Глобальный мир: системные сдвиги и зыбкие контуры будущего

Глобальный мир: системные сдвиги и зыбкие контуры будущего
23 мая
17:29 2017

Цивилизационная модель, мотором которой являются страны Запала, в последнее десятилетие явно забуксовала. Многие страны не хотят ее придерживаться, а некоторые сами претендуют на мировое лидерство. Доселе победоносное продвижение глобализации на целом ряде направлений остановилось и даже повернулось вспять. Во всех этих геополитических и социально-экономических хитросплетениях постарались разобраться мировые светила на XVII Международных Лихачевских научных чтениях, которые прошли 18-20 мая в Санкт-Петербургском университете профсоюзов (СПбГУП). Тема нынешних Чтений — «Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего».

Блага и неравенство современной цивилизации

Профессор Гетеборгского Университета Ян Шолте особо отметил, что современную глобальную экономику отличает поразительное неравенство. Самые богатые люди мира, составляющие 1% населения, владеют 48,2% всех активов, а сотни миллионов бедняков — менее 1% всех богатств. Лишь малую толику мировой торговли можно назвать справедливой. По словам профессора Шолте, чисто экономические проблемы (замедление темпов роста и низкая производительность труда) усугубляются демографическими факторами (гигантский прирост населения в развивающихся странах и его стремительное старение в странах Запада).

Борьбу с бедностью бывший министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос назвал одной из приоритетных задач мирового сообщества. По его данным, на грани голодной смерти находятся 900 млн человек. Проблему такого масштаба можно решить только на мировом уровне, убежден испанский политик. Впрочем, бывший министр Турции по связям с Евросоюзом Эгемен Багис предложил остроумный и предельно дешевый рецепт избавления от бедности и недоедания. По мнению г-на Багиса, если богачи отдадут голодающим те деньги, которые тратят на похудание, никто в мире больше не будет голодать.

Михаил Шмаков

Михаил Шмаков

Председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков в своем выступлении констатировал, что техногенная цивилизация не только приносит блага, но и усугубляет социальное неравенство. В качестве иллюстрации профсоюзный лидер привел Бразилию, где 8 семей прибрали к рукам все СМИ и 80% национального продукта. «К сожалению, Россия — не исключение, — с горечью признал Михаил Шмаков. – В нашей стране 10% населения владеют 75% национального богатства». Глава ФНПР призвал не догонять по этому показателю Бразилию, а позаботиться о справедливом распределении доходов.

По прогнозам председателя ФНПР, в условиях нынешней «цифровой революции» уже в ближайшие годы может исчезнуть целый ряд профессий, включая бухгалтеров и журналистов. Михаил Шмаков предостерег, что если ничего не предпринимать, в недалеком будущем многим людям придется довольствоваться временной работой и случайными заработками, а постоянная занятость будет уменьшаться. Своеобразным зондажом такого порядка дел профсоюзный лидер считает референдум в Швейцарии, на котором жителям этой страны было предложено добровольно отказаться от гарантированного рабочего места в обмен на денежную выплату, обеспечивающую относительно нормальное существование.

Напомнив известное изречение Карла Маркса о том, что самое большое богатство — свободное время, Михаил Шмаков решительно высказался против любых попыток увеличения рабочей недели. «Это чревато возвращением даже не в XX, а в XIX век». — подчеркнул председатель ФНПР и призвал кардинально изменить традиционные подходы к трудовому праву и организации производственного процесса.

Сила права или право силы?

«Россия находится в определенном конфликте со странами Запада», — признал председатель Комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев. Этот конфликт не связан с общественным строем, как думали в бытность СССР. По мнению российского сенатора, ключом к пониманию сути многовекового противостояния является ответ на вопрос: как управляется мир — силой права или правом силы? Начиная с 1990-х годов, ведущие страны Запада не оставляют попыток обеспечить свою безопасность (а заодно и свои экономические интересы) за счет достижения военного превосходства.

Константин Косачев обратил внимание на то, что международное сообщество никак не может определиться с двумя основополагающими дилеммами. Как соотносятся, с одной стороны, принципы территориальной целостности и права наций на самоопределение, а с другой — принцип национального суверенитета и право на военное вмешательство? «В результате те, кто сильнее, неизменно трактуют спорную ситуацию в собственных интересах.

Мигель Анхель Моратинос предлагает создать систему коллективной безопасности, которая обеспечивалась бы коллективной ответственностью всех стран. По его мнению, возможно и образование «глобального правительства» на основе ООН. Российские дипломаты скептически относятся к подобным прожектам. Директор Департамента международных организаций МИД РФ Александр Панкин убежден, что ни самые совершенные своды правил, ни реформирование ООН в условиях очевидного кризиса международного права и «геополитического тотального недоверия» ничего принципиально не изменят.

«Очерчивать контуры будущего есть смысл, когда есть уверенность, что будущее обязательно наступит, — поделился своими опасениями Александр Панкин. – Сейчас мир подошел к той опасной черте, когда необдуманные действия могут лишить будущего все человечество. Предотвратить эту трагедию – такая же важная задача, как и борьба с нищетой, которая является питательной средой для экстремизма и всеобщего недоверия».

Аскар Акаев

Аскар Акаев

Бывший президент Киргизии Аскар Акаев с восторгом рассказывал о деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Действительно, такие принципы ШОС, как равенство, взаимное доверие, невмешательство во внутренние дела любых стран, позволяют этой организации пополнять свои ряды. Однако до того, чтобы стать «мягкой силой» в мировом масштабе, ШОС еще очень далеко.

Менее амбициозную, но предельно реалистичную задачу ставит перед нашим поколением член президиума Национальной академии наук Украины Петр Толочко: «Может быть, не в наших силах сделать мир лучше, но очень важно, чтобы не стало хуже. Мои надежды на будущее связаны с тем, чтобы США и Россия перестали быть врагами, как это было в годы правления администрации Обамы. Полагать, что эти страны станут друзьями, было бы неоправданным оптимизмом. Между великими странами идиллических

отношений не бывает. Но миру достаточно и того, чтобы две ядерные державы не враждовали между собой».

Чем запомнить резервуар будущего?

По признанию директора Московской школы экономики МГУ Александра Некипелова,

глобализация развеяла миф о том, что ничем не ограниченный «рынок» — панацея от всех экономических недугов. Доктор экономических наук Владимир Квинт напомнил о еще одном побочном эффекте глобализации. Объектом глобального рыночного пространства стали не только товары, но и национальные государства. Интеграция стала подталкивать к созданию наднациональных органов, которые принимали бы и политические решения.

От глобализации выигрывают главным образом транснациональные корпорации, которые сказочно обогащаются и начинают ставить под контроль национальные правительства, отметил Михаил Шмаков. Ректор СПбГУП, член-корреспондент РАН Александр Запесоцкий выразил твердое убеждение в том, что современный капитализм утратил свою животворящую силу. «В этом обществе уже нет ни демократии, ни конкуренции, ни свободного рынка, — полагает академик Запесоцкий. — Господствующей идеологией становится получение личной прибыли, а банковский сектор вместо того, чтобы стимулировать развитие производства, сосредоточился на создании финансовых «пузырей».

«Будущее – это резервуар, который мы заполняем в настоящем», — напомнил научный руководитель Института философии РАН Абдусалам Гусейнов. Пресловутое «исламское государство» фактически предлагает вернуться во времена Средневековья, но намерено добиваться этого с применением новейших технологий. В ходе Лихачевских чтений свои способы заполнения «резервуара» будущего предлагали и маститые ученые. Бывший вице-премьер Польши Гжегож Колодко говорил о необходимости «нового прагматизма» и социального баланса. Аскар Акаев верит в торжество гуманистической цивилизации ионосферного типа.

Профессор Карлтонского университета (Канада) Петр Дудкевич сравнивает современную мировую экономику с огромным складом, на котором в беспорядке валяются мешки разного размера и качества. Это порождает хаос, причем на системной основе. Ситуацию усугубляет низкое качество элит, замкнувшихся в своем узком мирке, а обычные люди испытывают перед будущим панический страх, который не мобилизует, а парализует волю.

«Революции я не жду, но бунты и мятежи будут, — прогнозирует профессор Дудкевич. – В разных формах. Например, выход Великобритании из ЕС — это тоже своего рода бунт. Основным элементом управления миром станет мягкий авторитаризм. Ради безопасности и стабильности люди охотно согласятся отказаться от части личных свобод».

«На смену нынешней формации неизбежно придет социализм, — не сомневается Михаил Шмаков. — Но не тот, при котором мы когда-то жили, а социализм, все недостатки которого будут исправлены. Возможно, и название будет другое, но суть — та же».

Председатель ФНПР особо подчеркнул важность справедливого распределения произведенного продукта, поскольку социальное неравенство — главный возбудитель всех протестов. «Справедливой глобализация может стать лишь в том случае, если будут приняты международные правила поведения транснациональных корпораций, и корпорации заставят выполнять эти правила с помощью ООН», — уточнил Михаил Шмаков.

Лидер российских профсоюзов напомнил, что под воздействием страха от русской революции в 1919 году была создана Международная организация труда (МОТ). «Этот гениальный механизм согласования интересов без революций может стать одним из элементов построения справедливого мира», — предположил глава ФНПР. Действительно, профсоюзы, наряду с представителями власти и бизнеса уже представлены в «Большой двадцатке». Прорабатывается возможность создания аналогичной конфигурации и в таких влиятельных организациях, как БРИКС и ШОС.

Однако Ян Шолте предостерегает от недооценки сопротивления справедливому перераспределению ресурсов. «Крупные транснациональные корпорации, правительства стран «Большой семерки» и отдельные богатые люди обычно не собираются делиться имеющимися материальными преимуществами, — с сарказмом заметил профессор Шолте. — Они имеют огромные возможности для лоббирования и влияние на СМИ, а также привилегированный доступ к важным институтам управления. Элиты могут зайти слишком далеко, чтобы сохранить свои экономические и политические преимущества».

Такого рода Чтения стали проводиться в СПбГУП с 1993 года по инициативе академика Дмитрия Лихачева. С 2001 года они называются Лихачевскими в соответствии с указом президента России. Каждый год в этих Чтениях, которые по праву считаются крупнейшим в мире ежегодным форумом гуманитарного знания, принимает участие более 1500 человек. Организаторы Лихачевских чтений стараются сфокусировать внимание на самых главных, животрепещущих проблемах России и мирового сообщества.

В нынешнем году в ходе Чтений было представлено свыше 160 докладов, в том числе, выдающихся ученых, государственных и общественных деятелей из 25 стран мира. 95% докладчиков — доктора наук. Тезисы выступлений докладчиков опубликованы на университетском сайте «Площадь Лихачева» (на русском и английском языках).

Фото пресс-службы СПбГУП

Об авторе

Михаил Кореневский

Михаил Кореневский

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.