Задача — сохранить льготы и компенсации

Задача — сохранить льготы и компенсации
20 октября
12:27 2016

Для представителей многих сфер деятельности, увы, не секрет, что вступивший в силу 1 января 2014 года закон «О специальной оценке условий труда» содержит %d0%b0%d1%80%d1%82%d1%8e%d1%85%d0%b8%d0%bd
серьезные недоработки, позволяющие работодателю на законном основании экономить на льготах и компенсациях, ни вкладывая при этом средств в реальное улучшение условий труда. Нередко защитить интересы трудящихся может лишь профсоюз, готовый твердо отстаивать свою позицию, умеющий грамотно вести переговоры с администрацией. О том, как проходит процесс спецоценки на одном из крупнейших предприятий города — Ленинградском металлическом заводе, входящем в состав ОАО «Силовые машины» — рассказывает председатель профкома ЛМЗ Виталий Артюхин.

Виталий Дмитриевич, как проходит спецоценка на ЛМЗ?
Кампания по спецоценке на ЛМЗ стартовала в начале этого года и сейчас еще продолжается. Было оценено 1700 рабочих мест — это 60 процентов от общего количества. Примерно на 40 процентах рабочих мест ранее была проведена аттестация, результаты которой, в соответствии с законом, действительны в течение пяти лет.
По результатам спецоценки под угрозой оказались льготы и компенсации большинства работников, в том числе — представителей основных производственных специальностей, таких, как элеткросварщики, обрубщики, шлифовщики. Работникам могли уменьшить дополнительный отпуск, прекратить выдавать молоко. При этом условия труда остались прежними, абсолютно никаких изменений не происходило! Понятно, что работодатель всегда рад сэкономить на гарантиях, тем более — когда представляется возможность сделать это законно.

Удалось ли профсоюзу защитить интересы работников?
Профсоюзу пришлось проявить твердость. В результате был достигнут компромисс — фактически для всех, кто работает сейчас, льготы и компенсации были сохранены в прежнем объеме. Соответствующий пункт будет включен и в новый коллективный договор, над подготовкой которого мы сейчас работаем. Однако на новых работников эти гарантии уже не будут распространяться. Сделаю уточнение: нам удалось сохранить льготы и компенсации для 90 процентов коллектива. Среди утративших их — в основном временные работники. Также в отношении очень небольшого количества (5-6 человек) мы согласились с отменой или уменьшением льгот, поскольку условия их труда действительно улучшились — изменилась технология, были установлены более совершенная вентиляция.
Конечно, это не совсем нормальная ситуация, когда люди работают в одинаковых условиях, но у одних есть льготы и компенсации, у других — почему-то нет. Профсоюз пытается договориться с администрацией о том, чтобы эти гарантии распространялись и на новых работников, но пока это не удается — мы получаем категорический отказ.
Была и еще одна проблема, которую нам удалось решить. На нескольких рабочих местах во время измерений было включено не все оборудование, которое обычно работает, является источником шума и вибрации. Дело в том, что в этот период некоторые цеха простаивали. Разумеется, это отразилось и на результатах. Мы добились повторного проведения спецоценки для этих рабочих мест.

Ваша личная оценка закона «О специальной оценке условий труда»? Как профсоюз должен действовать в сложившейся ситуации?
Система, действовавшая еще с советских времен была основана на перечне профессий, для которых предусматривались соответствующие льготы. И сложившаяся система никак не стимулировала работодателя к улучшению условий труда. Ведь цель все же не в том, чтобы рабочему выдали молоко, дали дополнительный отпуск, но он так и продолжал портить здоровье без всяких перспектив улучшения условий труда. Закон должен стимулировать собственника, администрацию внедрять новые технологии, новые средства защиты.
Однако конкретно этот новый закон, вроде бы призванный решить эту задачу, на деле позволяет работодателям срезать льготы, ничего при этом не изменяя. То есть эффект, по сути, оказался противоположным. И во многих случаях сохранить прежние льготы и компенсации можно лишь закрепив их в коллективном договоре. А такая задача по зубам только сильной первичке.
Конечно, закон нуждается в корректировке с учетом специфики различных сфер деятельности. Но в отношении машиностроения это очень сложный процесс, который, даже если будет запущен, займет много времени. Нужны серьезные исследования, множество измерений, необходимо привлекать ученых, медиков-специалистов по гигиене труда.
И сейчас, в данных условиях, задача профсоюза — максимально сохранить льготы и компенсации на каждом из предприятий, где есть наша первичка.

Пользуясь случаем, задам вопрос о ситуации на ЛМЗ, событиях и изменениях произошедших за последние месяцы.
Положение завода — стабильное. Но, как и многие другие предприятия, мы испытываем определенные сложности, связанные с недостатком заказов, неполной загрузкой производства. Впрочем, есть и позитивные моменты. В сентябре была завершена работа над турбиной для тепловой электростанции в Финляндии.
В августе президент России Владимир Путин в режиме телемоста вместе премьер-министром Индии Нарендрой Моди принимал участие в торжественной церемонии ввода в строй первого энергоблока индийской АЭС Куданкулам. Напомню, что турбины для первого и второго энергоблоков делали на ЛМЗ, и индийцам они очень понравились — характеристики оказались даже выше рассчетных Теперь мы будем делать турбины для треьего и четвертого энергоблоков. Для нас это это очень значимый заказ.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.