тогда обидно за державу. Ведь во всей России не было ни одного музея, посвященного Крымской войне. Единственный музей, посвященный этим событиям был в Севастополе, но тогда он входил в состав Украины»,-говорит Богдан Небелевич. Между тем, угроза нависшая в 1853 году над Россией, была более чем серьезной. Меморандум британского премьера Пальмерстона, адресованный правительству Великобритании, предусматривал в случае победы коалиции отторжение от России огромных территорий.
Британский флот одновременно со вторжением в Крым атаковал Петропавловск-Камчатский, захватил Аландские острова и подошел к Кронштадту. После долгой героической обороны Севастополя врагу удалось овладеть городом, однако противник, понесший огромные потери, был обескровлен, измотан и не мог развивать дальнейшее наступление. Мечтам британского премьера не суждено было сбыться…

Мы проходим в небольшой зал. В стеклянных витринах — форма солдат и офицеров русской армии различных родов войск, богатая коллекция оружия. Есть и совсем необычные, уникальные экспонаты — глинянный рукомойник, большие весы для взвешивания свинца, из которого отливали пули, первое издание «Мертвых душ», которое читали в перерывах между боями офицеры.
Разумеется, для того, чтобы понять события тех дней, нужно представлять себе и противника. В экспозиции представлена форма, оружие и предметы быта британской, французской, итальянской и турецкой армий. На большой плазменной панели — реконструкция атаки британской легкой кавалерии во время сражения при Альме, предшествовавшего осаде Севастополя.

В небольшой стеклянной витрине памятные медали, посвященные различным юбилеям — учреждению ордена Святого Георгия, Полтавской и Бородинской битвам, и многим другим событиям. «Вообще-то этой работой должно заниматься государство. Вспомним Петра Великого. Он после каждой победы выпускал такие медали и пачками их раздаривал иностранным монархам, дипломатам, военачальником, пропагандировал победы русского оружия»,- с улыбкой отмечает Богдан Небелевич.

Интерес к военной истории растет, в музей приходят много посетителей. Особенно частые гости в нем студенты — историки, юристы, представители других гуманитарных специальностей. Бывают здесь и школьники, и просто одиночные посетители. К музею нередко обращаются за консультациями киностудии.

Музей — непременный участник многих российских и зарубежных выставок, посвященных военной истории. В настоящий момент в Китайском городе Люйшунь (в прошлом — Порт-Артур) находится экспозиция, посвященная воинам Советской армии, несшим здесь службу после Второй Мировой войны. А в 2016 году во время военной реконструкции под Сиверской, посвященной Отечественной войне 1812 года, Богдан Небелевич сыграл русского военачальника генерал-фельдмаршала Петра Христиановича Витгенштейна, облачившись в подлинную форму того времени. Этому способствовало и удивительное портретное сходство с героем той войны.

Создатель музея верит, что в будущем удастся создать большую постоянную экспозицию, в которой будет представлена вся история российского военного костюма — от кафтана стрельца до подлинных погон и орденских планок маршала Советского Союза  Жукова, мундира маршала СССР Д.Ф. Устинова. А развернуть новый музей планируется в помещениях форта «Серая лошадь», памятника военной архитектуры, расположенного на берегу Финского залива. С 2013 года музей обеспечивает охрану и содержание форта. Однако для размещения там экспозиции необходимо решить целый ряд вопросов, в том числе — финансовых.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.