Профсоюз и корпорация координируют усилия

Профсоюз и корпорация координируют усилия
10 ноября
11:01 2017

Объединение предприятий в корпорации, более высокая степень интеграции производственных процессов, передача «наверх» части полномочий руководителей предприятий — такова реальность сегодняшнего дня. В новых реалиях искать ответы на многие вопросы приходится и профсоюзам. Ведь в одной корпорации могут быть объединены предприятия, относящиеся к различным отраслям, работники которых входят в разные отраслевые профсоюзы. А директорам предприятий при подписании коллективных договоров теперь приходится обсуждать их и с руководством корпораций, в частности — в вопросах финансирования социальных программ.

И для эффективной защиты прав и интересов работников взаимодействие профсоюзов непосредственно с руководством корпораций становится в этих условиях жизненной необходимостью. Координационные советы, в которые входят представители корпорации, директора предприятий и председатели первичных профсоюзных организаций — такой формат взаимодействия был предложен Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности («Профавиа»). Такие советы созданы при при Объединенной авиастроительной корпорации, Объединенной двигателестроительной корпорации, Концерне радиоэлектронных технологий.

Очередное заседание Координационного совета Концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ) прошло в Санкт-Петербурге в предпраздничные дни в актовом зале ПАО «Техприбор». Своими впечатлениями поделился председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Виктор Федосов.

Виктор Иванович, в чем специфика работы профсоюза с корпорациями?
В течение многих лет профсоюзами выработана система отношений с работодателями. Это коллективные договоры на предприятиях, отраслевые соглашения на федеральном и региональном уровнях. С корпорациями таких соглашений пока нет. И это, конечно, затрудняет работу. К тому же в одну корпорацию могут входить предприятия разных отраслей. Например, в Объединенную двигателестроительную корпорацию входят предприятия авиационной, оборонной, кораблестроительной отраслей, производящие двигатели различного назначения. Поэтому ЦК «Профавиа» предложил создать координационный совет, в который входят представители корпорации, директора предприятий, и представители нашего профсоюза. Заседания проходят два раза в год — весной и осенью. На них мы обсуждаем такие вопросы, как выполнение плана,  условия и оплату труда, социальные программы. Именно в таком формате сегодня наш профсоюз взаимодействует с Концерном радиоэлектронных технологий. Хочу отметить, что наш опыт может быть полезен и для предприятий других отраслей промышленности, где также созданы корпорации.

Какие вопросы обсуждались на прошедшем заседании?
В нынешнем совещании, прошедшем в актовом зале ПАО «Техприбор», участвовали председатель «Профавиа» Алексей Тихомиров, начальник отдела кадров КРЭТ Эльвира Фуер, управляющий делами КРЭТ Дина Низамутдинова, председатели первичных профсоюзных организаций более чем 20 предприятий авиационной промышленности (производящих радиоэлектронное оборудование) из различных регионов России. Во время этой встречи на первом плане были вопросы сохранения кадров и подготовки кадров, социальные программы.

Представители корпорации в своих выступлениях отмечали, что многие социальные программы гораздо эффективней работают в формате корпораций. К примеру, у КРЭТ есть санатории на юге России. И в коллективные договоры предприятий (с согласия корпорации) включены пункты о выделении средств на приобретение для работников путевок в эти здравницы.

С какими трудностями сталкиваются профсоюзы, взаимодействуя с корпорациями?
Конечно, есть вопросы, требующие решения, серьезной работы. Факт остается фактом — корпорации все активнее влияют на работу предприятий. Тут есть и негативные аспекты, вызывающие критику и со стороны директоров, и со стороны профсоюза. К примеру, корпорация стремится указывать предприятиям, на что расходовать прибыль, установить некие рекомендации, обязательные для всех. При этом 25 процентов прибыли предприятия и так отдают корпорации! Однако многие вопросы гораздо эффективнее решаются на местах, с учетом ситуации на конкретном предприятии.
И директор вместе с председателем профкома того или иного предприятия в состоянии сами обсудить, на что лучше потратить прибыль — на добровольное медицинское страхование, оздоровление или же — на жилищные программы.
Об этом говорили многие из участников. Представители корпорации обещали передать предложения и позицию профсоюза руководству. В общем, состоялся нормальный деловой разговор.

Почему вопрос закрепления кадров, сохранения рабочих место снова стал актуальным для авиапрома?
Через 2-3 года государственный оборонный заказ будет выполнен и объем выпускаемой военной продукции (а соответственно — и финансирование) значительно уменьшится. Об этом за последние месяцы не раз говорили первые лица государства. В этих условиях необходимо сохранить кадры, не допустить ситуации 90-х годов, когда специалисты высокой квалификации вынуждены были покинуть отрасль. Второго подобного потрясения наш авиапром просто не переживет!
В новых условиях возникает необходимость перевести значительную часть персонала и мощностей на выпуск востребованной, конкурентоспособной «мирной» продукции.

Есть ли среди предприятий авиапрома примеры успешного выпуска продукции гражданского назначения?
Да, такой опыт есть! И как раз на «Техприборе», где разработаны и готовы к производству анализаторы для нефтегазовой отрасли, системы вентиляции легких для медиков. «Черные ящики», выпускаемые «Техприбором» предназначены не только для самолетов (военных и гражданских), но и для судов, космических аппаратов. Нельзя не упомянуть и уникальный стенд, предназначенный для моделирования влияния расхода топлива (топливные баки расположены в крыльях) на устойчивость и маневренность нового пассажирского самолета МС-21, который сейчас проходит летные испытания.

Экскурсию по предприятию, недавно отметившему 75-летний юбилей, провел его генеральный директор Камо Владимирович Абрамян. Члены совета осмотрели цеха предприятия, побывали в музее, где представлены уникальные документы и образцы продукции завода, история которого неразрывно связана с историей отечественной авиации. Участники совещания побывали на экскурсии по историческому центру Санкт-Петербурга, паркам и дворцам Пушкина.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.