Городской транспорт: альтернативным источникам нет альтернативы

Городской транспорт: альтернативным источникам нет альтернативы
23 октября
16:10 2017

Развитие мегаполисов, стремительно растущий объем перевозок ставят перед необходимостью разработки и внедрения городского транспорта нового поколения, использующего альтернативные виды энергоносителей. Именно высокоэкологичный городской транспорт был главной темой Третьего международного инновационного форума пассажирского транспорта SmartTRANSPORT, прошедшего 19-20 октября в павильоне комплекса «Экспофорум». Среди ключевых тем форума были также внедрение цифровых технологий и подготовка транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

В выставочном зале было представлено более 100 экспонатов. В рамках форума прошли круглые столы, посвященные городскому экологичному транспорту, внутригородским железнодорожным перевозкам, водным перевозкам, безопасности на транспорте, влиянию Чемпионата мира по футболу на транспортную и туристическую инфраструктуры Санкт-Петербурга. Специалисты из России, Чехии, Белоруссии и Молдавии поделились опытом производства и эксплуатации электробусов и обсудили вопросы, возникающие при проектировании и создании инфраструктуры – зарядных станций. Оживленную дискуссию вызвало и обсуждение вопроса о государственном стимулировании использования альтернативных видов топлива.

Электробусы выходят на линии
В экспозиции ГУП «Горэлектротранс» восстановленный ретро-троллейбус 30-х годов МТБ-82 соседствовал с новейшим троллейбусом с динамической зарядкой. Это обозначает, что работа на аккумуляторах чередуется с движением под контактной сетью с одновременным зарядом батареи. Такие машины можно использовать в районах города и на магистралях, где отсутствует троллейбусная контактная сеть. Таким образом, для освоения новых маршрутов (или продления действующих) не требуется временных и финансовых затрат на проектирование и строительство дополнительных линий. В ближайшие два года на улицы Санкт-Петербурга должны выйти 115 электробусов с динамической зарядкой.
Ещё одна новинка, которая скоро выйдет на улицы города – полностью низкопольный двухсекционный трамвай «Богатырь». Его «старший брат» «Витязь» в течение нескольких лет работающий на маршруте №100, хорошо знаком петербуржцам. В ближайшее время в Северной столице начнётся опытная эксплуатация нового вагона. До конца года в парк «Горэлектротранса» должны поступить три таких трамвая.
Еще одно ноу-хау для водителей электротранспорта — комплекс удалённого предрейсового контроля. Система предоставляет возможность анализировать состояние здоровья водителя и выдавать заключение перед выездом на линию. Преимущество технологии – в автоматизации ежедневного медицинского осмотра и исключении человеческого фактора из этого процесса.
Современная техника требует серьезного контроля и ухода, а поломку легче предупредить на ранней стадии, чем потом устранять последствия. Именно для этого предназначен дефектоскоп УДЗ-307ВД, контролирующий состояние штанг токоприемников без нарушения изоляции. В приборе используется принцип вихревых токов. Научно-производственной группой «Алтек» также созданы ультразвуковые приборы для контроля состояния осей колесных пар трамваев и толщины бандажей колес. Новые устройства успешно используются одним из крупнейших петербургских перевозчиков — ГУП «Горэлектротранс».

«Чижик» на концессионных рельсах
Не будет преувеличением сказать, что в центре внимания посетителей был элегантный бело-зеленый с тонированными стеклами скоростной трамвай «Чижик», разработанный и построенный на белорусском заводе швейцарской компании Stadler. Это эксклюзивная разработка, созданная специально для Санкт-Петербурга. А точнее — для Красногвардейского района, где будет реализован проект создания комплексной структуры скоростного трамвайного сообщения. На линии выйдут 23 таких трамвая, которые будут обслуживать три маршрута, начинающиеся от станции метро «Ладожская». Строительство новых путей, остановочных павильонов, автоматизированных перекрестков с «зеленой линией» для трамвая, как и эксплуатацию скоростных машин будет осуществлять Транспортная концессионная компания, с которой заключило соглашение правительство Санкт-Петербурга. Это первый в России концессионный проект в сфере общественного транспорта.

Аккумуляторы: емкость и компактность
Аккумуляторную батарею наряду с электромотором можно назвать сердцем троллейбуса и трамвая с увеличенным автономным ходом, электробуса и электромобиля. Именно от нее зависит длина пробега после при отключении от сети. Серьезные требования предъявляются и к размерам батарей — они не должны вытеснять пассажиров. Поэтому неизменное внимание специалистов привлекала экспозиция российской компании ENERZ, разрабатывающей и выпускающей аккумуляторные батареи литий-ионные аккумуляторные батареи для всех видов электротранспорта.
Представитель компании Drive Electric, производящей как батареи, так и электробусы, выступая на круглом столе, заявил, что компания готова в кратчайшие сроки создать машину, которая позволит окончательно отказаться от контактной сети, не снижая при этом надежности и экономического эффекта перевозок. Это вопрос экономики.
И разработчикам необходима лишь уверенность в том, что такие машины востребованы и перевозчики готовы приобретать их. Однако транспортники, принявшие участие в обсуждении, восприняли эту идею достаточно скептично, явно не желая торопиться с полным отказом от проводов.

Дизель, газ плюс… электричество!
Конечно же, в экспозиции форума не были забыты и автобусы, которым по-прежнему принадлежит пальма первенства среди наземного транспорта Северной столицы — и по протяженности маршрутов, и по количеству перевезенных пассажиров. Представительница Минского завода знакомит с новым автобусом, работающем на природном газе. Такие машины уже эксплуатируются в автобусном парке №7 ГУП «Пассажиравтотранс». А к 2018 году на улицы Северной столицы должны выйти 130 таких машин.
К традиционным дизельным и газовым машинам совсем недавно присоединились автобусы, работающие на электричестве. Пока их всего два.
Ярко синий электробус VolgaBus 2257 сразу же после окончания форума выйдет на улицы Санкт-Петербурга, он будет возить пассажиров по маршруту №7. Пока в Санкт-Петербурге только одна такая машина. Решение о дальнейшем приобретении таких машин зависит от результатов испытаний. Однако интерес к новому электробусу проявили уже многие регионы России. Напомним, что на улицах Санкт-Петербурга происходит испытание также электробус Vitowt , выпускаемый в Белоруссии.

По монорельсу — без машиниста!
А вот и транспорт завтрашнего дня — Надземная транспортная система «Стрела». Небольшие ярко красные вагоны несутся по монорельсу, минуя пробки и развязки. Такая система может дополнять метро в крупных городах, гарантировать своевременную доставку пассажира в аэропорт, а туристов — в природные парки, торговые центры, выставочные комплексы.
Пожалуй главное новшество — отсутствие кабины машиниста. Управление движением полностью автоматизировано. Экспериментальная линия в несколько километров действует в Подмосковье и демонстрирует хорошие результаты. Разработана концепция линии из Купчино в аэропорт Пулково, однако пока рано говорить о том, будет ли эта идея реализована. «Стрела» разработана и построена в Северной столице. Вагоны изготовили на Кировском заводе. К работе над ними были привлечены специалисты прекративших существование петербургских предприятий — «Вагонмаша» и Трамвайно-механического завода, имеющие огромный опыт в разработке и производствк рельсового транспорта. Электронную «начинку» создали в петербургском НИИ Точной механики.

Форум принес и вполне конкретные результаты. Так, в первый день работы ГУП «Горэлектротранс» были подписаны два соглашения о сотрудничестве: с минским заводом «Белкоммунмаш» — о работе по открытию маршрута экологичного транспорта в Кронштадт, с ООО «Алтэк» — о работе по созданию устройств неразрушающего контроля различных деталей подвижного состава и инфраструктуры.

Председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Галина Любина:

Умный город начинается с транспорта. На Чемпионат мира по футболу в следующем году приедет множество российских и иностранных болельщиков. И, конечно же, им важно,что их будут обслуживать автобусы, оборудованные, будут единые электронные проездные билеты. Но самое главное — автобусы-шаттлы, курсирующие между различными спортивными объектами, гостиницами, выставками будут обслуживать члены нашего профсоюза — водители, кондукторы. И, конечно, хорошо, что есть такая выставка, на которой можно увидеть новые машины, технику завтрашнего дня. С внедрением новых машин, как правило, улучшаются и условия труда водителей. Это и более удобные кресла, и поддерживаемый автоматически температурный режим в кабине, и вентиляция, и снижение уровня шума.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.