Профсоюзы в поисках «золотого ключика» информационной политики

Профсоюзы в поисках «золотого ключика» информационной политики
06 декабря
19:25 2017

Пропаганда и агитация, гневно заклейменные во времена перестройки, ныне реабилитированы и переживают своеобразный ренессанс. Без них не будет успеха как у партии, так и у общественной организации. О том, как наполнить информацию магической привлекательностью ведущие профсоюзные эксперты размышляли в ходе Всероссийской научно-практической конференции «От информации — к пропаганде и агитации».

Этот форум был приурочен к Году профсоюзной информации, объявленному Генсоветом Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), и проходил с 28 ноября по 1 декабря во Дворце Труда под эгидой Ленинградской Федерация профсоюзов (ЛФП) и Зонального учебно-методического центра профсоюзов Санкт-Петербурга.

Информационные успехи и неудачи
В своем приветственном слове к участникам конференции председатель ЛФП Владимир Дербин поблагодарил их за работу в течение всех четырех дней.

Владимир Дербин

Владимир Дербин

Напомним, что за это время, в рамках конференции состоялись семинары директоров Учебных центров профсоюзов России, а также представителей профсоюзных организаций регионов нашей страны, а также действовали выставки. Одна из них была посвящена истории профсоюзной прессы Петербурга, от момента ее зарождения до наших дней, а другая представила богатый спектр информационно-агитационной продукции членских организаций ЛФП. Семинар информационных работников этих организаций и стал заключительным аккордом конференции.

Фрагмент выставки информационно-агитационной продукции членских организаций ЛФП

Фрагмент выставки информационно-агитационной продукции членских организаций ЛФП

Выставка вызвала живой интерес у участников конференции

Выставка вызвала живой интерес у участников конференции

Подводя итоги, Владимир Дербин выразил уверенность с том, что этот форум придаст новый импульс информационной работе профсоюзов.

Заместитель председателя ФНПР, научный руководитель Центра мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов Евгений Макаров напомнил, что еще в 2008 году была утверждена концепция информационной политики ФНПР. Главной темой информационной работы профсоюзов по-прежнему остается мотивация профсоюзного членства.

Евгений Макаров

Евгений Макаров

Евгений Макаров: «Содержание профсоюзной информации должно позитивно мотивировать профсоюзное членство. Важно буквально каждое слово».

Поставлена задача создать единую информационную систему профсоюзов. Для этого необходима слаженная информационная работа на всех уровнях. К сожалению, далеко не все профсоюзные структуры справляются с этим.

ФНПР объединяет в своих рядах 42 профсоюза, и еще 5 – на договорной основе. По данным Евгения Макарова, лишь 22 имеют свой план действий в сфере информационной работы. 15 профсоюзов обзавелись собственными пресс-службами, а в 13-ти — утверждена программа информационной работы, подкрепленная финансированием. Только 11 профсоюзов проводят информационное обучение своих работников.

Эту статистику дополнил в своем видео-выступлении перед участниками конференции секретарь ФНПР, главный редактор газеты «Солидарность» Александр Шершуков. По данным главного редактора Центральной профсоюзной газеты, полдюжины профсоюзов попросту не представляют никакой информации о своей деятельности.

В связи с этим, Александр Шершуков очень остро поставил вопрос о необходимости повышения исполнительской дисциплины в профсоюзных организациях. За последнее время на самых разных уровнях профсоюзного движения было принято немало важных решений в сфере информационной политики, но многие из них еще не реализованы именно из-за «человеческого фактора».

Секретарь ФНПР признал, что найти «золотой ключик», который открыл бы профсоюзам путь к сердцам людей, непросто. Нужен постоянный творческий поиск и неукоснительное выполнение всех тех решений, которые приняты профсоюзами в сфере информационной политики.

У ФНПР есть своя газета и журнал. Подавляющее большинство профсоюзных организаций имеют свой сайт в Интернете. Новеллой в информационной работе профсоюзов стала и Интернет-трансляция 3,5 часовой видео-конференции с председателем ФНПР Михаилом Шмаковым.

Некоторые профсоюзные организации имеют собственные страницы в социальных сетях. Однако зачастую посетителей у них намного меньше, чем количество членов этих профсоюзных структур. Схожая ситуация и с профсоюзной инициативой о том, чтобы законодательно закрепить норму об обязательной ежегодной индексации заработной платы не менее, чем на величину инфляции. ФНПР насчитывает 20 млн членов, а за это важнейшее начинание на сайте «Российская общественная инициатива» подали свой голос немногим более 100 тысяч человек.

«Индексация заработной платы — один из краеугольных камней в системе коллективных переговоров, — напомнил Евгений Макаров. — Если бы за профсоюзную инициативу проголосовали хотя бы миллион человек, у властных структур было совсем иное отношение к ней».

Смысл агитации, по словам Макарова, тот же, что и век назад. Это — осознанная политическая деятельность, побуждающая людей к действию.
Евгений Макаров призвал всех учить информационную «матчасть» и активнее пропагандировать «справедливость между людьми, поколениями и структурами». Заместитель председателя ФНПР предупредил: без доверия и свободного обмена мнениями агитационная работа ограничится лишь распространением информации.

Александр Запесоцкий

Александр Запесоцкий

Говорить с людьми человеческим языком
В качестве своеобразного научного оппонента Евгения Макарова выступил ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП) Александр Запесоцкий. Он с грустью констатировал, что современные профсоюзы превращаются в замкнутую субкультуру. Их ценности, символы и язык в молодежной среде не очень понятен.

Александр Запесоцкий встревожен тем, что даже иные студенты профсоюзного вуза в кулуарных разговорах задаются вопросом: «А есть ли профсоюзы?». Для тех молодых людей, которые не терзаются подобными сомнениями, профсоюзная организация ассоциируется со скучной кампанией, где еще и говорят на каком-то «птичьем» языке.

Для того, чтобы завоевать доверие любой аудитории, профсоюзам необходимо, прежде всего, научиться разговаривать с людьми нормальным, человеческим языком, убежден академик Запесоцкий.

По мнению, Александра Запесоцкого, система информационной работы профсоюзов пока оставляет желать лучшего. Орган ФНПР газета «Солидарность» выходит тиражом в 30 тысяч экземпляров. Нетрудно вслед за Александром Запесоцким подсчитать, что по одному экземпляру этой газеты приходится на 700 членов профсоюзов. Пока в информационной работе профсоюзов не в полной мере задействован и огромный научный потенциал СПбГУП.

Созвучные мысли прозвучали в выступлении члена Постоянной комиссии Генсовета ФНПР по информационной политике, руководителя Департамента социальных гарантий и информации Федерации профсоюзов Свердловской области Аксаны Сгибневой.

Необходимость четких и ясных формулировок задач и целей профсоюзов, их лозунгов она показала на конкретном примере. Вряд ли даже хорошо организованная акция в поддержку Конвенции МОТ №102 найдет широкий отклик. Многим попросту неведома расшифровка аббревиатуры МОТ и уж тем более содержание этой конвенции. Другое дело, если объяснить людям: профсоюзы борются за то, чтобы пенсии были не ниже 40% утраченного заработка.

Аксана Сгибнева указала еще на  ряд серьезных недостатков в информационной работе профсоюзов. Профсоюзных ньюсмейкеров и на федеральном, и на региональном уровне можно пересчитать по пальцам. Информационным работникам профсоюзов необходимо обратить самое пристальное внимание на технику своей речи, развивать ораторское искусство, учиться работе в социальных сетях.

Учиться, учиться и учиться
На конференции были представлены успешные практики информационной работы профсоюзов целого ряда регионов России. Как рассказал заместитель председателя Федерации профсоюзов Республики Татарстан Марат Гафаров, в школах этой республики обычным делом стали «Профсоюзные уроки».

Профсоюзы Татарстана также запустили проект «Школа правовых знаний», в рамках которого профсоюзные активисты обучаются правовым аспектам трудовых отношений.

Первичной профсоюзной организации Магнитогорского металлургического комбината удалось объединить в одну электронную систему всю свою документацию. Возможность получения оперативной информации очень важна для такого крупного предприятия, которое объединяет три юридических лица и насчитывает десятки тысяч работников.

Как отметила специалист по информационной работе ППО Магнитогорского металлургического комбината Ольга Мартынова, ERP-система также позволяет членам профсоюза, не отходя от компьютера, оформить получение беспроцентной ссуды до 180 тысяч рублей в профсоюзной кассе взаимопомощи.

Заместитель председателя Федерации профсоюзов Приморского края Нина Зиновьева — профессиональная журналистка. Поэтому она не понаслышке знает о том, что научить искусству передачи информации могут только профессионалы. Хорошо поставленная информационная работа помогает Федерации профсоюзов Приморского края не только успешно разрешать острые трудовые конфликты, но и позволило добиться избрания в Госдуму председателя этой профсоюзной организации.

Начальник Информационного управления ЛФП, главный редактор газеты «Площадь Труда» Ольга Бондарева свое выступление начала с экскурса в историю. После октября 1917 года в нашем городе был отмечен всплеск издательской деятельности профсоюзов. В типографии, которая разместилась во Дворце Труда, в ту пору печатались журнал «Вестник профессиональных союзов», газета «Труд», «Ленинградский рабочий» и многие другие профсоюзные издания.

На первом плане: Ольга Бондарева, Аксана Сгибнева и Нина Зиновьева

На первом плане: Ольга Бондарева, Аксана Сгибнева и Нина Зиновьева

Однако после того, как «Труд» с февраля 1921 года стал общероссийским органом профсоюзов, в нашем городе очень долго не было собственных профсоюзных СМИ. Лишь в годы перестройки ленинградские профсоюзы начали выпуск своего журнала, а затем и газеты.

Ольга Бондарева привела и весьма показательные результаты исследований ученых СПбГУ, которые проанализировали содержание современных российских профсоюзных СМИ.  В профсоюзной прессе доминирует такой журналистский жанр, как заметки. На долю репортажей приходится 20% публикаций, еще 10% занимают информационные материалы. И очень мало полноценной аналитики.

Независимые аналитики отмечают, что публикации в профсоюзных изданиях в основном «заточены» на профсоюзных работников. Тем, кто не связан с профсоюзной средой, такая тематика мало интересна и непонятна . По мнению исследователей, это не позволяет профсоюзным СМИ в полной мере выполнять такие свои функции, как анализ и объяснение социальной действительности, влиять на формирование ценностных ориентаций аудитории, привлекать новых читателей. Стоит самым серьезным образом задуматься над этим экспертным заключением.

Точные цифры, научный подход и творческий поиск
Для конференции был весьма характерен творческий поиск того самого «золотого ключика» в информационной работе о котором говорил в своем видео-выступлении Александр Шершуков. Например, профессор Военно-космической Академии им. Можайского Анатолий Стешов убежден, что в деле агитации даже хорошо поставленная речь, природное дарование и харизма ничего не стоят без овладения определенными приемами ораторского искусства.

Вице-президент, исполнительный директор Института профсоюзного движения Светлана Демидова напомнила, что век назад одним из важнейших направлений работы профсоюзов была ликвидация неграмотности. В коллективных договорах тех лет было предусмотрено освобождение трудящихся от работы в дни занятий курсов ликвидации неграмотности с сохранением заработной платы. Успешно окончивших эти курсы поощряли, а уклоняющихся от занятий рассматривали как нарушителей профсоюзной дисциплины и даже могли арестовать.

По мнению Светланы Демидовой, примерно так же, только без «революционных» крайностей и с использованием самых современных технологий, в наше время профсоюзы должны избавляться от информационной безграмотности.

Директор ЗУМЦ Александр Симагин тоже предложил творчески использовать исторический опыт профсоюзного движения. Еще в 1920-е годы перед профсоюзами со всей остротой стоял вопрос, как относиться к тем «несознательным пролетариям», которые не желают пополнять профсоюзные ряды. И в ту пору, и сейчас профсоюзные организации защищали трудовые права всех трудящихся, считая это лучшей агитацией за профсоюзы.

По словам Александра Симагина, уже в те годы профсоюзы убедились, что заигрывание и чрезмерная упрощение в общении с трудящимися ни к чему хорошему не приведет. Способ подачи информации и умение доходчиво выражать свои мысли, несомненно, имеют большое значение. Однако, как подчеркивает Александр Симагин, не менее важны точные цифры и научный подход к решению вопроса.

Завершившаяся конференция стала своеобразным смотром сил накануне большой работы, а также того, что уже сделано. Участники форма смогли обменяться опытом, идеями. Понять насколько труд каждого необходим всем для достижения общего результата, достижимого лишь общими усилиями. Осознать то, что подходящий к концу Год профсоюзной информации — это лишь начало большой и системной работы по выводу информационной политики профсоюзов на качественно новый уровень, где информация становится агитацией, способной ясно и четко объяснить каждому на понятном ему языке: «профсоюз нужен тебе, а ты нужен профсоюзу».

В рамках пленарного заседания конференции также были вручены награды журналистам и профсоюзным лидерам — победителям и призерам традиционного конкурса Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) на лучшие материалы в СМИ о профсоюзах в 2017 году.

Об авторе

Михаил Кореневский

Михаил Кореневский

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.