Большая творческая семья
Мы продолжаем знакомить наших читателей с историей и современностью профсоюзного ДК имени Горького, который 8 ноября отметит свой 90-летний юбилей. Сегодня наш рассказ — о его творческих коллективах.
В настоящее время в ДК работают 15 коллективов самодеятельного творчества. Успехам их артистов могут позавидовать и некоторые профессионалы сцены. Семь коллективов удостоены звания «Народный» и один – звания «Образцовый». Шесть руководителей имеют почётные звания «Заслуженный работник культуры РФ».
В копилке только одного образцового коллектива – ансамбля танца «Дебют» (кстати, самого массового во Дворце – он насчитывает около 140 участников, которые занимаются в шести возрастных группах) множество дипломов и гран-при Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей самого разного уровня.
Танцоров в «Дебюте» взращивают с самого юного возраста. Свои первые танцевальные «па» на паркете будущие звезды делают с трех лет, когда приходят в группу игровой хореографии. В увлекательной форме малыши постигают первые азы искусства танца. Однако, игры-играми, но буквально с первых дней художественный руководитель и талантливый педагог, заслуженный работник культуры РФ Ирина Крутофалова приучает малышей и к дисциплине, без которой постичь такую сложную науку, как хореография невозможно.
Уроки, преподанные Крутофаловой с самого детства, ее воспитанники помнят и став взрослыми и признаются, что их вторая мама научила их далеко не только танцам. «Благодаря занятиям в коллективе приобретаются лидерские качества, ты осознаешь многие ценности в жизни, учишься самоорганизованности, ведь тебе нужно не опоздать на репетицию, выступить на концерте и в то же время хорошо учиться в школе», — говорит участница коллектива Дарья Благодатских. И, как отметила художественный руководитель ДК Светлана Карпунина, большинство из воспитанников «Дебюта» — хорошо успевают в школе, многие заканчивают школу с золотой и серебряной медалью.
Пятнадцать участников учатся или уже закончили обучение на кафедрах хореографии. А примером для многих послужил их педагог. Одна из тех, кто решил навсегда связать свою судьбу с танцем — и Дарья Благодатских. «Я в этом году поступила в Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, на кафедру хореографии, где училась наша замечательная Ирина Антоновна. Будущая моя специальность — руководитель любительского коллектива. Я пошла по стопам своего любимого руководителя и надеюсь, у меня сложится такая же прекрасная творческая судьба, как и у нее», — делится Даша.
«Дебют» для его воспитанников — это не просто художественный коллектив, это, по их же признанию — одна большая семья, где дружат и дети и их родители.
«Существенное отличие любительского коллектива от профессионального в том, что здесь всегда, даже на концертах царит семейная атмосфера. Когда ты танцами зарабатываешь деньги, такой атмосферы уже нет», — говорит участник коллектива, ныне уже профессиональный танцор, выпускник Санкт-Петербургского государственного института культуры Константин Рогожин.
Если говорить о воспитании качеств, необходимых студийцам в жизни, то тут нельзя не упомянуть и ансамбль бального танца «Созвездие», которым руководит заслуженный работник культуры РФ Лидия Логинова. Ребята учатся в коллективе не только технике танца, преподаватель у своих воспитанников формирует хороший вкус, манеры, культуру общения со сверстниками и старшими. В класс никто не входит без сменной обуви и в головном уборе, даже родители.
Настоящая гордость Дворца — коллектив казачьей песни «Атаман», награжденный орденом Святого Кирилла. Инициатором его создания в 2003 году был кубанский казак Александр Красноперец. В нем поют исключительно представители казачеств, причем самых разных – Уральского, Донского, Кубанского, Терского. Они работают преимущественно на этническом материале, ездят в этнографические и фольклорные экспедиции, много гастролируют по разным регионам страны. В последние годы коллектив давал концерты в Луганске, Дебальцево, Краснодоне и других городах, пострадавших от вооруженного конфликта. Коллектив выступал на российской военной базе Хмеймим в Сирии, также принял участие в Днях России в сирийском городе Латакия.
Вообще работа на этническом материале, уроки у непосредственных носителей культур — это тоже визитная карточка Дворца. Так руководитель народного коллектива — ансамбля испанского танца «Примавера» — заслуженный работник культуры РФ Юлия Малышева регулярно ездит на родину знаменитого фламенко, где шлифует свое мастерство у испанских преподавателей.
А вот руководителям ансамбля ирландского танца «Шемрок» — супругам Морозовым Алексею и Полине в далекий Дублин летать не надо — солисты знаменитого ирландского шоу «Riverdance» в Санкт-Петербург приезжают сами. Брать уроки у именитых танцоров — по словам Алексея — дорогого стоит.
Кстати, еще одна интересная деталь — для Морозовых «Шемрок» стал той самой семьей не только в переносном, но и в прямом смысле. Они встретились именно здесь. А теперь Полина, бывшая ученица Алексея, сама руководит детской студией, которую сегодня уже посещают две дочери Морозовых — Радомира и Светозара. Девочки, как шутят родители, буквально родились в танцевальном классе. «Вот на этом рояле они и росли, а когда настало время делать первые шаги в хореографии, хором заявили: «Мы как вы, мама и папа, хотим также ножками стучать», — улыбается Алексей.
Один из старейших во Дворце культуры — народный коллектив театр балета (руководитель Галина Вулих), был создан в послевоенном 1946 году. В советское время репертуар его состоял из полноценных балетных спектаклей. В его копилке и сегодня постановки танцев и отдельных актов, как из классических , так и современных балетов. Одна интересная деталь — в коллективе наряду с молодежью занимаются и те, кому «за». Это люди, отмечает Светлана Карпунина, с юности влюбленные в балет, но в силу разных причин не попавшие на профессиональную сцену. И именно ДК Горького подарил им возможность воплотить в жизнь детскую мечту.
Если уж мы заговорили о студийцах старшего поколения, то тут стоит отметить, что их среди воспитанников ДК Горького не меньше половины. После посещения профсоюзного Дворца полностью разрушается миф, что, мол, художественная самодеятельность среди взрослых канула в лету вместе с советским строем.
«Например, наш ансамбль бального танца «Этюд», в котором танцуют представители исключительно старшего поколения. Они на свои пенсии сами шьют костюмы, женщины на выступления делают макияж, прически, всегда так грациозно выглядят. Они лучше себе в куске хлеба откажут, но пойдут реализоваться творчески, потому что многим дома, порой, и слово, сказать не с кем. И здесь они находят отдушину, общение, как правило, наши коллективы становятся неким клубом по интересам», — говорит Светлана Карпунина.
Не менее известен в городе и еще один коллектив ветеранов — и сам — ветеран — Академический женский хор им. М.Ф. Заринской. Он был создан сразу после освобождения Ленинграда от блокады в 1944 году во Дворце пионеров, в ту пору, как детский хор, взрослел вместе с воспитанниками и постепенно стал женским хором. Удивительно, но несколько тех самых блокадных девочек-пионерок, уже убеленных сединами поют в нем до сих пор. С 1960 года хор стал работать во Дворце культуры и техники им. В.П. Капранова, которым в конце восьмидесятых-начале девяностых руководил нынешний директор ДК Горького Анвар Сайтбагин. Когда ДК им. Капранова по причине того, что находился в аварийном состоянии, а средств на его ремонт не было, закрылся, женский хор вместе со своим директором перешел во Дворец культуры имени Горького.
Наряду со школьниками взрослые занимаются и в народном коллективе, студии изобразительного творчества «Контраст». «Взять в руки кисти и краски не поздно в любом возрасте,», — уверены в ДК Горького.
А ярким примером преемственности поколений в ДК стали фольклорный ансамбль «Колесо» и его коллектив-спутник детская фолк-группа «Колесико», в которой занимаются ребятишки в возрасте от трех до восьми лет.
«Народная культура не может быть малышам не близка, потому что ее истоки закладывались в русском народе тысячелетиями, — уверена руководитель «Колесика» Ксения Никитина. — Занятия проходят в игровой форме. Детский фольклор — это игровой фольклор. Все предыдущие поколения тысячелетиями играли во дворах, полях, огородах. Игра — это первый институт для детей, который учит их социуму и взаимоотношениям, и которого современным детям, увы, не хватает».
…Коллективы ДК Горького — частые гости на торжественных мероприятиях Ленинградской Федерации профсоюзов. Так уже традиционно свои музыкальные подарки победителям и призерам ежегодных конкурсов ЛФП дарят солисты Театра эстрадной песни «Зурбаган».
А на большом празднике в БКЗ «Октябрьский», посвященном 110-летию образования Петербургского профцентра, который состоялся в ноябре 2015 года, настоящим украшением торжества стали выступления — наряду с замечательными номерами самодеятельных исполнителей других профсоюзных учреждений культуры — целой плеяды коллективов дворца. И по бурной реакции зала, можно смело утверждать, что понравились и запомнились они не меньше, чем номера профессиональных артистов.
Использованы материалы ДК им.Горького
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий