Теги

1 Мая АПК Бах Валентина Пилипенко Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Георгий Пара Георгий Полтавченко Дворец Труда Екатерина Слепнева ЖКХ Импортозамещение ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область МРОТ Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Нина Леонтьева Орган Петербург Площадь Труда Регион 47 СОУТ Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР Форум Труда детский отдых коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость органные уикенды в Старой Коломне охрана труда первичная профсоюзная организация профсоюз профсоюзы социальное партнерство трехстороннее соглашение храм святого Станислава

Календарь

Февраль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв   Мар »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728  

Подписаться на новости

Воинский костюм: от стрельца до маршала Советского Союза

Воинский костюм: от стрельца до маршала Советского Союза
21 февраля
17:10 2018

23 февраля — День защитника Отечества

«Честь мундира»-слова эти понятны каждому воину, стоящему на страже Отечества. А сама военная форма, появившаяся вместе с регулярной армией, в течение столетий претерпевала многочисленные изменения, отражая как специфику военных действий так и эстетические предпочтения своей эпохи. Как изменялся русский военный костюм в течение столетий? Рассказать об этом призван частный Музей военного костюма, созданию которого посвятил три десятилетия своей жизни его основатель — президент музея Богдан Викторович Небелевич.

В далеком 1986 молодой историк Богдан Небелевич начал коллекционировать предметы, связанные с историей Советской армии — сначала небольшие предметы военного быта, а несколько позже — и обмундирование. Увлечение стало для него делом всей жизни.
«В советское время коллекционеров интересовали в основном два направления — наполеоновские войны и Третий рейх. На меня смотрели, мягко говоря, с удивлением. Ситуация изменилась в годы Перестройки — вдруг оказалось, что шинелей, гимнастерок, сапог времен Великой Отечественной сохранилось крайне мало. К сожалению, в те годы за бесценок ушли за рубеж многие, очень многие артефакты, в том числе — и предметы военного костюма», — рассказывает Богдан Небелевич.

В 1989 он принимает участие во всесоюзной выставке «Форма, награды, оружие».  Сфера интересов расширяется — собрание пополняют многие уникальные экспонаты, связанные с Русской армией дореволюционного периода. Старейший из них — кафтан стрельца XVII века. Новые времена позволили зарегистрировать собрание как частный музей. А в 2000 году город закрепил за музеем дом №8б по улице 3-ей Советской, в дореволюционное время — конюшни особняка Новинского, построенного в 1884 году.
Здесь прошло несколько ярких тематических выставок, посвященных различным периодам русской военной истории. А в 2006 году, к 150-летию окончания Крымской войны, в небольшом зале открылась постоянная экспозиция. Историк отмечает, что в советское время Крымская война была незаслуженно забыта — о ней вспоминали разве что в связи с «Севастопольскими рассказами» Льва Толстого.

«Стало тогда обидно за державу. Ведь во всей России не было ни одного музея, посвященного Крымской войне. Единственный музей, посвященный этим событиям был в Севастополе, но тогда он входил в состав Украины»,-говорит Богдан Небелевич. Между тем, угроза нависшая в 1853 году над Россией, была более чем серьезной. Меморандум британского премьера Пальмерстона, адресованный правительству Великобритании, предусматривал в случае победы коалиции отторжение от России огромных территорий.
Британский флот одновременно со вторжением в Крым атаковал Петропавловск-Камчатский, захватил Аландские острова и подошел к Кронштадту. После долгой героической обороны Севастополя врагу удалось овладеть городом, однако противник, понесший огромные потери, был обескровлен, измотан и не мог развивать дальнейшее наступление. Мечтам британского премьера не суждено было сбыться…

Мы проходим в небольшой зал. В стеклянных витринах — форма солдат и офицеров русской армии различных родов войск, богатая коллекция оружия. Есть и совсем необычные, уникальные экспонаты — глинянный рукомойник, большие весы для взвешивания свинца, из которого отливали пули, первое издание «Мертвых душ», которое читали в перерывах между боями офицеры.
Разумеется, для того, чтобы понять события тех дней, нужно представлять себе и противника. В экспозиции представлена форма, оружие и предметы быта британской, французской, итальянской и турецкой армий. На большой плазменной панели — реконструкция атаки британской легкой кавалерии во время сражения при Альме, предшествовавшего осаде Севастополя.

В небольшой стеклянной витрине памятные медали, посвященные различным юбилеям — учреждению ордена Святого Георгия, Полтавской и Бородинской битвам, и многим другим событиям. «Вообще-то этой работой должно заниматься государство. Вспомним Петра Великого. Он после каждой победы выпускал такие медали и пачками их раздаривал иностранным монархам, дипломатам, военачальником, пропагандировал победы русского оружия»,- с улыбкой отмечает Богдан Небелевич.

Интерес к военной истории растет, в музей приходят много посетителей. Особенно частые гости в нем студенты — историки, юристы, представители других гуманитарных специальностей. Бывают здесь и школьники, и просто одиночные посетители. К музею нередко обращаются за консультациями киностудии.

Музей — непременный участник многих российских и зарубежных выставок, посвященных военной истории. В настоящий момент в Китайском городе Люйшунь (в прошлом — Порт-Артур) находится экспозиция, посвященная воинам Советской армии, несшим здесь службу после Второй Мировой войны. А в 2016 году во время военной реконструкции под Сиверской, посвященной Отечественной войне 1812 года, Богдан Небелевич сыграл русского военачальника генерал-фельдмаршала Петра Христиановича Витгенштейна, облачившись в подлинную форму того времени. Этому способствовало и удивительное портретное сходство с героем той войны.

Создатель музея верит, что в будущем удастся создать большую постоянную экспозицию, в которой будет представлена вся история российского военного костюма — от кафтана стрельца до подлинных погон и орденских планок маршала Советского Союза  Жукова, мундира маршала СССР Д.Ф. Устинова. А развернуть новый музей планируется в помещениях форта «Серая лошадь», памятника военной архитектуры, расположенного на берегу Финского залива. С 2013 года музей обеспечивает охрану и содержание форта. Однако для размещения там экспозиции необходимо решить целый ряд вопросов, в том числе — финансовых.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.