Автобусы или газобусы?

Автобусы или газобусы?
22 ноября
10:08 2016

В 2016 году из бюджета Ленинградской области было выделено 11 млн рублей на компенсации затрат по договорам лизинга при приобретении  коммунальной техники и пассажирских автобусов, работающих на газомоторном топливе. Областной автопарк такой техники неуклонно растет. Однако наряду с очевидными достоинствами газомоторного топлива эксперты отмечают и целый ряд проблем, с которыми сталкиваются такие автобусы на территории 47-го региона.

Ленобласть жмет на газ  

Многие страны сейчас ищут альтернативные источники топлива для транспорта. Например, на Западе активно продвигают электромобили. Однако даже самые современные аккумуляторы на морозе быстро разряжаются. Поэтому правительство России несколько лет назад приняло решение  переориентировать наш транспорт на газомоторное топливо.

По подсчетам специалистов, экономия от замещения метаном нефтяного топлива может составить от 30% до 50%. Ведь в природный газ при всем желании не подмешаешь дешевых, но вредных для техники эрзацев. Поэтому при его использовании необходимость менять масло в двигателе будет возникать значительно реже.

Одно из главных преимуществ автобусов с двигателями на метане — высочайшая экологичность. При работе на природном газе вредные выбросы оксида углерода в атмосферу снижаются в 3 раза, а задымленность – в 9 раз. Это топливо не выделяет сажи, в выхлопах — только углекислый газ и вода.

Первые 4 современных «газовых» автобуса Ленобласти были закуплены еще в июле 2011 года. В рамках федеральной программы перевода пассажирского транспорта на газомоторное топливо Волховский и Бокситогорский район тогда приобрели автобусы марки «ПАЗ», на которых установлены новые газовые двигатели, работающие на метане. Сейчас в Ленобласти уже более сотни пассажирских автобусов, основным топливом которых является природный газ. Этот экологически чистый и потенциально очень рентабельный транспорт осуществляет перевозки на маршрутах Бокситогорского, Ломоносовского и Тосненского районов.

Еще осенью 2015 года областные чиновники уверенно прогнозировали, что половина всех видов транспорта, который обслуживает социальную сферу, коммунальное и сельское хозяйство Ленобласти, к 2017 году станет газомоторным. Сейчас оптимистических реляций заметно поубавилось, хотя работа в этом направлении не прекращается, а региональный бюджет по мере возможностей ее финансирует. Однако масштабный перевод автотранспорта на весьма перспективное топливо столкнулся с рядом объективных проблем.

Не радужные перспективы транспорта на «голубом топливе»

«Наше предприятие не включили в государственную программу субсидирования закупок газомоторной техники, но, откровенно говоря, мы об этом не жалеем, — призналась председатель первичной профсоюзной организации АООТ «Киришские пассажирские автотранспортные перевозки» Вера Рукавишникова. – На данный момент об экономии от использования газомоторных автобусов говорить не приходится. Во-первых, они примерно на миллион рублей дороже, чем обычные автобусы. Дополнительные траты необходимы из-за повышенных требований по их безопасной эксплуатации. Да, газ дешевле, чем бензин или дизельное топливо, но ведь и он за последние годы основательно подорожал».

Автотранспортным предприятиям, которые переходят на газомоторное топливо, дороже обходится не только приобретение подвижного состава. Приходится также основательно вкладываться в переобучение водителей и специалистов, работающих с газовыми автобусами. Кроме того, уже закупленные автобусы недостаточно приспособлены для перевозок пожилых людей, инвалидов, родителей с маленькими детьми. По оценкам экспертов, переоборудовать их соответствующим образом технически невозможно. Если же закупить более «социальный» подвижной состав, это – опять дополнительные траты.

Одной газовой заправки хватает на 300 км пути. Однако скорость таких автобусов меньше, они дольше разгоняются. Как отмечает Вера Рукавишникова, заправка газовых автобусов занимает больше времени, чем обычных. А потерянное время для любого коммерческого предприятия оборачивается недополученной прибылью.

Несомненное достоинство газомоторного топлива – безвредность для экологии. Впрочем, самые современные автобусы на дизельном топливе уже оборудованы двигателями, которые полностью соответствуют высочайшим экологическим стандартам. Весьма сомнительны и уверения в полной безопасности газового топлива. «Самоподрыв» техники, работающей на природном газе, все же случается.

Пожалуй, самым большим препятствием для масштабного перевода транспорта на газомоторное топливо отсутствие необходимого количества заправочных станций. Их в Ленобласти (да и в Петербурге) можно пересчитать по пальцам. До 2023 года компания «Газпром газомоторное топливо» планирует построить на территории 47-го региона еще 11 стационарных газовых заправок для транспорта, работающего на газе. Достаточно ли окажется такого количества – большой вопрос.

Вероятно, в обозримом будущем повышенным спросом будут пользоваться автобусы, которые могут работать, как на газе, так и на бензине. Их заправку должны обеспечивать многотопливные автозаправочные станции. У таких универсальных автобусов одно очень важное преимущество. В случае необходимости он может переходить с одного вида топлива на другое.

Об авторе

Михаил Кореневский

Михаил Кореневский

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.