Теги

1 Мая АПК Александр Миронов Бах Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Дворец Труда Екатерина Слепнева ЖКХ Жилищный комитет ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область МРОТ Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Минимальная заработная плата Михаил Шмаков Николай Чалов Нина Леонтьева Орган Петербург Площадь Труда Профсоюз работников здравоохранения РФ Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР Форум Труда детский отдых коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость охрана труда пенсионная реформа первичная профсоюзная организация повышение пенсионного возраста профсоюз профсоюзы социальное партнерство

Календарь

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Подписаться на новости

Музыка в каждом жесте

Музыка в каждом жесте
23 октября
09:16 2017

XVII Международная неделя консерваторий завершится весьма необычным, ярким и по-настоящему прекрасным аккордом. — 28 октября нас с вами ожидает поистине необыкновенный концерт. В Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа будет звучать терменвокс, едва ли не самый удивительный и, в то же время, незаслуженно недооцененный музыкальный инструмент. Однако на этот раз именно он станет властителем сцены во втором отделении концерта-закрытия фестиваля.

В этот вечер будут исполнены произведения, специально написанные молодыми петербургскими композиторами для терменвокса, а сыграют на нем Наталья и Петр Термены — дочь и правнук создателя этого невероятного инструмента, петербургского физика-экспериментатора Льва Термена.

Физика и лирика

Для тех, кто еще не знает расскажем, что терменвокс — это единственный в мире инструмент, на котором играют без какого бы то ни было прикосновения рук. Он звучит, повинуясь лишь движениям рук музыканта на расстоянии.

Терменвокс заключает в себе два высокочастотных генератора и выглядит как небольшой прямоугольный предмет с двумя антеннами. При игре на нем, человек изменяет емкость создаваемого генераторами электромагнитного поля. Одна рука контролирует высоту звучания, а другая его громкость.

«По мысли самого Льва Сергеевича, в этом инструменте заключена живая связь человека и инструмента. Для игры на нем не нужен никакой механический посредник, вроде смычка, например. Одновременно с этим, терменвокс это инструмент с «человеческим» звучанием», — рассказал нам Петр Термен.

Правнук, прадед и терменвокс

Правнук, прадед и терменвокс

Мы же добавим, что рождение инструмента стало той самой гениальной случайностью, которая бывает лишь один раз в жизни.

Молодой петроградский физик-акустик, — получивший также музыкальное консерваторское образование, — работал над созданием измерительной установки диэлектрической постоянной газов при различных давлениях и температурах.

По своей сути это генератор электрических колебаний, в котором газ является конденсатором. В процессе работы выяснилось, что при определенных условиях, колебания можно было воспринимать на слух… Когда музыкант и физик объединены во одной творческой и увлеченной своим делом личности, то дальнейшее продолжение этой истории предсказать было уже не трудно.

Уже через год этеротон, — как назвал инструмент сам изобретатель, — звучал на приеме у большевицкого вождя Ульянова-Ленина, а спустя еще немного времени покорил Европу и весь мир своим необычным тембром и самим невероятным дотоле способом извлечения звука. Музицировать на нем пытался, в числе прочих, и сам Альберт Энштейн.

Названием «терменвокс», вошедшим во всеобщее употребление, мы обязаны, кстати, нашему брату-журналисту.

«Терменвокс положил начало эпохе электронной музыки хотя сам по себе электронным музыкальным инструментом не является», — улыбается Петр Термен.

Концерт-закрытие станет открытием

Но вернемся в наше время. И от славного прадеда, создавшего затем еще массу изобретений, вновь обратимся к талантливому правнуку. Несмотря на то, что самого детства Петр был буквально погружен в атмосферу терменвокса, к профессиональной игре на нем молодой музыкант и композитор пришел относительно недавно. — Всего шесть лет назад.

Сказалось то, что уникальному инструменту, до сих пор, уделяют незаслуженно мало внимания, даже несмотря на то, что в Японии уже давно действует школа игры на терменвоксе, а в Европе, существует ряд производителей этого инструмента, не всегда, впрочем, адекватно воспроизводящих созданное Львом Терменом. Но, это уже другой разговор…

Единственная в Старом Свете школа игры на терменвоксе существует, конечно, же в нашей стране, известная Russian Theremin School. Ее создатель дочь и, без преувеличения, соратница Льва Сергеевича — Наталья Термен. Ей принадлежит разработка новой техники игры на этом инструменте, а также его настройки по ребру ладони. Эта система принята сегодня практически во всем мире. Сам Лев Термен создал для своей дочери несколько концертных, еще ламповых, терменвоксов.

«Увы, но терменвокс так до конца пока и не стал «своим» в академической музыкальной среде, — сетует Петр Термен. — Многие композиторы и музыканты зачастую прибегают к терменвоксу лишь как источнику различным спецэффектов».

Петр Термен однако вовсе не теряет оптимизма по этому поводу, выражая уверенность, что у терменвокса несомненно большое будущее. Об этом же свидетельствует и Международный фестиваль терменвокс-культуры «Терменология», основанный нашим собеседником также более шести лет назад.

Петр Термен: — «Терменвокс еще не оценен по достоинству. Мы просто еще не знаем всех его возможностей. Мы не знаем его так, как знаем сегодня скрипку или виолончель».

Итак, можно быть уверенным, что 28 октября в Атриуме Главного штаба многие из этих возможностей будут сполна раскрыты. Ведь солировать будет сам терменвокс, повинуясь изящным почти дирижерским пассам Наталии и Петра Терменов.

Помимо таланта и проникновения в самую суть терменвокса, — что неотъемлемо для бабушки и внука, — триумфу инструмента с человеческим звучанием помогут состояться молодые петербургские композиторы.

Это Николай Мажара, написавший Рапсодию для терменвокса и струнного оркестра, Светлана Нестерова, сочинившая фантазию для терменвокса, фортепиано и струнного оркестра«Солярис», а также Антон Танонов, перу которого принадлежит Концерт для терменвокса и струнного оркестра. Добавим, это произведение, что вполне логично, посвящено Льву Термену. Кроме этого мы услышим и BMW для терменвокса, диджея и струнного оркестра. Солировать будет российский диджей Эван Рилл. А написала это произведение Екатерина Иванова-Блинова.

Ну а до этого, в первом отделении концерта-закрытия терменвокс покажет себя в произведениях классиков. В частности, мы услышим его в пьесе Альфреда Шнитке «Поток».

Справка: Петр Термен, исполнитель на терменвоксе, создатель и руководитель Школы терменвокса Russian Theremin School. Исследователь истории терменвокса, автор цикла лекций, посвященных инструменту. Провел более 1000 концертов, лекций и мастер-классов в России и за рубежом. Лауреат Премии президента РФ по поддержке талантливой молодежи, дипломант Всероссийских Дельфийских игр. Участник проекта Британского Совета Mix the city и проекта «В космосе» в рамках празднования 10-летия социальной сети Вконтакте. Постоянный участник фестивалей Save@Arma17, «Ночь музеев», «Политех», Geek Picnic, Stereoleto и др. П. Термен исполняет на терменвоксе музыку различных жанров – классическую, современную, электронную, джазовую, а также авторские сочинения и импровизации.

Фото из архива Петра Термена

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.