Сегодня Штирлиц на «Параде», впрочем не только он…

Сегодня Штирлиц на «Параде», впрочем не только он…
08 декабря
15:34 2016

В Санкт-Петербурге вновь стартует «Рождественский парад». Фестиваль негосударственных камерных театров проходит в нашем городе уже в 23-й раз, неизменно принося массу невероятных неожиданностей, открывая новые театральные коллективы со своим оригинальным взглядом на, казалось бы, известные всем вещи. Важно, что проход на все спектакли — бесплатный, нужно лишь успеть записаться. О фестивальной программе, которая подарит каждому театралу массу сюрпризов, рассказывает, без преувеличения, душа фестиваля — председатель его экспертного совета, известный петербургский театровед, кандидат искусствоведения Александр Платунов.

Вечно юный долгожитель
«Фестивалю 23 года. Он постоянно менялся — говорит собеседник «ПТ», — неизменным оставалось лишь название «Рождественский парад». По его словам, фестиваль, со временем, стал настоящим смотром негосударственных театров, количество которых сегодня все увеличивается, даже несмотря на кризис, а может, и благодаря ему. Ведь в такие времена театр становится той самой необходимой отдушиной.

«Люди должны знать, что негосударственный театр — это не обязательно подвал и какая-то тяжелая технократическая атмосфера. Нет. Он может быть вполне традиционным», — продолжает Александр Платунов и подчеркивает, что сегодня именно в негосударственных камерных театрах идут, пожалуй, наиболее яркие творческие процессы. Свидетельством чему многочисленные номинанты и дипломанты «Золотого софита» и «Золотой маски» в числе спектаклей, заявленных в фестивальной программе.

«Не думай о секундах свысока…»
В этом году «Рождественский парад» начнется 10 декабря и возглавит его известный всем Максим Максимович Исаев, он же штандартенфюрер Отто-Макс фон Шитирлиц. «Попытку к бегству» известного киногероя на сцене Дома актера продемонстрируют московские артисты авторы и исполнители в жанре авторской песни (см. на фото вверху).

Для всех участников труппы это стало первым опытом работы на театральной сцене. «Впрочем, искать аналогии с романом Семенова не стоит. Спектакль поставлен, скорее, по мотивам анекдотов про Штирлица, но радистка Кэт и пастор Шлаг там есть!» — смеется Александр Платунов.

«Урод» и «Гамлет» на грани шока
Кроме «Штирлица», уже около двух лет собирающего аншлаги в Москве настоящим событием фестиваля станет и номинант высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» спектакль «Урод» по пьесе Майенбурга в постановке Алексея Левицкого. «Спектакль поставлен в «Театре поколений», основанном некогда Зиновием Корогодским.

Сцена из спектакля «Урод»

Сцена из спектакля «Урод»

Сегодня, после возвращения в него сына Зиновия Яковлевича — Данилы Корогодского, этот театр стал одним из лидеров петербургской камерной сцены. Сам Данила, много работавший за рубежом, обладает безупречным вкусом, а потому любая постановка в «Театре поколений» становится событием», — уверен Александр Платунов.

Еще один номинант «Золотого софита» спектакль Петра Шерешевского «Гамлет.eXistenZ». «После прихода этого режиссера, Камерный театр Владимира Малыщицкого, — где и поставлен этот необычный «Гамлет», — словно бы обрел второе дыхание. — замечает Александр Платунов. — Спектакль Шерешевского на грани шока! События перенесены в куда-то в будущее, в некую технократическую эпоху!»

«Гамлет.eXistenZ» - Спектакль Шерешевского на грани шока! События перенесены в куда-то в будущее, в технократическую эпоху

«Гамлет.eXistenZ» - Спектакль Шерешевского на грани шока! События перенесены в куда-то в будущее, в технократическую эпоху

Председатель экспертного совета, уже имевший возможность увидеть все спектакли XXIII фестиваля, настоятельно рекомендует нам посмотреть и «Колино сочинение» в постановке Яны Туминой (продюсерский центр КонтАрт), и «Пеллеас и Мелизанда» по Морису Метерлинку в постановке Юрия Томашевского (Романтический театр Юрия Томашевского), а также «Чайку над вишневым садом», поставленную в театре «Особняк».

«Театр «Особняк» — это у же известное место в Петербурге, куда люди приходят в ожидании поиска и неожиданного решения. Там всегда очень интересная публика, а театр оценивается, в том числе и по ней», — говорит наш собеседник, и отмечает, что у маленьких театров есть возможность «раздробить» большие залы на вкусы и привести с собой ту публику, на которую каждый из них рассчитывает.

Александр Платунов: «Здесь не ищут коммерческого успеха. Здесь речь идет о творческом поиске, и потому на фестивале всегда хорошая драматургия, хорошая литература, нет пошлых телевизионных шуток. Здесь любят публику, которая любит размышлять: добрую, умную публику, и ее в городе немало. Поэтому наши залы всегда наполнены и среди зрителей много молодежи. «Рождественский парад» всегда находит своего зрителя».

Традиции — это прекрасно
Умная публика, которая любит размышлять — настоящий подарок для артиста и режиссера. С нею всегда приятно обсудить спектакль, что и будет сделано. На фестивале традиционно продут обсуждения увиденных работ.

Но воспитывать такую публику следует с детства. Наверное поэтому, не менее прекрасной и изысканной стала детская программа фестиваля.

«Умка» - замечательный и визуально очень красивый спектакль, изумительного художественного вкуса.

«Умка» - замечательный и визуально очень красивый спектакль, изумительного художественного вкуса.

Среди кукольных и игровых спектаклей отметим «Умку», поставленную в театре «Северная сцена» из Нового Уренгоя. «Замечательный и визуально очень красивый спектакль, изумительного художественного вкуса. Он доказывает, что можно продолжать традиции театра, лишь не надо заставлять их ветшать», — дает свою краткую рецензию петербургский театровед.

В качестве еще одного примера прекрасного продолжения старых традиций, Александр Платунов приводит и спектакль «Мафин-сыщик», созданный в московском театре «Три Лика», а также «Балладу о маленьком буксире» по одноименному произведению Иосифа Бродского Ее поставил театр «Малый» из Великого Новгорода «Театр «Малый» — это как знак качества. Поэтому он снискал уважение. Его спектакли всегда красивые и очень глубокие. Он неизменно на слуху», — комментирует Александр Платунов.

Немножко философии…
Петербургский театровед и глава содружества негосударственных театров напомнимает нам слова великого русского драматурга Александра Островского о том, что « в театре человек проживает еще одну жизнь».

Это параллельный мир, где можно отстраниться и даже посмотреть издалека на свою жизнь. Именно эту возможность, — только, пожалуй, гораздо большую, чем обычно, — и дает нам «Рождественский парад».

Фото предоставлены пресс-службой Фестиваля

Àôèøà_íîÿáðü_2014.cdr

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.