Установка — «любить»

Установка — «любить»
09 марта
15:25 2017

Быть профессионалом. — Для учителя это значит постоянно вызывать у ученика интерес к своему предмету, делать его изучение увлекательным и радостным. Лучшей наградой такому педагогу служит множество тянущихся вверх детских рук, требующих ответа на вопросы, которые возникли у ребят во время урока. Все это о Максиме Рыжове, совсем еще молодом человеке, в сложной и напряженной конкурсной борьбе завоевавшем недавно титул «Учитель года России». Его уроки, по признанию коллег, всегда увлекательны и неординарны. Неординарным был и его путь на педагогический Олимп. — Профессия буквально сама нашла его…

Непосредственным поводом написать о Максиме стала его победа на ежегодном конкурсе Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) «Лучший по профессии».

Но, если ты лучший, то лучший во всем. Об чем напоминает и «Хрустальный пеликан» — высшая награда всероссийского конкурса «Учитель года России», также завоеванная нашим героем. Теперь она стоит в кабинете директора ГБОУ СОШ №619 Калининского района Санкт-Петербурга, где и трудится Максим.

Кстати, победа на школьном конкурсе педагогических достижений и стала первым шагом молодого учителя к «Хрустальному пеликану».

Директор школы, почетный работник образования РФ Ирина Байкова вспоминает, что «Нобелевские уроки», которые вел Максим Рыжов, рассказывая детям о том, кто и за что получал нобелевские премии в области биологии, показали как нестандартно и, в то же время, логично он ведет урок, как он умеет внедрять в него элементы научных исследований.

После этого была победа на районном, общегородском конкурсе, а затем и на общероссийском.

За «мозговым штурмом», а также финальным открытым уроком, транслировавшемся в прямом эфире следила вся школа №619: учителя и ученики.

«Все собрались вместе и смотрели, тут же сами пытались решить те задания, которые давались учителю в прямом эфире. Пока шел урок в прямом эфире, все задания мы старались делать вместе с ним», — рассказывает председатель первичной профсоюзной организации школы №619 Сергей Савельев.
Сам урок, от которого зависела победа был посвящен строению клеток живого организма.

«Я работал на ассоциациях. Привел детям в пример наших спортсменов, ведущих здоровый образ жизни, показав, что надо беречь клетку и тогда клетка будет беречь тебя», — говорит Максим.

«Я работал на ассоциациях...»

«Я работал на ассоциациях...»

Когда все получается…
«Максим Рыжов не из тех, кто пишет только мелом по доске. Он использует все современные средства», — отмечает Сергей Савельев.

Сегодня, помимо обычных уроков биологии, он ведет еще и занятия в «STA-лаборатории». Это проект корпорации «Роснано», благодаря которому школа №619 стала федеральной инновационной площадкой. За аббревиатурой «STA» скрываются Science, Technology, Art — наука, технологии, искусство. В основе проекта множество тематических кейсов, каждый, — по сути, минилаборатория, — позволяет буквально пощупать ту или иную тему своими руками. Огромная доска в STA-кабинете покрыта записями, сделанными учениками.

«Школьник записывает мысль, пришедшую ему в голову во время занятия, и она не будет стерта до конца изучения всей темы. Так, собрав все вместе, мы и приходим к окончательным выводам», — поясняет учитель.

Важно, что кейс-технология строится на том, что думают сами дети. Один из кейсов, тема которого «может ли человек ходить по воде», разработал для проекта сам Максим Рыжов.

Сейчас, учитель и юные сотрудники STA-лаборатории изучают тему здорового питания. «Зеленая биолаборатория» — это название кейса. Речь в ней идет о пище будущего.

В STA-лаборатории

В STA-лаборатории

«Мы смотрим — как можно улучшить наше сельское хозяйство. Изучаем такие проблемы, как борьба с сорняками и использование фитогармонов. Что будет есть человек в недалеком будущем: некую искусственную белковую жидкость или натуральный экологически чистый перец, помидор или огурец?» — продолжает Максим, заметив, что его ученики однозначно высказались за здоровые и свежие овощи.

Кто-то из, них, возможно, повзрослев станет агрономом, или зооинженером, и уже по-другому будет смотреть на сельское хозяйство.
Примечательно, что темы, впервые поднятые в STA-лаборатории, Максим переносит и на обычные уроки.

«Успех учителя — это когда детей в лаборатории становится больше от занятия к занятию, когда после урока у них есть вопросы. — убежден Максим. — Если вопросов нет, то все плохо. Необходимо вызвать интерес, любопытство. Нужно помнить, что ребенка волнует актуальное, то как это работает в жизни: от марсоходов до стволовых клеток. Если речь о заболеваниях, то как от них защититься? Если нет лекарства, то как его сделать?».

По свидетельству Рыжова, у него нет того, что принято именовать «педагогическим кредо». Есть установка: — любить свою работу. Когда человек нашел свою профессию, у него получается.

«Мое общение с детьми происходит на интуитивном уровне. Но, вместе с тем, нужно идти ногу со временем. Современный учитель должен быть очень эрудированным человеком находиться на пике новых открытий, показывать, что наука должна быть актуальной», — таковы слова настоящего профессионала, получившего признание как среди коллег, так и в профсоюзном сообществе.

«Максим из тех, кто уверен в том, что сам строит свою жизнь», — характеризует его Сергей Савельев.

Председатель Ленинградской Федерации профсоюзов Владимир Дербин вручает Максиму Рыжову диплом I степени ежегодного конкурса ЛФП «Лучший по профессии»

Председатель Ленинградской Федерации профсоюзов Владимир Дербин вручает Максиму Рыжову диплом I степени ежегодного конкурса ЛФП «Лучший по профессии»

О школе даже не думал
А ведь в самом начале своего пути, наш герой вовсе не видел себя в классе. «Я просто любил биологию», — вспоминает он. Не поступив в медицинский, пришел в педагогический. На биофак. И вот, на третьем курсе настало время первого в его жизни урока.

«Это был полный провал! — признается Максим. — Дети и не собирались меня слушать! Тогда я решил, что добьюсь их внимания». Он сделал это. И вместе с признанием и вниманием школьников, пришла и любовь к профессии учителя. Она и стала главным залогом победы.

Эта победа, уверен председатель Территориальной организации Общероссийского профсоюза образования Калининского района Санкт-Петербурга Александр Афанасьев, вовсе не случайна. «Ее обеспечила всесторонняя поддержка и со стороны администрации, со стороны коллектива школы №619 и ее профсоюзной организации — одной из самых сильных в районе», — уверен профлидер.

«В моем успехе — 50% поддержки коллектива», — подтверждает и сам Максим Рыжов.

«Дорогие коллеги, я вас не подвел!» — это были первые слова Максима сразу после вручения «Хрустального пеликана», вспоминает Ирина Байкова.

«Это закономерность, ведь мы ведем серьезную системную работу по продвижению каждого учителя. Кого-то к профессиональной награде, кого-то к более высокой планке. Кого-то продвигаем в методическом плане. Школе 20 лет и все это время, мы не устаем заниматься каждым учителем. Ведем поиск инноваций, которые любой учитель мог бы применить в своей практике», — утверждает Ирина Байкова.

Как рассказала она «Площади труда», сегодня школа ведет переговоры с Администрацией Калининского района о создании на ее базе проекта «Техносфера» для учеников старшей школы.

«Я надеюсь, что его возглавит Максим Петрович», — заключает директор.

Тем временем, Максим признается, что он «очень увлекающийся, в хорошем смысле, человек»: «Я могу поменять свой жизненный путь. Я хочу быть там, где я приношу пользу. Сейчас это место в школе, и чувствую себя здесь комфортно».

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.