Дизайнер российских экспрессов

Дизайнер российских экспрессов
12 декабря
14:13 2016

Под его руководством был создан дизайн отечественных скоростных поездов ЭР-200 и «Сокол», поезда ЭД4МКУ, и сегодня курсирующего между Москвой и Санкт-Петербургом, и многих других транспортных средств, ездящих по рельсам. Именно он основал школу отечественного дизайна железнодорожного транспорта, создав и возглавив первую в СССР специализированную лабораторию. О своей жизни и профессии, увлечениях и размышлениях корреспонденту «Площади Труда» рассказал Владимир Сергеевич Трофимов (в прошлом — главный дизайнер Министерства путей сообщения СССР), художник-живописец и просто интересный собеседник.

«Родился я в Воронеже 9 мая 1940, в День Победы, только на 5 лет раньше!»-с улыбкой начинает свой рассказ Владимир Трофимов. Начало войны он вместе с матерью встретил на Украине в Нежине, где служил его отец, офицер Красной армии. Под бомбежками семья на поезде успела вернуться в Воронеж. Потом были 4 %d1%82%d1%80%d0%be%d1%84_3года эвакуации в Тамбовскую область, возвращение в разрушенный войной родной город.
Рисованием увлекался с самого раннего детства, сколько себя помнит. Забегая далеко вперед, скажем, что и сегодня живопись — его второе «я». Окончив в 1957 году школу, он подает документы в архитектурный институт. Однако первый в СССР Международный фестиваль молодежи и студентов внес свои коррективы — иногородних абитуриентов попросили уехать из Москвы домой, а экзамены для них перенесли на осень. В результате все места оказались заняты жителями столицы. В следующем году Владимир приезжает в Ленинград успешно сдает экзамены в военно-морское строительное училище, но в последний момент забирает документы и поступает в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). О своем выборе он никогда не жалел!
В 1964 году сразу же по окончании ЛИИЖТа его вместе с группой молодых инженеров направляют в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. Это были годы, когда зарождался советский промышленный дизайн, формировалась школа, давшая немало всемирно известных имен. Среди учителей Владимира Трофимова был легендарный профессор Иосиф Вакс, архитектор и художник, один из пионеров отечественного промышленного искусства. По окончании Мухинского Владимир Трофимов возвращается в ЛИИЖТ, много работает, читает лекции и вскоре становится заведующим основанной им Лабораторией дизайна железнодорожного транспорта.
Одной из наиболее интересных разработок того времени стала передвижная станция для контроля качества установки опор линий электропередач, разработанная специально для БАМа.

Настоящей революцией в истории советского железнодорожного транспорта стал скоростной поезд ЭР-200, вышедший на линии в 1984 году, и почти три десятилетия курсировавший между Москвой и Санкт-Петербургом. Революционным был и дизайн, разработкой которого руководил Владимир Трофимов.
«В первую очередь это относится к кабине машинистов. Впервые в российской истории машинисты стали работать в галстуках. Раньше машинисты у нас всегда были чумазые!» -смеется Владимир Трофимов.
Незабываемое впечатление производил обтекаемый, устремленный вперед, силуэт головного вагона. Некоторые решения были позаимствованы из смежных областей — авиации, водного транспорта.
А в 1993 в ЦКБ «Рубин» был разработан уникальный скоростной поезд «Сокол-250», развивавший, как следует из названия, скорость до 250 километров в час.
Поезд разрабатывали специалисты высочайшей квалификации в области строительства подводных лодок, ранее никогда не связанные с железнодорожной тематикой. Возможно, именно это обстоятельство и помогло им найти принципиально новые решения, отказаться от устоявшихся шаблонов. Много оригинальных решений воплотилось и в дизайне скоростного поезда.

Опытный экземпляр с успехом прошел государственные испытания, был сертифицирован. Однако планам строительства еще пяти поездов и выхода на линии не суждено было сбыться.
«Дело в том, что реализацией проекта занимался частный консорциум, объединявший несколько предприятий. И средств на окнчательную доработку поезда и дальнейшее развитие просто не хватило. Государство (середины 90-х годов) не проявило интереса к проекту, не оказав финансовую поддержку»,-рассказывает Владимир Трофимов.
В результате отечественный поезд так и не вышел на линии, а сегодня скоростные магистрали обслуживают поезда «Сапсан» производства германского концерна Siemens.
Еще одна интересная работа Владимира Трофимова дизайн скоростного трамвая для Волгограда. «Трамвай там выполняет особую функцию, в чем-то заменяя электропоезд — маршрут его тянется вдоль Волги почти на 60 километров», — поясняет он.
Уникальный многолетний опыт лег в основу книги «Дизайн подвижного состава рельсового транспорта», изданной в 2010. Владимир Трофимов (в прошлом — главный дизайнер МПС) — автор нескольких книг и учебных пособий по железнодорожному дизайну.
Сегодня Владиимир Сергеевич на пенсии, но активно участвует в работе Союза дизайнеров Санкт-Петербурга, он — непременный участник многих форумов, связанных с прикладным искусством.

А еще — теперь появилось много времени для его увлечения — живописи. Среди работ преобладают архитектурные пейзажи — виды Северной столицы, деревянные храмы Русского Севера. Есть среди работ и огромный, двухметровый портрет дочери одного из олигархов, выполненный по заказу отца. Написал он и сельский домик, где родился будущий олигарх.
Ветеран внимательно следит за сегодняшней ситуацией на железных дорогах и в других видах рельсового транспорта. И ситуация, мягко говоря, не радует его.
«Пассажирские железнодорожные перевозки значительно сократились. Сегодня на многих направлениях пассажиры полностью пересели на автобусы — менее комфортабельный, и достаточно опасный вид транспорта. В несколько раз сократилось количество предприятий, производящих подвижной состав, а в области скоростных перевозок ставка сделана на иностранную технику»,- с сожалением констатирует он.
Напоминает о том, что уже в последние годы в Санкт-Петербурге прекратили существование два предприятия, имевших богатую историю, квалифицированный персонал, производившие современную технику — «Вагонмаш» и Санкт-Петербургский трамвайно-механический завод (ПТМЗ). Владимир Трофимов считает, что без строительства новых железных дорог невозможно нормальное развитие экономике, в особенности — в регионах Сибири и Дальнего Востока. Напоминает о том, что в СССР в иной год строили 4 тысячи километров новых железнодорожных путей. Владимир Трофимов убежден — для нормального развития железнодорожного транспорта необходимо возродить Министерство путей сообщения.
«Необходимо вернуть России передовые позиции в сфере железнодорожного транспорта! И хочется верить, что это в конце концов произойдет»,-говорит он, завершая нашу беседу.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.