«Профавиа»: год уходящий, год грядущий

«Профавиа»: год уходящий, год грядущий
18 декабря
11:33 2017

Ситуация в российской авиационной промышленности можно назвать стабильной, предприятия обеспечены заказами, а зарплаты сохраняют тенденцию к росту. Однако перед российским авиапромом стоит серьезная задача, от решения которой без преувеличения зависит будущее отрасли. Расширенное заседание президиума ЦК Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности прошло 14 декабря в Москве. В нем принял участие председатель территориальной (Санкт-Петербурга и Ленообласти) организации профсоюза Виктор Федосов, поделившийся своими размышлениями с корреспондентом ПТ.

Виктор Иванович, какие вопросы обсуждались во время заседания?
Были подведены итоги уходящего года. Участники заседания с удовлетворением отметили, что в отрасли сохраняется тенденция к повышению заработной платы. Средняя заработная плата в отрасли составляет 49 тысяч рублей, превышая среднюю в российской промышленности (48 273 рубля). На предприятиях авиапрома фактически нет задержек заработной платы. В других отраслях промышленности они, к сожалению, есть. Однако перед авиастроительной отраслью стоит серьезная задача, требующая быстрого и грамотного решения.

В чем состоит эта проблема?
Это предстоящий переход к выпуску гражданской продукции, поскольку государственный оборонный заказ в 2019 году будет в основном выполнен.
Общая задача и профсоюзов, и администрации — не допустить, чтобы после окончания оборонного заказа появились «лишние люди», начались сокращения. Нужно понимать — эти люди уже не вернутся на предприятия. Такое уже было в 90-е годы и второй раз отрасль может просто не вынести таких потрясений. И важно не упустить момент — разработать технологии, подготовить производство к выпуску гражданской продукции. И за год это не сделать. Начинать нужно уже сейчас.

К сожалению, переориентация на выпуск гражданской продукции идет не так быстро, как хотелось бы, хотя есть и позитивные моменты — в 2018 году будут завершены испытания нового пассажирского самолета МС-21, а в 2019 году начнется его серийное производство. Уже сейчас есть портфель заказов на новую машину. Продолжается выпуск пассажирского самолета «Сухой-Суперджет». Появляются заказы на гражданские вертолеты — для медиков, лесного хозяйства.
В более отдаленной перспективе обсуждается программа разработки и выпуска совместно с Китаем дальнего пассажирского самолета. Разработка будет наша, двигатели — наши, сборка самолета – в Китае, но многие комплектующие – российские. Ну и значительные китайские инвестиции. Есть планы разработки экранопланов, а также — небольших самолетов с электрическими двигателями для сельского и лесного хозяйства.

Одна из серьезных причин, мешающих продвижению наших гражданских самолетов на мировой рынок – отсутствие сети сервисного обслуживания. Ведь совершенно обычная ситуация – замена того или иного элемента конструкции после определенного количества часов, небольшой ремонт. Но для этого в зарубежных аэропортах должны быть представительства наших компаний-производителей. Между тем, крупнейшие западные корпорации, такие, как «Боинг» и «Эйрбас» используют все свои лоббистские возможности, чтобы не пустить наши сервисные службы в крупнейшие аэропорты мира. Нашим производителям здесь приходится играть на чужом поле. Об этом говорили некоторые из выступавших на заседании президиума.

Какие еще вопросы обсуждались во время заседания?
Также обсуждались различные аспекты работы правовых инспекторов (их в профсоюзе 20) территориальных организаций профсоюза. Была отмечена высокая эффективность их работы, направленной на отстаивание прав работников. Участники заседания также обсудили вопросы, связанные с работой по профориентации среди школьников и студентов. Был представлен подготовленный профсоюзом проект состязаний «Мастериада «Профавиа», которые впервые пройдут в 2018 году. Молодым талантам (с первого класса до старших курсов вузов!) будет предложено решить соответствующие возрасту задачи по сборке роботов, различных приборов и механизмов.

Были намечены и некоторые планы 2018 год. Запланировано много различные учебные семинаров и программ, ориентированных на обучение председателей первичных профсоюзных организаций и профактива. Многие из них пройдут в Санкт-Петербурге на базе Зонального учебно-методического центра профсоюзов.

Каким был уходящий год для петербургского авиапрома?
В течение года на страницах «Площади Труда» обсуждались важнейшие события, связанные с петербургскими предприятиями отрасли. Подведу своего рода резюме. В этом году активно развивались процессы, связанные с включением предприятий в корпорации, холдинги, концерны. Разумеется, они затрагивают и петербургские предприятия. Многие вопросы теперь уходят с завода на уровень корпорации. И некоторые тенденции внушают тревогу. К примеру, корпорации пытаются вмешиваться в распределение прибыли предприятий. И отнюдь не всегда — в пользу человека труда!

Кроме того, я считаю, что отстающие предприятия нужно подтягивать за передовыми, а не перераспределять заработанное. Безусловно, объединение в корпорации имеет и сильные стороны.
Так, интеграция облегчает совместное приобретение нового высокотехнологичного оборудования. Но дорогостоящее оборудование должно работать с максимальной загрузкой, в интересах всех предприятий, входящих в корпорацию! И тут нужна высокая степень взаимодействия, кооперации. Только тогда новое оборудование окупится.

Профсоюзу сегодня приходится учиться работать в новых условиях, взаимодействовать с руководством корпораций. Для этого нашим профсоюзом предложена новая форма работы – координационные советы при корпорациях, в которые входят представители корпорации, профсоюза, директора предприятий. Такие советы уже созданы при Объединенной авиастроительной корпорации, Объединенной двигателестроительной корпорации, Концерне радиоэлектронных технологий (КРЭТ). В ноябре заседание Координационного совета КРЭТ прошло в Санкт-Петербурге на заводе «Техприбор».
Были и радостные события, награды. Так, АО «Климов» заняло первое место в отраслевом конкурсе-смотре «Лучшее предприятие по охране труда», который проводится Министерством промышленности и торговли совместно с ЦК нашего профсоюза. «Красный октябрь» и «Климов» победили в Спартакиаде трудовых коллективов, которую проводит ФСО «Россия». Среди победителей конкурса «Лучший по профессии» — работники «Климова» и Авиаремонтного завода №218, расположенного в Гатчине.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.