Петербург переходит на «безвыбросный транспорт»

Петербург переходит на «безвыбросный транспорт»
09 января
12:54 2018

В Год экологии свой маршрут принципиально нового вида пассажирского транспорта сначала получили жители Приморского района, а затем – и юга Петербурга. С декабря там курсируют электробусы с динамической зарядкой. Уже в нынешнем году этот инновационный и экологичный вид транспорта может появиться на постоянной основе и в центральной части города.

От Комендатского проспекта до «Чистого неба»
12 электробусов производства предприятия «Тролза» (город Энгельс, Саратовская область), ранее известных под аббревиатурой «ЗиУ», уже почти месяц развозят пассажиров на троллейбусном маршруте №23 «улица Шаврова» — Комендатский проспект – станция метро «Комендантский проспект». От улицы Шаврова электробусы едут до Гаккелевской улицы, как троллейбусы. Затем «опускают рога» и уже без проводов следуют по Богатырскому и Шуваловскому проспектам, улице Туристской и Оптиков, где отсутствует троллейбусная контактная сеть. Далее токоприемники поднимаются, и автобус вновь становится троллейбусом.

Такая трансформация занимает всего несколько секунд и практически не заметна для пассажиров. Не выходя из своей кабины, водитель простым нажатием кнопки (вверх-вниз) превращает троллейбус в автобус или наоборот.
Самый продвинутый электробус способен пройти до 60 километров автономным ходом, без контакта с проводами. Необходимую для этого энергию аккумуляторы накапливают во время движения под контактной сетью.

В салоне электробуса тоже очень много высокотехнологичных элементов. Он оборудован мониторами, камерами видеонаблюдения и сетью wi-fi. Есть даже специальное место для подзарядки смартфонов. Водители уже по достоинству оценили удобство управления и зарядки транспортного средства. Пассажиры и кондукторы очень довольны бесшумным и плавным ходом электробуса, отсутствием выхлопных газов и неприятных запахов.

27 декабря электробусы связали станцию метро «Кировский завод» с новыми жилыми кварталами Красносельского района. Трасса троллейбусного маршрута №41 продлена до микрорайона «Балтийская жемчужина» от Ленинского проспекта по проспекту Героев и до улицы Адмирала Чирокова. Таким образом, жители микрорайона «Балтийская жемчужина» теперь могут с комфортом добраться до станции метро.

Протяженность новой трассы троллейбуса №41 — около 11 километров. На линию выходят 10 инновационных машин. По информации пресс-службы «Горэлектротранса», плановый интервал движения электробусов на этом маршруте — 12 минут.

Половину пути электробусы проезжают автономным ходом. От конечной остановки «Улица Васи Алексеева» по проспекту Стачек, Маршала Жукова и Ленинскому проспекту они едут, как обычные троллейбусы. В это время идет подзарядка аккумуляторов. На проспекте Героев и Петергофском шоссе, где контактной сети нет, электробусы «опускают рога» и передвигаются, не касаясь проводов.

В ближайшее время транспортный парк Петербурга пополнят 115 электробусов производства «Тролза». Причем, 10 из них – за счет субсидии из федерального бюджета. Это позволило снизить первоначальную стоимость контракта на 225 млн рублей и приобрести не 105, а 115 электробусов.

Работать они будут в основном в районах новостроек, где отсутствует контактная сеть. Новые маршруты могут появиться уже в начале нынешнего года. В недалеком будущем электробусы планируется использовать даже на Невском проспекте и на Петроградской стороне. Там в рамках программы «Чистое небо» скоро начнут убирать троллейбусные провода.

Станет ли электробус петербургским долгожителем?
Решение о закупке нового вида транспорта городские власти приняли по результатам тестирования подвижного состава, которое «Горэлектротранс» проводил с 2014 года. Троллейбусы с увеличенным автономным ходом марки «Тролза» в тестовом режиме использовались и на 7-м маршруте, в центре города.

В феврале 2017 года этот троллейбус автономным ходом без проблем доехал от станции метро «Петроградская» до нового стадиона на Крестовском острове. По мнению экспертов, опытная эксплуатация электробусов отечественного производства в холодное время года прошла достаточно успешно.

Как отметил вице-губернатор Игорь Албин, Петербург первым в России системно подошел к массовому переходу на «безвыбросный транспорт». В отличие от других российских городов, где такие машины обслуживают единичные маршруты, на берегах Невы появилась целая маршрутная сеть электробусов с динамической зарядкой.
Этот вид пассажирского транспорта не только экологичный, но и экономичный. По подсчетам специалистов, 1 км пробега электробуса стоит на 45 рублей дешевле, чем автобуса на дизельном топливе. Экономия получается за счет цены электроэнергии и уменьшения объема технологических работ, что обусловлено особенностями конструкции машины.

Немаловажно и то, что это – электробус российского производства. Причем, многие комплектующие (система оповещения, электропривод, система оплаты) произведены в Петербурге. В данном случае можно по праву говорить о полном импортозамещении.

Экологические виды транспорта существенно повышают качество городской среды. Игорь Албин считает символичным, что важный шаг в этом направлении был сделан в год 110-летия петербургского трамвая. «Уверен, у петербургских электробусов будет не менее долгая жизнь», – предположил вице-губернатор Албин.

Действительно, инновационные возможности современного электротранспорта открывают новые перспективы развития маршрутной сети Петербурга. Средняя протяженность троллейбусного маршрута в нашем городе – 10 км. Троллейбус с увеличенным автономным ходом способен покрывать это расстояние без контактного провода.

С помощью таких троллейбусов можно проложить новые маршруты в районы города с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой. После массового запуска электробусов отпадет необходимость создания новых троллейбусных линий.

Однако для того, чтобы инновационные модели смогли органично вписаться в транспортную инфраструктуру Петербурга, предстоит еще решить целый ряд вопросов. Проблема не только в том, что электробус почти вдвое дороже обычного троллейбуса или дизельного автобуса. Для инновационного электротранспорта, как и для газовых автобусов, нужна своя инфраструктура.

Есть и другие проблемы. Необходимость установки дополнительного оборудования уменьшает вместительность салона. Крепить аккумуляторные блоки на крыше троллейбуса в условиях петербургского климата нецелесообразно, поскольку литий-ионные или литий-полимерные аккумуляторы очень чувствительны к холоду. Для наиболее рационального решения всех технических проблем в «Горэлектротрансе» внимательно изучают мировой опыт эксплуатации электробусов.

Фото с сайта ЗАО «Тролза»

Об авторе

Михаил Кореневский

Михаил Кореневский

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.