Жаловаться на некачественные товары стало сложнее

Жаловаться на некачественные товары стало сложнее
16 января
14:38 2017

С 1 января изменился порядок рассмотрения обращений в Роспотребнадзор. Теперь для того, чтобы инициировать внеплановую проверку по жалобе на некачественные товары (в том числе, продукты питания) или услуги, потребителям придется предварительно попытаться уладить конфликт с теми, кто нарушили их права. Такая новация в федеральном законе «О защите прав граждан при осуществлении государственного контроля» вызвала весьма противоречивую реакцию.

На сайте петербургского Роспотребдзора пояснили, что новый порядок рассмотрения обращений потребителей основывается на так называемом претензионном принципе. Проше говоря, для проведения внеплановой проверки теперь недостаточно лишь обращения потребителей, чьи права, как они полагают, были нарушены. Сначала необходимо обратиться за защитой (восстановлением) своих прав к соответствующему юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. И лишь в том случае, если такое обращение осталось без рассмотрения или требования заявителя не были удовлетворены, можно посылать жалобу в Роспотребнадзор.

При подаче петиции в надзорное ведомство заявителям придется еще представить документальное подтверждение факта обращения к «обидчику» или результат рассмотрения этой претензии. По мнению экспертов петербургской организации потребителей «Общественный контроль», такое обязательство значительно уменьшит количество обращений граждан в Роспотребдзор. А это обстоятельство, в конечном итоге, может самым негативным образом повлиять на качество товаров и услуг.

Теперь обиженный потребитель должен сначала узнать юридический адрес продавца, что не так просто, когда, например, речь идет об индивидуальных предпринимателях. Затем придется направить ему жалобу и, самое главное, добиться письменного ответа. Подавляющему большинству пенсионеров и людей с ограниченными физическими возможностями явно не по силам выдержать такое мытарство. Кроме того, абсолютно непонятно, как сможет рядовой потребитель защитить свои законные права, если недобросовестный предприниматель не сочтет нужным никак реагировать на поступившую в его адрес жалобу. Каким образом в этом случае документально доказать сотрудникам Роспотребдзора факт подачи жалобы?

Правда, в Роспотребнадзоре разъяснили, что требование о предварительном обращении к субъекту хозяйственной деятельности, нарушившему права потребителя, не распространяется на случаи, когда речь идет о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. По обращениям, в которых указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и т. д.) или законодательства о техническом регулировании, принимаются меры в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

В настоящее время требования к продукции установлены в технических регламентах Таможенного союза. Роспотребнадзор осуществляет контроль за исполнением более двадцати технического регламента, в том числе «О безопасности пищевой продукции», «О безопасности продукции легкой промышленности», «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» и т. д. Поэтому, если гражданин приобрел несоответствующий требованиям безопасности товар, он вправе обращаться непосредственно в Роспотребнадзор. Такое обращение должно быть рассмотрено в установленном законом порядке.

При этом совсем не обязательно обивать пороги офиса Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, расположенного на Стремянной улице, 19. Отправить обращение можно и по почте. Специалисты Роспотребнадзора готовы проконсультировать горожан по самым разным темам обращений. Телефоны, по которым можно получить необходимую консультацию, опубликованы на сайте территориального органа Роспотребнадзора. За помощью петербуржцы также могут обратиться и в районные консультационные пункты Роспотребнадзора.

Председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации профсоюза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства РФ «Торговое единство» Валентина Пилипенко призывает не давать поспешных оценок нового порядка рассмотрения Роспотребнадзором обращений потребителей. Профсоюзный лидер отметила, что в сфере торговли более чем достаточно плановых проверок. По словам Валентины Пилипенко, «проверяют все и всё». Бесконечные визиты ревизоров из многочисленных надзорных ведомств не лучшим образом влияет и на производственный процесс, и на психологическую обстановку внутри проверяемого трудового коллектива.

Валентина Пилипенко допускает, что дополнительные требования Роспотребнадзора могут несколько осложнить защиту прав потребителей в отношениях с частными предпринимателями. Поэтому покупателям стоит обратить самое пристальное внимание не только на ценники, но и на репутацию продавцов. «Кадровые работники торговли в принципе никогда не позволят себе никаких фальсификаций, — подчеркнула Валентина Пилипенко. – Они не только дорожат своим добрым именем, но и прекрасно понимают, что любой продавец еще и сам покупатель».

Поиск оптимальной модели организации сферы услуг, когда и права потребителей будут надежно защищены, и бизнес без особой надобности никто не сможет кошмарить, идет уже не первый год. При этом наши законодатели шарахаются из одной крайности в другую. Сейчас сделан очевидный реверанс в сторону бизнеса. Остается надеяться, что все обличенные властью структуры будут тщательно отслеживать практику применения вышеописанных нововведений и в случае необходимости смогут оперативно внести коррективы.

Об авторе

Михаил Кореневский

Михаил Кореневский

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.