Хранители духовной истории
85 лет назад открыл свои двери для посетителей Государственный музей истории религии (ГМИР), за десятилетия ставший одним из ведущих мировых центров религиоведения, обладающим уникальной коллекцией материалов по истории фактически всех религий мира. Собрание музея насчитывает более 180 000 экспонатов, древнейшие из которых датируются VI веком до нашей эры. Здесь работали выдающиеся историки, этнографы, антропологи. И сегодня музей посещают тысячи людей — петербуржцев и гостей города, россиян и иностранцев. Многих работников музея объединяет небольшая, но активная первичная профсоюзная организация.
Решение о создании музея было принято Президиумом АН СССР и Секретариатом ЦИК СССР осенью 1930 и весной 1931 года. А 15 ноября 1932 года музей, разместившийся в Казанском соборе, принял первых посетителей. Основой коллекций нового музея стали экспонаты из собраний Кунсткамеры, Эрмитажа, Библиотеки Академии наук и Государственного Русского музея, использованные в антирелигиозной выставке, созданной сотрудниками Академии наук в залах Зимнего дворца в Ленинграде. Первым его директором стал известный историк религии и этнограф профессор Владимир Богораз-Тан. В соответствии с идеологическими установками того времени, созданный музей имел определенную атеистическую направленность, которая была отражена и в экспозиции.
Однако, в отличии от многих существовавших в те годы антирелигиозных музеев, делавших акцент на примитивной пропаганде атеизма, ГМИР был ориентирован в первую очередь на серьезную исследовательскую работу. На протяжении всей истории музея коллектив ученых видел свою задачу в изучении религии как сложного общественного феномена. Историки не только собирали и хранили памятники религиозной культуры, но и вели работу по их всестороннему изучению — как в духовно-религиозном аспекте, так и в качестве произведений искусства. Следует отметить, что размещая иконы, одеяния священнослужителей и другие предметы духовной культуры в экспозиции и фондах музея, сотрудники нередко спасали их от уничтожения — в стране бушевала кампания по закрытию и разрушению храмов.
К 1941 году ГМИР собрал в своих фондах богатейшее собрание экспонатов. Среди них – уникальная коллекция православных икон XVII — XX веков, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, отражающие историю и культуру западного и восточного христианства, индуизма и буддизма, ислама, иудаизма, а также — традиционных верований народов Кавказа, Сибири, Поволжья, религий Китая и Японии. В Музее открылась уникальная библиотека, ставшая самым крупным в России собранием литературы по истории религии.
Во время Великой Отечественной войны большинство сотрудников встали на защиту Родины, оставшиеся отдавали все силы сохранению музейных коллекций, дежурили на крыше Казанского собора, не раз спасая его от зажигательных бомб. В годы блокады музейная экспозиция была свернута, однако сотрудники музея было провели несколько выставок, посвященных русской военной истории, одна из которых, прошедшая в 1942 году, была развернута на колоннаде собора.
В послевоенный период была создана экспозиция, сделавшей музей известным не только в СССР, но и за рубежом. Только за 1954–1956 гг. Музей посетило около миллиона человек, было проведено около 40 тысяч экскурсий. Шестнадцать послевоенных лет были отмечены выходом в свет крупных монографических исследований, посвященных различным вопросам истории религии и свободомыслия, публикацией семи выпусков «Ежегодника МИР» (1957–1963).
Много энергии и сил в укрепление позиций Музея вложил его тогдашний директор выдающийся знаток истории религиозных движений и общественный деятель В.Д.Бонч-Бруевич (1843–1955), постоянно живший в Москве и руководивший Музеем из столицы.
В 1954 году музей был переименован в Государственный музей истории религии и атеизма. В 1991 году ему было возвращено первоначальное название — Государственный музей религии, принято решение о переезде экспозиции в специально приобретенное здание на улице Почтамтской. Подготовительные работы шли в течение почти 10 лет, и в 2000 году музей впервые открыл двери для посетителей на новом месте.
Сегодня среди приоритетных направлений музея не только исследовательская, экспозиционно-выставочная и издательская деятельность, но и разработка программ, ориентированных на различные социальные и возрастные группы посетителей.
«Задача наших сотрудников – не обучение основам религии и не навязывание предпочтений. Мы рассказываем об истории и культурных традициях различных народов, учим уважать их религиозные взгляды, воспитываем культуру осознанной толерантности по отношению к представителям разных конфессий и различных этно-религиозных групп»,-так сформулированы цели и задачи музея на его официальном сайте.
Первичная профсоюзная организация Музея истории религии — лучшая из наших музейных оргнанизаций. Там прекрасный профлидер Альбина Скворцова, сумевшая сохранить первичку в трудное время, привлекающая новых людей в профсоюз, заботящаяся о людях. Что очень важно, профком сумел выстроить хорошие, партнерские отношения с администрацией. Хочу искренне пожелать первичной профсоюзной организации Государственного музея истории религии и в дальнейшем продолжать работу в том же духе.
Председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Российского профессионального союза работников культуры Сергей Акимов
О жизни первичной профсоюзной организации музея корреспонденту «Площади Труда» рассказала председатель профкома Альбина Скворцова.
Альбина Николаевна, как выглядит сегодня первичная профсоюзная организация музея?
В нашей первичной профсоюзной организации 32 работника музея плюс трое пенсионеров, продолжающих участвовать в работе первички. Это представители всех профессий — научные сотрудники, экскурсоводы, смотрители, рабочие музея.
Какие задачи решает первичка?
В течение многих лет у нас установились хорошие партнерские отношения с администрацией, директором Любовью Александровной Мусиенко. С 2010 года у нас действует очень хороший коллективный договор, который мы несколько раз продлевали и дополняли. В документ включены значимые социальные гарантии — 20-процентная компенсация путевок в санатории, материальная помощь на свадьбу, рождение ребенка, в случае болезни. Сотрудники, проработавшие более 5 лет, получают один дополнительный день к отпуску, более десяти лет — два дня. Вместе с администрацией первичная профсоюзная организация участвовала в проведении специальной оценки условий труда. В настоящий момент работаем над коллективным договором, обсуждаем вопрос о расширении социальных гарантий.
Были ли в истории первичной профсоюзной организации сложные ситуации, трудности, которые удалось преодолеть?
Семь лет назад нашей первичной профсоюзной организации пришлось пройти через серьезные испытания. Тогдашняя администрация предприняла попытку избавиться от профсоюзной организации, и нам пришлось создавать ее заново. Как раз тогда, в 2010 году меня избрали председателем профкома. Хочу отметить, что в защите наших прав нам активно помогала наша территориальная организация, Надежда Ивановна Головская, возглавлявшая ее в течение нескольких десятилетий. Нас постоянно консультировали, оказывали юридическую помощь.
Как профсоюз отметил юбилей музея?
Мы организовали чаепитие, на которое пригласили всех сотрудников. Это было 3 ноября, накануне Дня народного единства, и наши историки подготовили развернутый рассказ про патриарха Гермогена, Косьму Минина, князя Пожарского, особо отметив роль духовенства — мы же Музей истории религии!. Вспомнили и о том, что к русским воинам присоединились и мусульмане — казанские татары. Конечно, были в тот день и воспоминания, и беседы в неформальной обстановке.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий