Теги

1 Мая АПК Александр Беглов Александр Дрозденко Александр Миронов Бах Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Дворец Труда Екатерина Слепнева ЖКХ Жилищный комитет ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Минимальная заработная плата Михаил Шмаков Нина Леонтьева Орган Площадь Труда Профсоюз работников здравоохранения РФ Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Сергей Максименко Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР Форум Труда детский отдых защита прав работников в период пандемии коронавируса коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт коронавирус новость охрана труда первичная профсоюзная организация профсоюз профсоюзы социальное партнерство

Календарь

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Подписаться на новости

В будущее на трамвае — это по-петербургски

В будущее на трамвае — это по-петербургски
02 октября
17:49 2017

В конце сентября Санкт-Петербург отметил 110-летие трамвайного движения. Еще совсем недавно наш город по праву именовался «трамвайной столицей». Здесь была самая большая в мире общая протяженность трамвайных путей, здесь был построен и эксплуатировался самый длинный трамвайный вагон, здесь на Васильевском находился и самый сложный трамвайный перекресток мира, включавший в себя 16 стрелочных переводов. Отсюда трамваи могли разъезжаться по 12 направлениям с минимальным радиусом поворота — всего 30 метров! Все это стало достоянием «Книги рекордов Гиннеса».

Однако в последние десятилетия Северная Венеция едва не утратила статус «самого трамвайного города мира». В прошлое ушел тот самый знаменитый на весь мир перекресток, сократилась длина путей. Со многих улиц исторического центра трамваи и вовсе исчезли. Музейным экспонатом стал и один из двух самых длинных трамваев.

Тем не менее, петербургский трамвай жив и в свой сто одиннадцатый год жизни вступает уверенно. По-прежнему верны трамваю и многие горожане.

Словно выражая их мнение, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил: «Без трамвая невозможно представить Петербург в прошлом, настоящем и будущем».

Эти слова были сказаны градоначальником в Атриуме Петропавловской крепости, где в пятницу 29 сентября прошли торжества, посвященные 110-летию петербургского трамвая.

Все еще впереди
Уже в субботу Большой трамвайный праздник для всей семьи «От конки до трамвая» прошел на Петроградской стороне. Все пришедшие в буквальном смысле смогли увидеть историю развития Трамвайного Петербурга. «Бабушка трамвая» – конка, музейные ретровагоны и самые современные низкопольные трамваи XXI века встретились на этой выставке под открытым небом.

На этом празднике были награждены фотографы, — профессионалы и любители, — принимавшие участие в фотоконкурсе «Мой трамвайный маршрут». Всего на этот конкурс поступило 250 работ. Детские снимки оценивались в отдельной номинации.

«Слоны», «Стиляги», «Аквариумы» и не только
Идея запечатлеть мир петербургского трамвая в фотографиях, как нельзя кстати. Ведь, материальная культура, как ни парадоксально, очень хрупка и исчезает поразительно быстро.

Помню, как почти четверть века назад, ленинградский телеведущий Александр Матюшкин-Герке в своей популярной тогда программе «Телевизионный еж», представил, ироничный репортаж под названием «Отправился вагон на учебный полигон». В нем писатель-сатирик выражал возмущение тем, что списанные трамваи устаревших серий заполонили собой все пути, специально предназначенные для обучения будущих водителей новых трамваев. Казалось, железных «старичков», отслуживших свой век так много…

Да, действительно, трамваев некоторых серий, например ЛМ-57, было выпущено свыше 700 единиц. Но, сегодня «Американки», «Слоны», «Стиляги» и «Аквариумы», «захватившие некогда учебный полигон» Ленинградского трамвайно-троллейбусного управления, незаметно превратились в раритеты. Некоторые из них сохранились лишь в единственном экземпляре. Потерять их для Петербурга было бы совершенно недопустимо.

К счастью в ГУП «Горэлектротранс» отлично понимают, что без прошлого нет будущего. Поэтому, несмотря на то, что первейшей задачей предприятия является своевременная перевозка пассажиров, думают здесь и о своей «визитной карточке», которой стал Музей городского электротранспорта.

Он расположился в помещениях бывшего трамвайного парка №2 на Среднем проспекте Васильевского острова, дом 77. Его вдохновителем, создателем и директором, сплотившим вокруг себя большое число энтузиастов, стал Кирилл Нюквист. Именно отсюда и выезжают на линию музейные вагоны-экспонаты.

Среди них, бережно собранных и отреставрированных, есть и переживший Ленинградскую блокаду ЛМ-33 «Американка». Напомним, что вместе со 110-летием начала трамвайного движения, Петербург отмечает в этом году и 75 лет с момента первого рейса блокадного трамвая.

Аббревиатура «ЛМ» означает — «Ленинградский моторный», а следующая за ней цифра — год создания. Такое наименование получали трамваи, построенные на ВАРЗе — вагоноремонтном заводе на Чугунной улице, увы, несуществующем сегодня. До этого строительством трамваев занимался Кировский (Путиловский) завод. До внедрения управления составом по СМЕ (системе многих единиц), — окончательно стершей грань между прицепным и моторным вагонами, — прицепные вагоны получали наименование «ЛП» (Ленинградский прицепной). В наши дни, еще часто на улицах Петербурга можно увидеть вагоны типа ЛВС (ленинградский вагон сочлененный). Эти «гармошки» также построены на ВАРЗе.

Но, обратимся к самой «Американке». Свое название она получила из-за того, что значительная часть технических решений, при ее создании, было заимствовано «оттуда». Первоначально, этот трамвай и назывался «МА» «Моторный американского типа». Но в вагоностроение вмешалась политика и генеральная линия партии. Так, взамен «политически неблагонадежного» «МА», приходит «идеологически выдержанное» «ЛМ».

«Американка» она же - ЛМ-37

«Американка» она же - ЛМ-37

Своих последних пассажиров, «Американка» перевезла только в 1979 году. Но еще задолго до ее ухода на пенсию, рядом с ней продолжали трудиться ее «младшие братья» — «Слоны». Так ленинградцы в шутку называли трамваи серий ЛМ-47 и ЛМ-49 из-за их массивных и покатых металлических корпусов.

Вот они какие - «Слоны»

Вот они какие - «Слоны»

Но если старший «Слон» — ЛМ-47 существовал всего лишь в 43 экземплярах, да и то переделанных из «Американок», то младший «Слон» — ЛМ-49, при всей внешней схожести со старшим собратом, был уже совершенно самостоятельным созданием ленинградских инженеров. Свою долгую жизнь 240 трамваев этой серии окончили лишь в 1983 году. Но и после этого в городе на Неве еще появлялись «динозавры» — прицепные вагоны ЛП-49, присоединенные к революционно новым и во многом опередившим свое время ЛМ-68 «Аквариум» и ЛМ-68м.

ЛМ-68. Он же «Аквариум»

ЛМ-68. Он же «Аквариум»

Так в трамвайном мире нашего города началась современная эра. Ведь до сих пор последние ЛМ-68м продолжают перевозить теперь уже петербуржцев! А, пришедшие им на смену серии ЛВС, так или иначе, сохранили их очертания и конструктивные особенности.

Между «Аквариумом», названным так по причине обилия остекления и уже состарившимися «Слонами», бал в Трамвайной столице правили «Стиляги». Таким «крамольным», в то время, именем был наречен ЛМ-57.

Ну и, конечно, «Стиляга» в светящемся наряде

Ну и, конечно, «Стиляга» в светящемся наряде

Над его необычным и по-петербургски выдержанным дизайном работал огромный коллектив специалистов, в том числе и художники из Мухинского училища. Это была эпоха, когда трамвай готовились похоронить, ведь, как казалась тогда на смену ему стремительно приходит Метрополитен. Поэтому, наверное, «Стиляга» и был совсем не рассчитан на работу в сцепке.

Такие когда-то были маршруты

Такие когда-то были маршруты

Поехали!
Но, время все расставило по своим местам. Петербургский трамвай по-прежнему жив и только лишь молодеет. Так, в последние годы трамвайная сеть города активно возрождается и развивается, — констатируют в СПб ГУП «Горэлектротранс». — Трамвай вернулся на Садовую улицу. На улице Савушкина к Кубку Конфедераций и Чемпионату мира по футболу были запущены современные трехсекционные вагоны.

Но жива и память и о его полной многих приключений истории. А узнать о ней вы и ваши дети сможете в удивительном музее на Васильевском острове.

Да, кстати, те самые, тогда очень новые трамваи серии КТМ-5 производства Усть-Катавского вагоностроительного завода, о которых переживал Александр Матюшкин-Герке, тоже ушли в прошлое. Сегодня один из них них стал экспонатом музея на Васильевском.

Фото автора.

В верху фрагмент плаката СПб ГУП «Горэлектротранс» к 110-летию трамвайного движения Петербурге.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

1 Коментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.