У меня растут года. А работать мне куда?
Отсутствие в девяностые годы долгосрочного прогноза — какие специальности исчезнут, а подготовку каких кадров, наоборот, надо наращивать привело к тому, что сегодня в стране переизбыток юристов и экономистов, а вот квалифицированных рабочих не хватает — заявила, выступая на пленарном заседании прошедшего в Петербурге Международного форума труда спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Ранее, по сообщению РБК, глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова заявила, что в России растет уровень безработицы среди выпускников вузов, только за один год он увеличился почти на 20 процентов
Ситуация приближается к катастрофической: по данным молодежного парламента безработица среди молодежи более чем в три раза превысила общероссийский показатель и достигла 16,5 процентов.
Профсоюзы бьют тревогу: самая активная, трудоспособная часть населения становится и самой незащищенной, пополняя армию безработных с весьма туманной перспективой когда-нибудь найти работу специальности.
Корни проблемы Голикова видит в том, что «политика министерства образования в отношении вузов не соответствует потребностям рынка труда».
Широкое обсуждение проблемы и конкретные шаги, в числе которых, издание Минтруда справочника новых и перспективных профессий и сближение внедряемых ныне профстандартов и государственных образовательные стандартов дают основание надеяться, что дисбаланс спроса и предложения на рынке труда удастся преодолеть.
Но произойдет это не сегодня — считают участники круглого стола «Система профессионального образования: ответы на вызовы глобального рынка труда», прошедшего в рамках уже упомянутого Петербургского Международного форума труда. Пока рынок труда и рынок образования существуют практически параллельно, отмечают представители работодателей. Внедряемые совместные программы — это, в основном, первые, пробные «шары», пилотные версии.
И в итоге разрыв между тем, что нужно работодателям и «продуктом», который они могут получить на рынке труда, получается колоссальным. По данным, озвученным модератором круглого стола, редактором спецпроектов РБК Еленой Кром, в ближайшее десятилетие около половины населения планеты может пополнить армию безработных и одновременно половина вакансий, например, в IT сфере остаются открытыми, поскольку не находится специалистов, отвечающих всем требованиям.
Свои рецепты: как сблизить потребности экономики и высшую и среднюю профессиональные школы предложили на круглом столе представители вузов и работодатели. Так, например, «РОСКОСМОС» внедрил в пяти высших учебных заведениях профильные учебные программы для подготовки необходимых госкорпорации специалистов – рассказала Алла Вучкович, директор по персоналу и социальной политике. Но подобный опыт пока нельзя назвать массовым. Опять же и подготовка специалистов по конкретному «заказу» работодателя проводится точечно, на базе даже не факультета, а созданной в его структуре некой «школы».
С другой стороны, ориентировать целый факультет и уж тем более, вуз под потребности определенной корпорации не совсем разумно. И с этим представители работодателей также согласились, отметив, что вновь испеченный специалист должен, в первую очередь, обладать базовыми знаниями, метанавыками, а уж встроить его в систему конкретного предприятия — задача работодателя. Поэтому во многих компаниях по-прежнему популярна система взращивания кадров. Так в биотехнологической компании BIOCAD, по словам вице-президента по HR, PR и административным вопросам Александры Глазковой, кроме того, что сотрудники работают в вузах города, в первую очередь, ставка делается на внутрикорпоративное обучение.
Однако у системы «пестования» специалистов нашлись и свои противники, высказавшие на круглом столе точку зрения, что, во-первых, чем больше времени компания будет уделять подготовке специалистов, тем меньше его останется на развитие, внедрение новых технологий, а значит, больше шансов проиграть в конкурентной борьбе, а во-вторых — есть большая вероятность, что хорошо обученный, выращенный специалист покинет компанию, которая его так старательно опекала и уйдет на более престижное место работы, ведь достаточными знаниями он для этого обладает.
Как же здесь найти «золотую середину»? Интересный опыт предложил доктор технических наук, профессор ГУАП Евгений Крук — применения, так называемой, проектной системы обучения — реализации проектов потенциальных работодателей на базе вузов. «Инженера готовят не на лекциях и в лабораториях, его готовят на проектах!», — подчеркнул Крук.
Сегодня в стране повсеместно создаются отраслевые кластеры. Но кластер это ведь не только концентрация родственных и взаимосвязанных производств по территориальному принципу, создание кластера позволяет отрасли оставаться конкурентоспособной. А конкурентоспособность, как известно, в первую очередь обеспечивают кадры. Так, может быть, есть смысл представителям различных отраслевых кластеров, коих в Петербурге уже сформировано достаточно, совместно позаботиться о взаимодействии с вузами по подготовке необходимых кадров? Это тоже, к вопросу о «золотой середине».
Ну и, конечно, не стоит забывать о профориентации, причем, начинать ее надо, прозвучало мнение на круглом столе, даже не со школьной скамьи, а с детского сада. И кстати сказать, сегодня в систему ранней профориентации вовлечены и младшие школьники: наряду с уже популярными программами WorldSkills и JuniorSkills свои первые шаги делает программа «Skills KIDS», посвященная получению и совершенствованию навыков профессионального мастерства по различным профессиям (компетенциям) для ребят в возрасте 7-11 лет.
Фото: на ярмарке вакансий
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий