Во многом первый. Уникальный. Профсоюзный

Во многом первый. Уникальный. Профсоюзный
13 октября
14:56 2017

90 лет — возраст солидный для человека. Да и для очага культуры — немалый, если учесть, что его на долю  выпали смена эпох и многочисленные реформации, тяжелейшие годы блокады Ленинграда и «смутное» время девяностых. Но учреждение все испытания выдержало с честью. Уже канул в лету политический строй, создавший такое культурный феномен, как профсоюзные дворцы, а его детище живет, развивается, процветает, умело адаптировавшись к современным экономическим условиям и не потеряв  при этом свою главную функцию — культурного просвещения трудящихся и их детей.

Как возможно, многие уже догадались, речь идет о профсоюзном ДК имени Горького, который менее, чем через месяц отметит свое 90-летие. Что и говорить, у дворца в таком возрасте богатая история, насыщенная и радостными, и эпохальными, и, увы, трагическими событиями.

Чтобы рассказать о  каждом из них, и целой книги не хватит. Но о наиболее ярких вехах в биографии этого уникального учреждения упомянуть все же стоит.

ДК Горького действительно, во многом уникален. Это один из первых дворцов культуры для трудового народа в Ленинграде-Санкт-Петербурге. Причем он был построен по инициативе профсоюзов на профсоюзные средства и средства трудящихся, заработанные ими на субботниках. Кстати, и «заказчиком» строительства стали именно люди труда  — с идеей  появления «дворца рабочих» в далеком 1919 году выступил коллектив Путиловского завода.

В стране еще бушевала Гражданская война, царили голод и разруха, а путиловцы хотели тянуться к знаниям и культуре.

«Наш Дворец культуры — первый, который сразу же разместился не в приспособленном, а специализированном здании, построенном исключительно для профсоюзного учреждения культуры по совершенно новому проекту архитектора Гегелло», — подчеркивает директор ДК Горького Анвар Сайтбагин.

Здание и по сию пору является одним из главных архитектурных украшений площади Стачек, включено в перечень объектов культурного наследия федерального значения и взято под охрану государства. И это закономерно, ведь проект Гегелло победил в довольно жестком отборе на специально объявленном конкурсе. А через десять лет после открытия ДК, в 1937 году, на всемирной выставке в Париже архитектор получил гран-при, как автор театрального зала ДК им. Горького.

Свои двери для трудящихся культурный очаг распахнул 8 ноября 1927 года — в десятую годовщину Октябрьской революции. По отзывам очевидцев их встретило «море света, масса воздуха и пространства, громадное фойе, целая анфилада больших обставленных комнат для отдыха и занятий, зрительный зал вместимостью в 2000 человек».

А менее чем через месяц — 28 ноября — на его сцене уже состоялся первый спектакль — опера  Бизе «Кармен» в постановке Государственного оперного театра.

А буквально через полгода после открытия — 1 мая 1928 года — Дворец первым в Ленинграде  провел для жителей праздник, посвященный Дню международной солидарности трудящихся.

Традиция отмечать Первомай концертом, выступлением агитбригад сохранялась в профсоюзном ДК вплоть до начала Великой Отечественной и была возрождена коллективом дворца уже в современной России — в 2005-м, год 100-летия профсоюзного движения.

В 1928 году по решению Областного совета профсоюзов Дворцу культуры было присвоено имя Максима Горького. Кстати, и сам пролетарский писатель присутствовал во время оглашения этого решения.

Культурный очаг не закрылся и во время Великой Отечественной, хотя линия фронта проходила  в пяти километрах.

«Дворец расстреливали, буквально прямой наводкой, но он работал, — говорит бывший первый заместитель, а ныне советник директора ДК на общественных началах Лариса Нечаева. — Здесь располагались эвакогоспиталь и «Красный крест», работала библиотека, формировались агитбригады».

А еще, несмотря на все ужасы блокады, для маленьких жителей непокоренного города здесь зимой 1942 года прошла самая настоящая новогодняя елка, возвращавшая хоть и совсем ненадолго ленинградским детишкам ощущение мира и праздника.

В 50-80-е годы во Дворце массово развивается самодеятельное творчество, успешно работают десятки творческих коллективов, ведется работа со школьниками, жителями и работниками предприятий Кировского района, на сцене театрального зала ДК дают спектакли именитые театры.

Свои первые шаги в творчестве именно в профсоюзном дворце имени Горького сделали ставшие впоследствии известными не только в России, но и за ее пределами, деятели культуры.

Так в 1947 году с хореографическим коллективом Дворца начал работать тогдашний выпускник Ленинградского хореографического училища, ныне всемирно известный хореограф Юрий Григорович. В 1954 году состоялась премьера детского балета «Золотая яблонька» на музыку тогда еще совсем молодого композитора Андрея Петрова. В джазоркестре танцевального зала ДК, построенного в 1965 году, дебютировал знаменитый Давид Голощёкин.

«Под крылом» ДК репетировали, давали спектакли и концерты воспитанники многочисленных взрослых и детских кружков и студий — драматических, хореографических, вокальных. Во дворце были даже самодеятельные оркестр народных инструментов и ансамбль скрипачей.

Неслучайно в 1970 году ДК стал победителем Всесоюзного смотра культурнопросветительных учреждений и был признан лучшим в СССР. А в 1978-м был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

«Мы — единственный Дворец культуры удостоенный такой высокой награды, — подчеркивает Анвар Сайтбагин. — Она вручалась музеям, театрам. Но наш Дворец — единственное социально-культурное явление в стране, которое получило такой орден. Так просто ордена не раздают, это, действительно, надо заслужить».

Тяжелые времена для коллектива настали с приходом «смутных» девяностых. Страна переходила на рыночные рельсы. Учиться выживать в новых экономических условиях пришлось и ДК имени Горького — в 1989 году около 80 процентов массовых мероприятий во дворце стали платными, а  к 1997 году учреждение было вынуждено перевести на хозрасчет художественную самодеятельность.

«Но по-прежнему, существование коллективов во многом осуществляется за счет средств дворца, — подчеркивает Лариса Нечаева. — Чтобы любой коллектив художественного творчества стал самоокупаемым, нужно ныне действующую цену на абонементы для обучающихся поднять в несколько раз, и она станет непосильной для большинства студийцев либо их родителей. Плюс к этому у нас существует  система скидок и пять коллективов бесплатных. Да по-другому и быть не может: наше учреждение по-настоящему «пестует» талантливую творческую молодежь».

И кстати, приверженность традициям, главная из которых — поддержка и развитие самодеятельного творчества — это тоже одна из «визитных карточек» ДК.

«В отличие от многих подобных учреждений культуры, которые с приходом «лихих» 90-х, отказались от самодеятельности, массовой работы, закрыли библиотеки, и там практически работают только театральные залы, в которых показывают спектакли и концерты, а остальные помещения сдаются под коммерческую деятельность, Дворец культуры Горького не отказался от своих изначальных функций», — напоминает Лариса Нечаева.

Более того, во Дворце осваивают и развивают сегодня новые формы массовой работы. Так жители Кировского района полюбили театрализованную программу «Рождество у Нарвских». ДК стал «пионером» в Петербурге по организации и проведению праздника, посвященного Старому Новому Году, и теперь эту традицию подхватили и другие учреждения культуры города.

Отдельного рассказа требует и традиция организации концертов, посвященных Дню международной солидарности трудящихся.

Но об этом и многом другом в современной жизни дворца мы расскажем в следующий раз.

Использованы архивные материалы ДК им. Горького
Фото из архива «Площади Труда»

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.