Он встречает рассветы с любимым городом

Он встречает рассветы с любимым городом
28 октября
10:26 2016
30 октября — День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта

С Алексеем Солонским — водителем автобусного парка №1 — старейшего в Северной столице — мы познакомились накануне 90-летия автопредприятия, которое отмечалось в сентябре. Алексей Николаевич тогда поведал много историй из своей долгой водительской биографии — и забавных, и поучительных. О некоторых из них я уже упоминала в своем материале, посвященном юбилею автопарка. Но трудовой путь Солонского настолько интересен, что заслуживает отдельного рассказа. Тем более, и повод есть — в последнее воскресенье октября автомобилисты России будут отмечать свой профессиональный праздник.

Начнем с того, что Алексей Николаевич — старейший водитель первого автобусного. В этом году исполнилось полвека, как он впервые вошел в проходную автопарка. Было в ту пору нашему герою 25 лет. Несмотря на молодость, горя и испытаний он уже хлебнул немало. Страшное, голодное блокадное детство (родился Алексей Солонский накануне Великой Отечественной), нелегкая послевоенная юность, служба в армии, тяжелая работа. Впрочем, слово самому герою.

«Сразу после демобилизации из армии я устроился работать водителем грузовика. Водил тяжелый МАЗ. Сегодня такие можно увидеть разве что на задних дворах автопредприятий, в музеях, да в старых советских кинофильмах. Командировки были по всему СССР. Неблагодарная работа — в пути по 10-12 часов, проселочные дороги, грязь непролазная, одежда — фуфайка да резиновые сапоги. Мечтал о более комфортных условиях и когда появилась возможность устроиться водителем городского автобуса, раздумывать не стал, — вспоминает собеседник. — В первом автобусном понравилось сразу все. Чистота и порядок на территории, новые автобусы, четко организованная работа — сменщик приходил минута в минуту. Да и водить автобус по улицам такого красивого города, как Ленинград, каждый день любоваться его видами, это же здорово….»

Однако большую часть своей трудовой биографии — 35 лет — наш герой посвятил работе на междугородних рейсах. Что, между прочим, в первом автобусном считалось более престижным (хотя, как ни странно, получали водители «межгорода», по воспоминаниям Солонского, меньше, чем те, кто работал на городских маршрутах). А как же не престижно? Ведь рейсы были, в том числе, и в республики Прибалтики, которые в те годы для советских граждан считались практически «заграницей». Увидеть красоты Риги, Таллина, Вильнюса, Клайпеды и других прибалтийских городов мечтали многие, и водители-«междугородники», которым эта возможность выпадала регулярно, неофициально именовались среди коллег «белой костью». Поэтому и требования к ним предъявлялись повышенные: и к профессионализму, и к общению с пассажирами, и к «дресс-коду» — обязательной была белая рубашка.

Частенько возил наш герой и туристические группы. В одной из таких поездок — во время экскурсии студентов-фармацевтов на «Дорогу жизни» — познакомился со своей будущей женой. По воспоминаниям Солонского уж очень он — водитель экскурсионного «Икаруса-люкс»-  девушке-студентке понравился — в белой рубашке, загорелый, вежливый, обаятельный.

img_8098Во времена перестройки, когда открылись регулярные рейсы в Финляндию, Солонский стал одним из первых, кто попал уже в «настоящую заграницу». В один из таких рейсов с нашим героем произошел случай, который сегодня он вспоминает с улыбкой. Но тогда было не до смеха… «На обратном пути, в районе Выборга сел аккумулятор. Ни фары не работают, ни печка, ни свет в салоне. До Питера еще больше 100 километров, зима, темнота, мороз… Как ехать? Помогла смекалка — на трассе ориентировался по… елкам, что по обочинам растут, старался держаться аккурат между ними, если чувствую, что машину трясти начинает, значит съехал на обочину, выправился и — дальше».

К сожалению, аварии на междугородних рейсах, хотя и редко, но бывали. Вспоминает собеседник еще об одном таком случае, что произошел в рейсе на Великий Новгород. «На трассе оторвалось колесо у автобуса, никто из пассажиров не пострадал, но колесо унесло метров на 50 от дороги в поле. А дело опять же зимой было. Пришлось идти за ним по пояс в снегу, потом тащить его на себе на трассу, а вес у колеса «Икаруса-люкс» немного-немало — 80 килограммов. Несколько часов ждали другого автобуса, на который пересадили пассажиров, а нас потом отбуксировали в парк», — рассказывает Солонский.

«Как-то в рейсе (уж и не помню, куда мы ехали), попали в страшный гололед, автобус разворачивало, как на катке, ехать невозможно. Тогда мы с напарником вот что придумали: я вышел из салона, плечом поддерживал машину, а напарник медленно и аккуратно вел. В это трудно поверить, но как-то выкарабкались», — вспоминает собеседник.

К чести Алексея Солонского скажем, что во всех ЧП, что произошли с ним в его долгой водительской биографии, не пострадал ни один пассажир, да и сам он остался цел и невредим. «Мне всегда Бог помогает, — уверен ветеран. — Не зря меня Алексеем зовут, оберегает меня мой святой — Алексий — человек Божий».

Сегодня старейший водитель первого автобусного работает на городском маршруте № 157 «Улица Малая Балканская — станция метро «Ломоносовская». К машине своей — автобусу марки «Волжанин» относится как к верному и надежному другу — следит и бережет. За столько лет работы он уже научился определять поломки своего «железного напарника» интуитивно, на слух, причем «симптомы» чувствует еще за несколько дней до того, как машина окончательно «заболеет». «Как только вижу, чувствую, что с автобусом что-то не так, сразу сообщаю ремонтной службе. Поэтому ремонтируют меня быстро. И за малые простои на ремонте доплату получаю. И машине хорошо, и мне денежная прибавка».

Для него не в тягость ранний подъем: на первую смену нужно вставать в 4 утра. Наоборот, признается собеседник, приятно ехать по еще пустому городу, видеть, как просыпаются улицы, как входят в салон первые пассажиры. Он привык встречать рассветы вместе с Северной столицей.

Глядя на этого подтянутого, бодрого человека с трудом верится, что ему уже 75… Секрет своей молодости он объясняет просто: с детства дружит со спортом, соблюдает режим («спать ложусь не позже 10 вечера»), а в отпуске регулярно ездит в санаторий на Азовское море. Любит ходить в бассейн, половину стоимости абонемента в который, кстати, оплачивает первичная профорганизация автопарка, в ряды которой он вступил еще полвека назад — как только начал работать в первом автобусном.

«Алексей Николаевич — наша гордость. Человек с огромным опытом, которым он щедро делится с молодежью, — говорит председатель профкома первого автобусного парка Татьяна Маркова, которая, кстати, и познакомила автора этих строк с ветераном Солонским. — Дай Бог ему еще долгих лет работы».

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.