Авиапром-2017: радости и тревоги минувшего года

Авиапром-2017: радости и тревоги минувшего года
20 февраля
17:11 2018

Для большинства предприятий авиационной промышленности, расположенных в Северной столице, 2017 год был спокойным и стабильным — заводы выполняли государственный оборонный заказ, а зарплаты превосходили средний региональный показатель. Однако перед  отраслью стоит  проблема, от решения которой зависит ее будущее. Есть и серьезные вопросы, связанные с защитой интересов трудящихся, и требующие пристального внимания со стороны профсоюза. Об итогах минувшего года, проблемах и достижениях рассказывает председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Виктор Федосов.

Виктор Иванович, каким был 2017 год для отрасли и ее работников?
Итоги минувшего года для российского авиапрома можно назвать неплохими — как по Санкт-Петербургу, так и по России в целом. Предприятия справились с плановыми заданиями, зарплаты росли. Как известно, зарплата — главный показатель. Поэтому приведу несколько цифр. Средняя зарплата по отрасли — 50 тысяч 600 рублей.
По петербургским предприятиям этот показатель выше — около 56 тысяч, и превышает среднюю заработную плату по Санкт-Петербургу.
В АО «Климов» средняя заработная плата порядка 70 тысяч рублей, в АО «НПО«Прибор» и ПАО «Техприбор» — около 60 тысяч.
При этом на всех предприятиях минимальные зарплаты (которые получают неквалифицированные работники) не ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. Так что вполне можно говорить о достойных зарплатах в петербургском авиапроме. Профсоюзам удается сохранять гарантии, включенные ранее в коллективные договоры. Это и индексация заработной платы, и всевозможные социальные выплаты, и добровольное медицинское страхование. Сложные вопросы, как правило, решаются за столом переговоров.

Члены Координационного совета КРЭТ в заводском музее

Члены Координационного совета КРЭТ в заводском музее

Какими были основные направления работы территориальной организации в минувшем году?
В 2017 году в центре внимания (и профсоюза, и территориальной организации) было выстраивание взаимодействия с корпорациями — Авиастроительной (ОАК), Объединенной двигателестроительной (ОДК), Радиоэлектронных технологий (КРЭТ), в которые теперь входят предприятия нашей отрасли. Напомню, что по предложению нашего профсоюза при корпорациях созданы Координационные советы, в которые входят представители профсоюза, корпорации и администрации предприятий. В этом году заседание Координационного совета при КРЭТ прошло в Санкт-Петербурге, на базе завода «Техприбор». Об этом я подробно рассказывал в предыдущих интервью.

Возникали ли сложные ситуации, связанные с защитой прав и интересов работников?
К сожалению, есть информация, внушающая серьезную тревогу. Принято решение о прекращении производства на Ленинградском Северном заводе, а недавно поступило предписание о массовом сокращении работников.  Напомню, что это завод со 140-летней историей, один из первых российских авиазаводов, когда-то строивший легендарные бомбардировщики «Илья Муромец». В 90-е завод пережил банкротство, и от прежнего производства осталась лишь малая часть — сегодня там трудятся около 100 человек. Однако небольшой коллектив работал, в последние годы — даже приносил прибыль. Тем не менее, новым, недавно назначенным менеджментом принято такое решение. Наша территориальная организация не останется в стороне, нам предстоит изучить ситуацию, выработать план действий.

Еще одна проблема, которой, увы, не один год. Руководство корпораций по-прежнему называет «непрофильными активами» принадлежащие предприятиям объекты социальной инфраструктуры — профилактории, медсанчасти, стадионы, детские оздоровительные лагеря. А ведь когда-то раньше их вполне справедливо называли «цехами здоровья». Сегодня сохраненные объекты (такие, как стадион «Красный октябрь», спорткомплекс на «Техприборе») — редкое исключение.

Под вопросом — судьба стадиона «Климовец», который руководство ОДК планирует продать. Напомню, что несколько лет назад завод переехал с Большого Сампсониевского проспекта в новые, соответствующие всем современным требованиям корпуса на окраине города в Шувалово. Однако многие работники живут рядом со старой территорией, а после работы пользуются расположенным рядом стадионом, на котором укрепляли здоровье многие поколения климовцев. Наш терком вместе с председателем Физкультурно-спортивного общества профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Россия» Леонидом Шияновым ведет переговоры с администрацией, о том, чтобы стадион продали не стороннему покупателю, а профсоюзам. Тогда работники предприятия смогут по-прежнему пользоваться им. Да и не только они, но и другие члены профсоюзов, живущие в этом районе. Эту работу наша территориальная организация вместе с ФСО «Россия» продолжит и в нынешнем году.

Традиционный вопрос: пополнились ли профсоюзные ряды в минувшем году?
В настоящий момент из 9800 работников петербургских предприятий авиационной промышленности в профсоюзе состоят 5600 (58%). Это немало, но, конечно, есть над чем работать в дальнейшем. В этом году наши ряды пополнились — в нашу территориальную организацию вошел Авиаремонтный завод № 218, расположенный в Гатчине. В профсоюзе там состоят около 90 процентов работников!

Что ждет отрасль и профсоюз в 2018 году, над чем предстоит поработать?
На этот год предприятия российского авиапрома в основном обеспечены заказами. Пока есть государственный оборонный заказ можно жить спокойно. Однако нельзя забывать о том, что он когда-то закончится, его объемы уменьшаются. И необходимо уже сейчас работать над предстоящим переходом на выпуск высокотехнологичной гражданской продукции, востребованной рынком. Ведь мгновенно перестроить технологические процессы невозможно. Между тем, специалистов не хватает даже для решения текущих задач. И не окажемся ли мы после завершения государственного оборонного заказа перед угрозой массовых сокращений? Такое уже было в 90-е годы, и второй раз таких потрясений отрасль может просто не выдержать.

Пассажирские самолеты востребованы. Но в каком количестве российские авиакомпании готовы покупать самолеты отечественного производства? Здесь многое зависит от позиции властей, стремления поддержать отечественного производителя.
У нас есть гражданские самолеты, соответствующие мировым стандартам, которые мы могли бы предложить и зарубежным авиакомпаниям. Однако при экспорте нам предстоит серьезная конкуренция с крупнейшими мировыми производителями — такими, как Airbus, Boing. И одно из слабых мест нашей продукции — отсутствие сети сервисного обслуживания как за рубежом, так и в отечественных аэропортах.

Эти вопросы обсуждались во время предыдущего Съезда авиапроизводителей России. Очевидно, эти вопросы будут обсуждаться и на очередном Съезде авиапроизводителей, который состоится в августе этого года. В его работе примут участие и представители нашего профсоюза. И в этой ситуации одна из задач профсоюза — обращать внимание власти, руководителей корпораций на серьезную проблему, от решения которой зависит будущее отрасли, судьбы сотен тысяч людей.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.