В память о генеральном конструкторе

В память о генеральном конструкторе
30 июня
14:58 2017

Двигателями, созданными под его руководством, оснащено большинство отечественных вертолетов, истребители МиГ-29, танки Т-80. А вертолетный двигатель ТВ-2 стал самым выпускаемым двигателем в мире. Более 20 лет Сергей Петрович Изотов возглавлял Ленинградское научно-производственное объединение имени В.Я. Климова, одно из самых известных предприятий нашего города. К столетнему юбилею со дня рождения С.П. Изотова на территории АО «ОДК-Климов» был торжественно открыт памятник авиаконструктору.

30 июня — 100 лет со дня рождения С.П. Изотова

Сергей Изотов родился 30 июня 1917 года на станции Синельниково Екатеринославской губернии. В 1941 году он, закончив Ленинградский политехнический институт, приходит конструкторское бюро В.Я. Климова, проектировавшее авиационные двигатели. В начале Великой Отечественной войны принимает активное участие в эвакуации завода в Уфу (ныне «Климов») из осажденного Ленинграда. В кратчайшие сроки на новом месте было развернуто производство двигателей конструкции В.Я.Климова для боевых самолетов. За годы войны завод выпустил более 100 000 силовых установок для истребителей Як, двухмоторных самолетов-амфибий МДР-6а, а также для более чем 30 других типов самолетов.

В 1946 году Изотов был назначен заместителем Главного конструктора ОКБ №117 в Ленинграде, где под руководством В.Я. Климова участвовал в разработке первых отечественных турбореактивных двигателей ВК-1. В 1960 году Сергей Изотов становится главным конструктором ОКБ-117 и руководителем Ленинградского научно-производственного объединения имени В.Я.Климова. В это время предприятие осваивает новую специализацию — разработку и производство газотурбинных двигателей для вертолетов. Авиационный двигатель ТВ3-117 разработки С.П.Изотова и по сей день является главным мотором вертолетного парка страны, им оснащены 85% отечественных вертолетнов. Среди них получившие всемирную известность винтокрылые машины М.Л. Миля: Ми-2, Ми-8, боевой вертолет Ми-24.

В 1971 году С.П.Изотов стал лауреатом Государственной премии СССР за разработку и запуск серийного производства реактивного двигателя РД-33 для фронтового истребителя МиГ-29, во многом опередившего свое время. Мощностные и эксплуатационные характеристики РД-33 до сих пор остаются непревзойденными. Под руководством Изотова были разработаны также ракетные двигатели, газотурбинные двигатели ГТД-350Т и ГТД-1000Т для танка Т-80, прозванного «русским «Абрамсом» и «летающим танком».

Всемирную известность получила и «непрофильная» разработка ЛНПО им. Климова — факелы эстафетного олимпийского огня Олимпиады 1980 года. Всего было выпущено 6200 таких факелов — 5300 на каждый километр эстафеты, а также — резервные и опытные экземпляры. Мирная продукция оборонного предприятия стала одним из первых примеров конверсионных технологий.

Генеральный конструктор ЛНПО им. Климова Сергей Петрович Изотов умер в Ленинграде 6 мая 1983 года.

Торжественная церемония открытия памятника конструктору на территории «ОДК-Климов» прошла вечером 29 июня.
Праздновать в «ОДК-Климов» умеют и любят. Эстрада в стиле «техно», украшенная мигающими синими и красными огнями, электронная музыка, фейерверки, выступления танцевальной группы — все это создавало особую неповторимую обстановку. За спиной ведущего на огромной плазменной панели возникают вертолеты, сверхзвуковые истребители, танки, бегуны с олимпийским факелом, иллюстрируя рассказ о жизненном пути и достижениях Сергея Изотова. Рядом с памятником, пока еще скрытым от глаз присутствующих, застыл танк Т-80, оборудованный газотурбинным двигателем конструкции Изотова.
Собравшихся приветствовал генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации Александр Артюхов, напомнивший о том, что юбилей генерального конструктора совпал с десятилетием ОДК. Ведущий зачитал обращения от губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко и спикера Законодательного собрания Вячеслав Макарова.

И вот наступает торжественный момент, оглушающий рев газотурбинного двигателя разрывает тишину. «Летающий танк», плавно качнувшись, проезжает пару метров вперед, тросик натягивается и покров спадает с памятника генеральному конструктору. Сотрудники «ОДК-Климов» и гости праздника возлагают цветы к подножию монумента.

«Изотов все разработки доводил до серийного производства. Никогда не было так, чтобы он поэкспериментировал и оставил. Бывало, еще идут испытания, а он уже готовит серийное производство. Говоря об Изотове, нужно отметить, что он хорошо разбирался в людях — видел, чего стоит каждый из его сотрудников, какую работу можно ему доверить. Он сумел создать сильный коллектив. Люди, начинавшие под его руководством, и сейчас работают на «Климове», передают опыт молодым»,-рассказывает журналистам один из ветеранов предприятия.

Официальная часть праздника завершается, ветераны и нынешние работники еще долго не расходятся, общаясь друг с другом, вспоминая былые дни.
Гости знакомятся с историей предприятия в заводском музее, где можно увидеть всю продукцию, которую когда либо выпускал «Климов» — от первого советского серийного мотоцикла до современных авиационных и танковых двигателей.

В церемонии открытия памятник принял участие председатель ЛФП Владимир Дербин.

фото и видео автора

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.