История — не только школьный предмет

История — не только школьный предмет
05 октября
09:30 2016

История… Без ее понимания, ощущения причастности к ней не может сформироваться полноценная личность, гражданин. И трудно переоценить здесь роль учителя — капитана в бурном море фактов, гипотез, суждений. Как пробудить в детях интерес к прошлому своей страны и всего человечества? Как говорить с ними о сложных моментах отечественной истории, по отношению к которым общество по прежнему остается разделенным?

Об  этом и о других важных вопросах в канун Дня учителя корреспондент «Площади Труда» побеседовал с учителем истории Гимназии №116 Приморского района Санкт-Петербурга Ильей Демаковым. Несмотря на свой относительно небольшой учительский стаж, он окончил аспирантуру Российской академии наук, а также стал победителем Всероссийского конкурса молодых педагогов «Педагогический дебют», победителем конкурса на получение премии Правительства Санкт-Петербурга «Лучший учитель образовательного учреждения», лауреатом Премии Президента РФ.

Илья Сергеевич, с чего начинался Ваш путь в профессию?
Я родился в 1987 году. Закончил Санкт-Петербургский государственный университет сразу по двум специальностям — я историк и филолог, переводчик с немецкого в сфере профессиональной коммуникации. После окончания университета пришел в школу, работаю здесь семь лет, и никогда не жалел о своем выборе. Когда я начинал свой путь учителя, моим наставником стал – и остаётся им до сих пор – учитель истории Сергей Александрович Букинич. Своим профессиональным ростом я обязан именно ему. Убежден, что институт наставничества необходим в школе, молодому педагогу не обойтись без совета, поддержки опытного коллеги, за плечами которого десятилетия работы.

Как воспринимают историю сегодняшние школьники? Удается ли увлечь, заинтересовать их?
Среди учителей истории стало традицией жаловаться на нехватку часов. Сейчас у нас два урока в неделю. Действительно, это немного; два успеваешь рассказать, дать задание, опросить детей. И все же восприятие детьми истории зависит не от количества уроков, а от профессионализма учителя. С ними нужно говорить, спорить, давать им возможность проявить свою позицию, почувствовать, что история — это не только школьный предмет. Помните советский фильм «Доживем до понедельника», где учителя истории играет Вячеслав Тихонов? Там он ведет урок истории, обсуждает с детьми исторический эпизод. Но урок построен так, что в дискуссии отражаются личные переживания детей, реальная проблема, с которой они только что столкнулись в своей жизни.
Это с одной стороны, другое важное обстоятельство заключается в том, что у нас короткая историческая память. Дети от мала до велика знают, что первым полетел в космос Юрий Гагарин, искренне гордятся этим. Об этом им рассказывали в семье, и это хорошо. Но так обстоит дело с историей последних 50-70 лет – два-три поколения, не дальше. О более ранних периодах истории ребенок часто имеет очень смутное представление. Например, об Отечественной войне 1812 года молодой россиянин скорее всего и не узнает до тех пор, пока ему об этом не расскажут в школе! И это не проблема приоритетов: невозможно же поставить вопрос о том, что важнее – гагаринский старт, или день Бородина! Дело в том, что мы не чувствуем 12 веков отечественной истории как личный культурный багаж. Вот это-то накладывает на учителя истории особую ответственность.

Детям какого возраста Вам интереснее всего преподавать?
Мне приходилось работать с ребятами разных возрастов — от 4 до 11 класса. Интересно со всеми, но любимый курс – в 7 классе. Я думаю, в этом возрасте живой интерес к расширению кругозора ещё не уступил место практическим интересам, вроде подготовки к ЕГЭ. К тому же на 7-й класс приходятся самые замечательные сюжеты: Смутное время, эпоха Петра Великого, век Екатерины II; а из курса всеобщей истории на 7 класс приходятся Елизавета Тюдор с пиратами, кардинал Ришелье с мушкетёрами, Французская революция, а ещё великие открытия – от плавания Колумба до философии Канта. К этой эпохе относится, кстати говоря, и тема моей диссертации, посвященной Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Гимназия, в которой вы работаете, с гуманитарным уклоном, и наверное есть дети увлеченные историей, желающие заниматься дополнительно, углубленно?
Конечно, есть увлеченные, с ними я занимаюсь дополнительно. В одном из направлений школьники готовятся к олимпиадам по истории. Несколько раз мои ученики 002побеждали на заключительном (федеральном) этапе всероссийской олимпиады школьников. Второе направление называется «Ломоносовский семинар», в нем дети занимаются исследовательской работой, работают с подлинными историческими документами. У нас много партнеров — Президентская библиотека, Санкт-Петербургский университет, Государственный литературный музей. Работы школьников, посвященные Ломоносову, его вкладу в различные области знаний, ежегодно побеждают на многих городских конкурсах. В прошлом году наибольший интерес коллег и жюри городских конкурсов привлекла работа «Какого цвета оды Ломоносова». Она посвящена возможности приложения методов естественных наук в гуманитарном исследовании. Вообще на таких междисциплинарных работах мы стараемся специализироваться.
Во время подготовки к 300-летию со дня рождения Михаила Ломоносова руководство Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, ознакомившись с нашими работами, предложила моим ученикам принять участие в разработке концепции выставки, посвященной Ломоносову. Это было для нас — и для меня, и для учеников — большой честью, серьезным признанием нашей работы.

Как показали ожесточенные дискуссии в Интернете и СМИ вокруг доски адмиралу Колчаку, общество у нас по-прежнему достаточно сильно поляризовано, расколото на «красных» и «белых». Как Вы рассказываете детям о сложных моментах истории, вызывающих неоднозначную оценку?
Детям свойственно обостренное восприятие. Вообще за время работы в школе у меня сложилась убеждённость, что учитель должен ясно обозначить личный взгляд на
историческую проблему. Думаю, нам следует воспитывать критическое мышление, создавать условия, в которых для ребёнка будет совершенно естественно иметь и представлять своё мнение. Учитель в этом послужит примером. Главное, говорить с учениками, воспринимая мнения как равные. Часть детей не согласится с позицией учителя, и в ходе дискуссии только укрепится в своих взглядах, подберет соответствующие доводы самостоятельно. Другие же получат аргументы для будущих дискуссий.

Традиционный вопрос — о ближайших профессиональных планах?
Мы готовимся к 50-летию нашей гимназии. Гимназия в самом деле – не просто стены, это среда в которой проходит большая часть активного времени наших детей. Я думаю, именно в этом особенность петербургской педагогики – воспитание средой. К ней, к традициям, к своему ближайшему окружению я хотел бы обратить мои учеников.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.