Хранители стального полотна

Хранители стального полотна
04 августа
10:14 2017

6 августа — День железнодорожника

Садясь в поезд, наверняка, далеко не каждый из нас задумывался: сколько людей на одной только Октябрьской железной дороге (ОЖД) работают над тем, чтобы пассажир во время доехал из знакомого нам с детства пункта А в пункт В — без опозданий и уж, тем более аварий.

В одном из таких структурных подразделений ОЖД с мудреным названием — Центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры (сокращенно ДИЦДМ) автор этих строк побывала накануне профессионального праздника железнодорожников. А с работой центра и его профсоюза журналиста познакомила председатель первичной профорганизации Екатерина Назарова.

Работники отвечают за безопасность движения

Начнем с того, что в штате Центра числится немного-немало почти 600 человек. Его специалисты занимаются полной диагностикой всех объектов инфраструктуры железной дороги: обследованием путей, земляного полотна, искусственных сооружений, мостов.

Большая часть работников свои смены проводит на колесах, вдали от родного дома — 14-15 дней бригады специализированных вагонов-дефектоскопов и вагонов-путеизмерителей во время движения делают соответствующие замеры, а на остановках расшифровывают полученные данные на компьютере.

«Работают по всей Октябрьской дороге — это и Мурманск, и Москва, и Петрозаводск, и Выборг и Псков», — рассказывает Екатерина Назарова.

Если выявляются какие-то нарушения или дефекты, железнодорожные «диагносты» тут же сообщают об этом, чтобы были своевременно приняты меры по устранению неполадок, дабы это не вылилось в ограничение скорости для поездов, возможные задержки в пути и уж,  не дай Бог, сходы с рельсов или крушения.

В составе Центра есть три мостоиспытательные станции, своя инженерно-геологическая лаборатория и даже собственные метеорологи.

Но, пожалуй, самая большая нагрузка ложится на сотрудников, чья задача — расшифровывать данные. зарегистрированные съемными дефектоскопными тележками.

«Благодаря их работе предотвращаются очень серьезные нарушения, специалисты выявляют скрытые дефекты рельсов, которые невооруженным глазом не видны, но могут привести к катастрофическим последствиям, — рассказывает Екатерина Назарова. — Работа безумно ответственная. Поэтому, когда молодежь приходит устраиваться расшифровщиками, я им всегда говорю: от того, что вы просто невнимательно посмотрите на экран компьютера, могут зависеть жизнь и здоровье и пассажиров, и ваших коллег — поездных бригад».

А профсоюз — за их защиту

Люди чья работа — это ежедневная ответственность за тысячи человеческих душ, и сами нуждаются в защите. И они ее находят — в лице профсоюза .

«Работников нужно оберегать от неправомерных санкций руководителя, — говорит Екатерина Назарова. — Положим, человек работает тридцать или сорок лет, и вдруг пришел новый начальник, который начинает устанавливать свои правила. Кто-то под эти резкие перемены подстраивается нормально, а у кого-то начинаются проблемы. Вплоть до того, что просто теряется: «Как так: я столько времени добросовестно работал, а тут мне говорят, что я делаю все не так?!». Вот тут-то без профсоюза не обойтись. Когда новые руководители назначаются на должность, я всегда им говорю: «Ваша задача — не прийти с установкой: «Вот я начальник, и я вас тут всех заставлю работать по-другому. Чтобы вы слышали и вас слышали, вы должны быть нацелены на единый результат, надо идти вместе с людьми, а не параллельно с ними. Обычно, к моему мнению прислушиваются».

У членов профсоюза всегда есть вопросы к председателю профкома Екатерине Назаровой

По словам Назаровой возможные трудовые споры социальные партнеры — профсоюз и руководство — предупреждают еще до их возникновения. «Когда после вмешательства профсоюзного комитета дважды с работников снимали незаконное взыскание и возвращали недоначисленную премию, руководители поняли, что перед тем как писать проект приказа, лучше сначала прийти и спросить у профсоюза — а правомерно ли мы собрались наказывать человека, чем потом столкнуться с проблемами и нашими активными действиями в защиту работника. Руководитель Центра слышит нас, профсоюзный комитет, а мы, в свою очередь, слышим его. Мы поддерживаем его в плане соблюдения трудовой дисциплины, нацеленности работников на результат, а он прислушивается к нам в плане требований по соблюдению трудового законодательства. Я являюсь еще и внештатным правовым инспектором. У меня проходят шесть обязательных проверок в год и ни разу не сталкивалась с такой реакцией работодателя, мол не ходи, не смотри, не влезай, и все выявленные замечания устраняются. Поэтому у нас и нет необходимости в создании комиссии по трудовым спорам, что мы решаем проблемы в зародыше».

Хотя для составления полной объективной картины председателю профкома приходится пользоваться не только официальной информацией, но и той, что добыта, что называется, «напрямую». «Например, когда с 1 января 2017 года по Санкт-Петербургу по настоянию профсоюзов была повышена минимальная зарплата до 16 000 рублей, на первом этапе нужно было четко отслеживать выполнение руководством регионального Соглашения о «минималке». Причем и официально — запрашивать данные у работодателя и неофициально — попросить у работника его расчетный листочек, чтобы понять — насколько цифры в справке совпадают с реальными. Разночтений, к радости, не нашлось».

Ну а лучшее подтверждение тому, что профсоюз реально защищает права работников, — сухие цифры статистики: в рядах Дорожной территориальной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Октябрьской железной дороге состоит 98% сотрудников ДИЦДМ.

«Кто-то изначально вступает ради путевок для детей и новогодних подарков, но потом-то понимает, что это далеко не главная задача профсоюза, что он защитит и  заступится в трудную минуту. Хотя, слава Богу, таких серьезных ситуаций, как, например, незаконное увольнение не было. У одной сотрудницы представление о профсоюзе просто перевернулось когда на ее глазах с коллеги сняли дисциплинарное взыскание. Вы бы видели ее глаза! Как она тогда произнесла: «Да… профсоюз — это сила!» А ведь по сути я всего лишь сделала свою работу, но весь вопрос в том — как ты ее делаешь….»

Профсоюз нужен каждому, — уверена Назарова. «Надо только правильно объяснить, убедить и очень тонко почувствовать — что требуется человеку».

Еще о том, как защищает права работников профсоюз железнодорожников, читайте в интервью председателя Дорожной территориальной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Октябрьской железной дороге (Дорпрофжел на ОЖД) Александра Голубева.

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.