Все лиры будут в гости к нам

Все лиры будут в гости к нам
12 октября
13:13 2016

Услышать вживую игру виртуозов, приобщиться к тайнам их мастерства на открытых мастер-классах, стать свидетелем мировых премьер, открыть для себя неизвестные ранее сочинения русских классиков, насладиться звучанием испанской гитары и японских шамисэнов… Все это, и еще многое другое станет возможным с 22 по 29 октября, когда на берегах Невы откроется XVI фестиваль «Международная неделя консерваторий», и в Петербург прибудут представители 15 высших школ музыки из 14 стран. Одно из центральных событий этого уникального фестиваля — петербургская премьера оперы Сергея Слонимского «Король Лир».

«Идея фестиваля, представляющего различные высшие школы музыки, в том, чтобы смело двигаться сразу во многих направлениях, оставаясь, при этом, в пространстве академической музыки», — говорит Лидия Волчек, директор и автор идеи «Международной недели консерваторий».

Исполнителей ждут на концертах, педагогов и студентов – на мастер-классах, ученых – на лекциях и конференциях, продюсеров – на семинаре по музыкальному менеджменту.

То же самое можно сказать и о слушателях. Каждый из них найдет то, что ему интересно: джаз, кроссовер, этническую и старинную музыку. Но стержнем всего музыкального форума, конечно же, остается классика. От Моцарта до Прокофьева, Шостаковича и нашего современника Сергея Слонимского.

Свершилось!
Кстати, — и это едва ли не главное фестивальное событие этого года — впервые в Петербурге прозвучит опера Слонимского «Король Лир». Сам живой классик, профессор Петербургской консерватории ждал этой постановки 16 лет. Ее премьера состоится в Эрмитажном театре 28 октября. За дирижерский пульт встанет глава консерватории, виолончелист и дирижер Алексей Васильев.

«Театральная постановка осуществлена силами студентов в интересном формате drama per musica. Это почерпнуто из античного театра. Там даже есть «зрители», которые принимают участие в спектакле», — рассказывает маэстро. – Партитура интересна тем, что это будет не традиционный оркестр, а такой, где все инструменты – действующие лица. По сути – это ансамбль солистов. Каждому персонажу сопутствует голос своего инструмента».

Организаторы отобрали лучших из лучших студентов, которые встанут плечом к плечу с опытными солистами, выпускниками старейшего музыкального вуза России. По всем признакам, уверен Алексей Васильев, это событие должно стать историческим. Посвящено оно 400-летию со дня смерти Уильяма Шекспира. Режиссер-постановщик спектакля – Артем Вольховский, творческий руководитель – народный артист России, профессор Станислав Гаудасинский.

Исторической должна стать и премьера юношеских сочинений Сергея Прокофьева. «Это фуги, написанные еще никому не известным студентом консерватории. Их нашли совсем недавно, и никто этих произведений еще никогда не слышал», — отмечает Лидия Волчек.

Внимание к В. А. Моцарту и Д. Д. Шостаковичу, чьи сочинения будут звучать на открытии, также обусловлено круглыми датами. В этом году исполняется 260 лет со дня рождения Моцарта и 110 лет со дня рождения Шостаковича — выпускника Петербургской консерватории. К 125-летию со дня рождения еще одного выпускника Петербургской консерватории, С.С. Прокофьева, состоятся научная конференция, документальная выставка и презентация издательского проекта «Прокофьев в Петербурге».

«Празднуя юбилеи наших великих выпускников, мы отмечаем, прежде всего, свои праздники, — уверена Лидия Волчек. – Это послание адресовано нашим студентам».

Невозможное возможно
Одна из задач фестиваля – знакомить публику с музыкантами, которые ранее не приезжали в наш город. 25 октября в рамках концертного марафона «Viva ensemble» на сцене Малого зала Филармонии состоится выступление знаменитого «Altenberg Trio» из Австрии и виртуоза игры на испанской гитаре, корейца Теон Чо, представляющего Мадридскую королевскую консерваторию. 27 октября на этой же сцене, благодаря искусству музыкантов из Токийского университета искусств, зазвучат старинные шамисэны (щипковые трехструнные инструменты). Сразу после японской музыки, будут представлены современные вокальные сочинения в исполнении английской певицы Линды Херст, декана вокального факультета новой для фестиваля школы – Консерватории Тринити Лабан вЛондоне. Затем публику ждет встреча с американскими музыкантами. На сцену выйдут виолончелист Амит Пелед из Консерватории Пибоди в Балтиморе и пианистка Норин Кэсседи-Полера, представляющая Джульярдскую школу музыки.

Не менее звездной будет и джазовая программа в Концертном зале Мариинского театра: 23 октября там выступит всемирно известное «Możdżer Danielsson Fresco Trio». Поляк Лешек Можджер (фортепиано), швед Ларс Даниельcсон (контрабас) и Зохар Фреско (перкуссия) из Израиля еще раз продемонстрируют, что джаз, давно приобретший черты академического жанра, по-прежнему любим петербургскими слушателями.

Личность
«Фестиваль обладает определенной драматургией, и мы четко просчитываем его кульминационные точки таким образом, чтобы интерес публики не угасал в течение всего проекта», — делится секретами Лидия Волчек. Центральной фигурой «Недели консерваторий» всегда является личность музыканта, во всех своих ярких творческих проявлениях.

В этом году – центральная фигура фестиваля — Давид Герингас, знаменитый литовский виолончелист, дирижер и педагог, Почетный доктор Литовской академии музыки и театра.

Уже много лет фестиваль продолжает добрую традицию – присвоение звания Почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории за выдающиеся заслуги в сфере музыки. На открытии «Недели консерваторий» 22 октября в Большом зале Филармонии Давиду Герингасу будут торжественно вручены диплом и мантия Почетного профессора. В исполнении маэстро прозвучит Первый виолончельный концерт Шостаковича. За дирижерским пультом — еще один прославленный выпускник нашей консерватории — Василий Синайский.

С Давидом Герингасом на фестиваль приезжает целый десант именитых литовских музыкантов. Это Павел Гюнтер, известный перкуссионист, струнный квартет «Art Vio» и фортепианное трио «Fort Vio». Они участвуют в двух концертах фестиваля: 23 октября в Мариинском театре-2 оба коллектива выступят вместе с Павлом Гюнтером и сыграют множество премьер камерных произведений, ни разу не звучавших в нашей стране, 24 октября в Шереметевском дворце Давид Герингас и его коллеги из Литовской академии вновь будут представлять премьеры новых сочинения. «Ввести в концертный обиход музыку, которая никогда в России или в Петербурге не исполнялась –еще одна цель нашего проекта. И поэтому мы обращаемся к нашей публике: в каждом событии фестиваля есть то, что пропустить нельзя. Это прозвучит единожды и больше не повторится», – подчеркивает Лидия Волчек.

Взаимопроникновение культур
«Студентов консерватории и всех, кто интересуется тем, как «делается» музыка, ждет еще одна очень важная часть нашего фестиваля – мастер-классы», – говорит Лидия Волчек.

На фестиваль приезжают маститые музыканты, представляющие национальные исполнительские школы, а также зарубежные профессора, кто волею судеб впитал многообразные исполнительские традиции. Так, пианист Александр Целяков, окончивший Московскую консерваторию, стал ведущим музыкантом Канады, а профессор Королевской консерватории Мадрида Ана Комесанья – дочь выпускницы Ленинградской консерватории Полины Котлярской. Что они привезут нам: русскую или канадскую, испанскую школы? Или это будет сплав, взаимопроникновение национальных культур, когда рождается что-то новое?

В рамках фестиваля, как всегда, мы предлагаем и открытые лекции. Профессор из Милана Лоренцо Гиельми расскажет о старинной органной музыке. Его коллега из Франции — признанный лидер своего поколения в органной импровизации Давид Кассан – проведет мастер-классы для наших студентов.

Для студентов консерватории и воспитанников других вузов будет также организован международный образовательный семинар по музыкальному менеджменту, тема которого «Продвижение молодых специалистов на музыкальных рынках Европы, Азии и США» сегодня крайне важна для молодых музыкантов.

«Говорят, что сейчас происходит девальвация вкуса и ослабевает интерес к академической музыке, но каждый год организаторам «Недели консерваторий» удается привлечь к ней внимание, – резюмирует Лидия Волчек. — Яркая и разнообразная музыка, звучащая в концертной программе фестиваля, удовлетворит вкус самой искушенной петербургской публики».

Лидия Волчек, директор фестиваля «Международная неделя консерваторий»: «В 2001 году в консерватории закончилась реставрация Малого зала имени А. К. Глазунова, который был до этого крайне запущен: трещины в стенах, сквозь которые ночью в зал проникал свет, молчавший 20 лет орган. Чтобы получить грант Всемирного банка реконструкции и развития, нам пришлось осваивать многое. Это было настоящим «путешествием дилетанта», ведь только музыкант, несведущий в реставрационных технология и в бухгалтерских премудростях, мог отважиться на такое. Когда же реставрация зала подходила к завершению, я предложила В. А. Чернушенко, который тогда был ректором консерватории, отметить это событие чем-то по-настоящему особым. Так родился этот фестиваль, без которого уже нельзя представить себе жизнь старейшей консерватории России и музыкальную культуру Санкт-Петербурга, уникальный проект, впервые объединивший 16 лет назад не только концертную, но и научно- образовательную программы. В первом фестивале участвовали 6 консерваторий, в этом году их 15. А всего за прошедшие годы в рамках фестиваля было презентовано более 250 высших школ музыки из 37 стран мира».

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.