Профсоюз Кронштадта — от февральской революции до наших дней

Профсоюз Кронштадта — от февральской революции до наших дней
28 февраля
11:16 2017

1 марта 1917 года на Кронштадском Пароходном (ныне — Морском) заводе был создан первый легальный профсоюзный комитет. Вековая история борьбы за права работников завода —  это и яркие и трагические страницы. Стачки и забастовки в 1900-е; организация соцсоревнования, детского и взрослого отдыха в советскую эпоху; борьба за сохранение предприятия и выплату долгов по зарплате в «лихие» девяностые…

Первые профсоюзные ячейки в Кронштадте появились еще в 1905 году. Рабочие города-острова вступали в профсоюз, в том числе, чтобы оказать финансовую поддержку бастующим рабочим Петербурга.

Связи судостроителей с острова Котлин и столицы империи были крепкими, а желание добиваться социальной справедливости настолько сильным, что осенью 1905-го состоялась совместная восьмидневная забастовка рабочих Пароходного и Балтийского заводов. Причем катализатором акции протеста стали уже не низкие зарплаты или невыносимые условия труда, а произвол по отношению к коллеге: офицер ударил по лицу рабочего, случайно наступившего ему на ногу. Власти отреагировали на рабочую солидарность жестоко: на девятый день забастовки рабочих Балтзавода выдворили из Кронштадта под угрозой расстрела. Чтобы найти и наказать зачинщиков, в Кронштадте начались повальные обыски.

Рабочее движение на острове Котлин ушло в подполье и оставалось на таком положении вплоть до февральской революции 1917-го, когда на Пароходном заводе и организовали первый легальный профсоюзный комитет. Возглавил его токарь Михаил Мартынов — участник революционных событий 1905-07 годов, активист еще подпольного профсоюзного движения.

В годы первой русской революции Мартынов принимал участие в подготовке восстания на учебном судне «Океан», пропагандировал революционные идеи среди курсантов машинной школы. За «неблагонадежность» его списали в 6-й экипаж Балтийского флота, известный особо строгим режимом. Но Мартынов и там не стал мириться с произволом и возглавил акцию протеста моряков против бесчеловечного обращения офицеров.

После Февральской революции Мартынов стал лидером Кронштадтского Союза металлистов. В июне 1917-го избран членом Кронштадтского Совета рабочих, солдатских и матросских депутатов, а через год возглавил его.

Погиб Михаил при подавлении контрреволюционного мятежа в гарнизоне Красная Горка в 1919 году.

В память о первом председателе профкома на территории завода установлен памятник, его именем названы набережная в Петербурге, улица и сквер в Кронштадте.

Коллектив завода на праздничной демонстрации, 1985 год.

В советское время профсоюзная организация предприятия была самой многочисленной среди первичек Кронштадта. «Под крылом» профсоюза были отдых и оздоровление работников и их детей, организация социалистического соревнования. Профсоюз контролировал охрану труда, строго спрашивал с нарушителей трудовой дисциплины и многое другое.

Светлана Шихова, председатель Территориальной профсоюзной организации Военно-Морского флота Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России города Кронштадта, бывший председатель профкома завода:

Профсоюзная организация Кронштадского морского завода (КМОЛЗа) добивалась установления справедливого соотношения между зарплатой и производительностью труда, повышения минимальной заработной платы, соблюдения требований охраны труда, материальной поддержки нуждающихся работников. Профсоюзный актив завода — одаренные, образованные люди.

Вспоминает бывший председатель профсоюзного комитета цеха №10 Лидия Леонова:

«Мы занимались организацией соцсоревнования. В каждой профсоюзной группе по итогам выбирали самого передового рабочего. Его кандидатуру утверждали на цеховом профсоюзном собрании и выдвигали уже на общезаводской этап. Победителей премировали, их портреты помещали на заводскую Доску почета.

Манометристы приборного участка за работой, 1982 год.

Профсоюз участвовал в распределении мест для детей в детских садах и квартир для работников. В первую очередь, по решению профкома, выделяли жилье многодетным и тем, у кого не было собственного «угла».

Коллектив испытательной станции цеха №10, 1980 год.

«Ребятишек оздоравливали в пионерских лагерях. Взрослых с семьями — на заводских базах отдыха — в Лебяжьем и на берегу Черного моря — в Лазаревском, — продолжает Лидия Леонова. — В турпоездках заводчане объездили весь бывший Советский Союз. От желающих отбоя не было — хотя заработки на заводе не были большими, путевки для членов профсоюза можно было приобрести всего за 30% от стоимости».

Заводская спартакиада, 1973 год.

Разбирали на профсоюзных собраниях и наказывали нарушителей трудовой и производственной дисциплины. Таких было немного — у нас на заводе коллектив был очень хороший. И после таких «разборок» разгильдяи брались за ум».

…Лихолетье наступило с развалом СССР — нехватка продовольствия, первые увольнения.

«В трудные талонные времена профком распределял продукты среди работников, — рассказывает Леонова. — Крупы, макароны, масло, сахар, картошку, капусту — все делили поровну».

Когда в начале 90-х прокатилась первая волна сокращения штатов, ни один из работников, по словам председателя цехкома, не был уволен без решения профсоюза. «Рассматривали семейное положение каждого, сколько детей, где работает супруг (супруга). В первую очередь, отстаивали тех, для кого работа на заводе была единственным источником доходов в семье», — говорит собеседница.

Делегаты заводской профсоюзной конференции, 1981 год.

В 98-м, когда долги по зарплате достигли полугода, люди, устав ждать выполнения обещаний от руководства, вышли на забастовку. Длилась она 17 дней. Городской комитет профсоюза, который возглавлял в то время Григорий Жиляев, помог соблюсти все процедуры, чтобы забастовку признали законной, и главное – заручившись поддержкой тогдашнего губернатора города Владимира Яковлева – добиться выплаты зарплаты.

После признания арбитражным судом незаконным создание на базе завода ОАО «КМОЛЗ» в 2008 году сократили почти весь коллектив предприятия без выплаты заработной платы и выходных пособий. И вот уже почти десять лет профсоюз при поддержке Ленинградской Федерации профсоюзов борется за восстановление справедливости по отношению к уволенным работникам. По воспоминаниям Григория Жиляева, горком и первичка сделали для защиты прав работников столько, сколько мало какая профорганизация в стране. Сколько акций проведено, сколько писем в самые разные инстанции отправлено… Но, к сожалению, вопрос по выплатам уволенным работникам, по словам Светланы Шиховой, пока не решен. «Но мы не отступимся, будем продолжать бороться за то, чтобы бывшие работники получили причитающиеся им деньги. Еще одним шагом станет очередное подготовленное профсоюзом письмо в Минтруд», — комментирует профсоюзный лидер.

Несколько лет назад завод восстановил нормальную деятельность. Но, к сожалению, заводчане так и не сумели воссоздать на возрожденном предприятии профсоюзную организацию. Гордое звание профсоюза завода хранит только первичная профсоюзная организация газотурбинного производства.

Поэтому горком профсоюза, поздравляя бывших и нынешних членов профсоюза со столетним юбилеем заводского тред-юниона, желает им не только крепкого здоровья и достойного уровня жизни, но и искренне надеется, что морзаводцы возродят самую массовую первичную профорганизацию на острове Котлин.

Подготовила Татьяна Мотовилова.

Использованы фото  официального сайта и группы «ВКонтакте» Кронштадского морского завода.

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.