Теги

1 Мая АПК Валентина Пилипенко Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Галина Любина Георгий Пара Георгий Полтавченко ДОЛ Дворец Труда Дмитрий Чернейко Екатерина Слепнева Импортозамещение ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз Санкт-Петербурга и Ленинградской области работников жилищно-коммунальных организаций и сферы обслуживания Нина Леонтьева Орган Петербург Площадь Труда Регион 47 Римско-католический приход Святого Станислава СОУТ Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР детский отдых коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость органные уикенды в Старой Коломне первичная профсоюзная организация профсоюз профсоюзы социальное партнерство трехстороннее соглашение учитель храм святого Станислава

Календарь

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Подписаться на новости

Из морских глубин — в музей

Из морских глубин — в музей
12 мая
15:36 2017

Море не спешит делиться своими тайнами, и подъем 5 мая со дна Финского залива двух артефактов (корабельной пушки и фрагмента шпангоута) стал результатом многолетнего труда Центра подводных исследований Русского географического общества — водолазов, историков, океанологов. В этот же день было подписано соглашение, цель которого — создание на форте Константин в окружении старинных укреплений музея подводной археологии, не уступающего мировым аналогам. Именно в нем после реставрации и исследований получат прописку найденные артефакты, находки, собранные в течение многих лет и представленные в отдельной экспозиции Музея истории Кронштадта, а также — новые трофеи морских археологов.

Так случилось, что указ императора Петра Великого начали выполнять спустя почти 300 лет.  30 сентября 1719 года неподалеку от Кронштадта сели на мель, повредив днища, петровские фрегаты «Лондон» и «Портсмут», незадолго до этого построенные в Голландии и Англии для российского флота. Позднее во время шторма «Портсмут» был унесен с мели на глубину и затонул. «Лондон», стоявший на отмели, многие годы использовался в качестве маяка, а отмель получила наименование Лондонской.
В августе 1722 Петр Первый издает указ, адресованный Адмиралтейской коллегии, о скорейшем поиске и подъеме «Портсмута», который мог представлять угрозу для военных и торговых судов, идущих в Кронштадт. «Оной корабль около того места надлежит искать во глубине»,- писал император.
Однако указ не был выполнен — очевидно, найти корабль не удалось. Водолазы и историки начали исследовать место крушения двух кораблей в 2008 году, а осенью 2015 года был найдены фрагменты корпуса корабля и пушки, размеры и конструктивные данные которых позволяют с большой вероятностью предположить, что речь идет именно о «Портсмуте».

Журналисты, облачившиеся в ярко-оранжевые жилеты занимают места на палубе небольшого быстроходного катера. В соответствии с первоначальным планом, катер должен был выйти к месту подъема артефактов в нескольких километрах от Кронштадта, чтобы представители СМИ смогли запечатлеть момент явления из морских глубин пушки и фрагмента шпангоута. Однако ветер и волны внесли свои коррективы. Было принято компромиссное решение — катер с журналистами встретит вспомогательный военный корабль СМК-2079 с поднятыми на борт находками у входа в гавань форта «Константин». И вот через несколько минут мы приближаемся к небольшому светло-серому кораблику, на палубе которого можно разглядеть трофеи археологов.

Вместе с ним возвращаемся к причалу и наблюдаем за тем, как многотонная пушка, покрытая слоем глины и ржавчины, раскачивается на стреле крана и медленно опускается в кузов грузовика.
Именно пушка должна дать окончательный ответ на вопрос о том, какому кораблю принадлежат найденные артефакты. Дело в том, что «Портсмут» был вооружен пушками, подаренными союзником России — королем Дании, и каждую из пушек украшал датский герб — щит с тремя львами. Хотя у исследователей фактически нет сомнений, что перед ними останки «Портсмута», но до завершения реставрационно-исследовательских работ найденный объект продолжают именовать условным обозначением К-1. Таковы правила профессиональной этики. Но где будут размещены корабельные пушки (еще 18 орудий, обнаруженных водолазами, пока лежат на дне) и фрагменты корпуса найденного судна? А ведь есть еще объект К-2 — предположительно это второй затонувший линейный корабль — «Лондон». В целом же в непосредственной близости от Кронштадта ожидают своих исследователей не менее 30 судов, принадлежащих самым разным эпохам — от петровских линкоров до германского военного катера, затонувшего в 1918 году.

Небольшая, но эффектная экспозиция Музея истории Кронштадта, посвященная морской археологии, в течение гескольких лет действует в здании старинной водонапорной башни. Здесь можно видеть фрагменты судов, посуду, личные вещи моряков, один из первых водолазных костюмов, фотографии и картины, посвященные затонувшим кораблям. Но для новых находок (среди которых могут быть и сохранившиеся корпуса судов), здесь просто не хватит места…В этот же день, 5 мая, был сделан первый шаг к созданию принципиально новой экспозиции, которая разместится в будущем должна получить прописку на форте Константин. В павильоне на территории форта было подписано трехсторонее соглашение о создании музейного комплекса подводной археологии на территории форта «Константин». О сотрудничестве во имя сохранения отечественной морской истории договорились ГБУ «Музей истории Кронштадта», Центр подводных исследований Русского географического общества и АО «Третий парк» — в роли инвестора.

«Есть мысль сделать нечто вроде атриума, чтобы посетители могли сверху наблюдать всю панораму — будто бы глядя с поверхности на то, что лежит на дне. Внизу разместить днище корабля, прямо на него положить пушки — именно так, как они и лежали в момент их обнаружения… Вариантов много, но все это пока лишь проекты. Есть идеи, есть специалисты, которые реализуют их на практике», — поделился планами директор ГБУ «Музей истории Кронштадта» Евгений Гришко.

Новая экспозиция станет филиалом Музея истории Кронштадта. А пополнять ее новыми экспонатами будет Центр подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО). Поскольку территория Форта «Константин» имеет статус памятника федерального значения, ни о каком строительстве новых корпусов для музея речи не идет. После реставрации и реконструкции экспозиция разместится в одном из исторических сооружений форта. Об этом рассказал, выступая не церемонии подписания, исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.

«Этот проект очень интересен для «Форта Константин». Наконец мы начинаем оправдывать свое главное назначение — культурного объекта. Форт, который сам является памятником истории, может стать прекрасной площадкой для демонстрации артефактов. Хочу поблагодарить партнеров за интересный проект. Верю, что наше сотрудничество будет развиваться, а экспозиция — пополняться новыми артефактами»- сказал генеральный директор АО «Третий парк» Кирилл Дьяковский.
Напомним, что АО «Третий парк» является собственником историко-культурного комплекса «Форт Константин». В настоящий момент здесь действуют музей маячной службы, доступные для посещения укрепления, веревочный парк, видовые площадки, кафе, гостиница, отсюда уходят экскурсионные теплоходы к фортам Кронштадта.
Хочется верить, что замысел экспозиции, к реализации которого подключились представители российского бизнеса, воплотится в камень, стекло и металл. И через несколько лет мы обретем новый уникальный музей.

Историческая справка
Линейный корабль «Портсмут»
54-пушечный линейный корабль, один из первых линкоров российского флота. Построен и спущен на воду в Голландии в 1714 году, мачты и такелаж были установлены в Лондоне. По пути в Россию зашел в Копенгаген, где на корабль были установлены пушек — подарок датского короля. «Портсмут» был флагманским кораблем во время сражения со шведским флотом у острова Эзель, в котором русский флот одержал первую крупную победу, участвовал в боевых походах к берегам Швеции. Затонул в районе острова Котлин в ночь на 1 октября 1719 года. Огромное по тем временам военное судно (почти 40 метров длиной и 11 шириной) возвращаясь к Кронштадту вместе с линейным кораблем «Лондон», село на неизвестную мель, получило повреждения, и через некоторое время было снесено штормом на глубину. До этого с корабля была снята часть пушек, делались неудачные попытки спасти судно. Обстоятельства произошедшей катастрофы до сих пор непонятны.
Так, командиры кораблей (английские офицеры на русской службе) никогда раньше не ходили в Кронштадт и фарватер не знали, но почему-то не запросили лоцмана. Во время крушения при невыясненных обстоятельствах был убит командир «Портсмута» капитан-поручик Адам Уркварт.

 

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.