Два праздника петербургских судостроителей

Два праздника петербургских судостроителей
27 октября
16:57 2017

30 октября — День судостроителя

В этом году фактически свершилось то, чего много лет добивалась Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Союз ветеранов судостроения», созданная при непосредственном участии профсоюзов. 29 июня на общероссийском уровне впервые официально отмечался профессиональный праздник работников судостроительной отрасли — День кораблестроителя. А 30 октября корабелы города на Неве уже в четвертый раз отпразднуют петербургский День судостроителя.

В постановлении премьер-министра России Дмитрия Медведева об учреждении профессионального праздника «День кораблестроителя» отмечается, что 29 июня 1667 года был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве корабля «Орел». Это был первый в России военный корабль, построенный по государственному заказу.

Ничуть не менее значимо для отечественного судостроения и 30 октября. Именно в этот день в 1696 году по инициативе Императора Петра I Боярская Дума приговорила «Быть морским судам!». Тем самым был дан старт строительству регулярного флота на Руси, как государственной отрасли.

Наш город всегда был и остается центром российского судостроения. За последние два года со стапелей судостроительных верфей Петербурга было спущено на воду более двух десятков кораблей. Причем, практически каждый из них в своем роде уникален.

2016 год для работников Балтийского завода стал знаменательным во многих отношениях. 160-летие со дня основания своего предприятия они, как в старые добрые времена, отметили спуском сразу двух ледоколов. «Арктика» — самый мощный в мире атомоход, «Виктор Черномырдин» не имеет равных среди неатомных ледоколов. А совсем недавно балтийцы изготовили «младшего брата» «Арктики» — первый серийный атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220.

Построенные на «Адмиралтейских верфях» субмарины позволили модернизировать подводную составляющую Черноморского флота. Дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 прекрасно зарекомендовали себя и на просторах Средиземного моря. На террористов они наводят ужас бьющими без промаха крылатыми ракетами «Калибр», а западных «партнеров» постоянно держат в напряжении своим практически бесшумным плаванием, за что эти подлодки уважительно именуют «Черными дырами».

Средне-Невский судостроительный завод изготовляет инновационные (с применением уникальных композитных технологий) минные тральщики и патрульные катера для пограничной службы.

Многие разработки специалистов ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (универсальный десантный корабль «Прибой», авианосец проекта 23000Э «Шторм», эскадренный миноносец «Шквал» и ряд других) по праву считаются прорывными. Немаловажно и то, что постоянно идет работа над тем, чтобы инновационные корабли практически полностью строились из российских комплектующих.

Однако глубоко ошибочно представление о том, что судостроительная отрасль Петербурга «заточена» исключительно на выполнение оборонного заказа.

Тот же Средне-Невский судостроительный завод уже освоил выпуск современных пассажирских катамаранов. Целый ряд судостроительных верфей нашего региона начали производство судов для нужд рыболовецкой отрасли.

Северная столица России не только уверенно сохраняет статус центра отечественного судостроения, но и последовательно восстанавливает систему подготовки специалистов-корабелов различного профиля.

Профессиональная ориентация потенциальных судостроителей начинается уже со школьной скамьи. «Квалифицированных кадров по-прежнему не хватает, но у многих наших организаций налажено сотрудничество с ведущими профильными вузами», — отмечает председателя Территориальной организации Российского профсоюза работников судостроения СПб и ЛО Николай Чалов.

Заметному притоку молодежи в судостроительную отрасль способствует и возможность стать активными соучастниками реактивного производственного процесса с применением самых новейших технологий.

Омоложение кадров уже – не мечта, а реальность. По данным председателя Территориальной организации Российского профсоюза работников судостроения, если в начале 2000-х годов средний возраст петербургских судостроителей превышал 60 лет, то сейчас он гораздо моложе 50-ти.

Николай Чалов с удовлетворением констатировал, что в наши дни судостроение явно на подъеме, во многом, благодаря гособоронзаказу. Поэтому предприятия и организации отрасли загружены работой. Очень важно, что неукоснительно соблюдаются все социальные гарантии работников. В полном объеме выполняются и коллективные договоры, подчеркнул Николай Чалов.

«Средняя зарплата на таких предприятия, как «Балтийский завод — судостроение» или «Адмиралтейские верфи» более 65 тысяч рублей, — рассказал «Площади труда» лидер Территориальной организации Российского профсоюза работников судостроения. — В целом же по нашей территориальной организации, с учетом НИИ и КБ средняя заработная плата превышает 80 тысяч рублей».

Председатель Территориальной организации СПб и ЛО Общероссийского профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники Сергей Максименко отметил, что для нашего города, который без малейшего преувеличения можно назвать столицей отечественного судостроения, 30 октября уже четвертый год становится знаковой праздничной датой. «Трудовые коллективы буквально рвутся активно поучаствовать в праздничных торжествах!», — не скрывал своей радости профсоюзный лидер.

Сергей Максименко убежден в том, что общероссийский День кораблестроителя и петербургский День судостроителя ни в коем случае нельзя противопоставлять.

«В основу этих профессиональных праздников положены две даты, каждая из которых принципиально важна для развития отечественного судостроения, — пояснил председатель Территориальной организации Общероссийского профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники. – На мой взгляд, обе праздничные даты дополняют друг друга и усиливают значение нашей отрасли. Право же, российские судостроители заслуживают того, чтобы их трудовые достижения и социальные завоевания отмечали гораздо чаще, чем один или даже два раза в год!».

30 октября петербургских судостроителей будут чествовать в БКЗ «Октябрьский». Наиболее отличившиеся будут удостоены наград петербургского ЗакСа, городского правительства, профильного комитета администрации. Своих передовиков отметят и судостроительные предприятия.

Фото из архива «ПТ»

Об авторе

Михаил Кореневский

Михаил Кореневский

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.