Быть учителем значит…

Быть учителем значит…
04 октября
17:48 2016

Войны выигрывают не полководцы, а школьные учителя. Так некогда говорил Отто фон Бисмарк, имея в виду колоссальную роль педагога в воспитании и формировании человеческой личности. А какое место занимает учитель в современном обществе. Оценен ли его труд по достоинству? Об этом, в преддверии Дня учителя, мы беседуем с Владимиром Кузнецовым, председателем Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Владимир Кузнецов

Владимир Кузнецов

— На днях в Сочи состоялся Всероссийский семинар-совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и председателей региональных организаций Общероссийского Профсоюза образования. В его работе приняли участие министр образования и науки РФ Ольга Васильева, первый заместитель министра Наталья Третьяк и целый ряд высокопоставленных чиновников. Как один из участников семинара, что Вы можете сказать о перспективах отрасли? Как оцениваете деятельность нового министра?

— Сразу скажу, что на семинаре рассматривались практически все вопросы, так или иначе касающиеся учителей. Это и методическое обеспечение, и условия труда, и распределение рабочего времени, а также излишняя загрузка педагога «бумажной работой».

Замечательно, что в своем выступлении Ольга Васильева заявила: ее главная цель — это создание нормальных условий для работы учителя и оптимального психологического микроклимата внутри образовательных учреждений. По словам министра, на педагога следует обратить первоочередное внимание. Уже выпущено новое письмо министерства, где предписывается значительно сократить объем составляемых учителем всевозможных отчетов, графиков и так далее.

Много внимания министр уделила и вопросу снижения педагогической нагрузки, в то же время подтвердив требование об индексации зарплаты педагогов в новом году, несмотря на кризис.

Особенно порадовало, что Ольга Васильева призвала своих подчиненных на всех уровнях решать вопросы, касающиеся условий труда, быта и материального обеспечения работников отрасли в тесном сотрудничестве с профсоюзом. Начиная от Центрального совета, и далее в регионах с территориальными и районными организациями. Без профсоюза решения в этой сфере приниматься не должны. Такое я слышу от министра впервые за многие годы!

То что это не просто слова, подтверждает намерение Ольги Васильевой выйти с предложение о переносе сроков введения стандарта профессионального образования с 1 января 2017 года на более поздний срок. Там возник ряд серьезнейших вопросов, с которыми не согласен профсоюз и наше совместное обсуждение этого профстандарта будет продолжено.

Заявление министра о том, что образование — это не услуга, и от такого его понимания следует отойти, также вселяет оптимизм. Конечно, это будет трудно, поскольку термин «образовательные услуги» уже внедрен в сознание и в экономику. Но радует, что человек понимает — образование это основная обязанность общества для воспитания детей в нормальных условиях, а вовсе не услуга.

По многим вопросам у Ольги Васильевой очень прогрессивные взгляды и желания, но сразу воплотить их в жизнь будет сложно. В том числе и потому, что есть противники в том же Минфине. Они выступают против индексации зарплат, за дальнейшую «оптимизацию» отрасли, предполагающую лишь сокращение рабочих мест и образовательных организаций.

И это при том, что в России на образование расходуется 4% от бюджета, тогда как во многих других странах свыше 20%. Не знаю насколько удастся продавить в жизнь то, что задумала новый министр, но это хорошо.

— Надеемся, что эти меры поспособствуют повышению престижа профессии учителя. Кстати, как вы оцениваете  сегодня его социальный статус? Престижно ли быть учителем?
— Статус учителя, заметно вырос по сравнению с предыдущими десятилетиями. Главным образом, благодаря экономическим факторам. Нет больше такого огромного числа вакансий перед началом нового учебного года. Молодежь, окончив вузы идет на работу в школы.

А ведь еще сравнительно недавно, в 90-е годы, средняя зарплата в школе была 6 тысяч рублей , потом в «нулевые» — 16. Сейчас это уже 46 тысяч в городе и около 40 тысяч в Ленинградской области. Хотя, эти показатели сложные…

— А в чем его сложность?
— Он не просто сложный, но даже лукавый! Ведь сюда входят и работа на полторы, а то и две ставки, и классное руководство. Мы сегодня подымаем вопрос о том, что средняя зарплата должна подразумевать работу на одну ставку, то есть 36 часов в неделю.

Наш анализ показывает, что в подавляющем большинстве случаев, педагог работает не 36 часов в неделю, а 52 — 54 часа. Как он может нормально подготовиться к занятию при такой нагрузке? Его нужно освободить  от необходимости работать на полторы и более ставок.

Для этого надо лишь предусмотреть нормальное финансирование. Но вот тут-то труднее всего. Так как сейчас финансирование наоборот «срезают», и первые кто попадает под этот удар — медицина, культура и образование.

Хотя тут же видишь: там столько-то миллиардов не использовали, там столько-то украли,там у одного руководителя на квартире нашли миллиарды. Вопрос не в отсутствии денег, а всего лишь в неумении их рационально использовать.

— А что еще способствует повышению престижа профессии?
— Различные социальные блага, которые сегодня отражены в законодательстве Петербурга и Ленобласти. В обоих регионах существуют дополнительные денежные выплаты молодым специалистам. Ежегодно каждому из них выплачивается 50 тысяч рублей в течение первых лет работы в школе.

В Ленинградской области педагогам помогают быстрее и дешевле обзавестись жилплощадью. Ряд муниципальных районов выделяют квартиры учителям в новых домах. В Петербурге для молодых учителей на 50% снижена плата за проезд в общественном транспорте. И еще многое другое.

Помимо материальных благ, еще раз замечу, что разговор об освобождении учителя от бумаготворчества для непосредственной работы с детьми идет сегодня на самом высоком уровне. Это тоже показатель того, что статус педагога становится все весомее. Государство сегодня понимает всю важность учительского труда. Об этом свидетельствуют и слова министра образования, которая особо подчеркивает: школа должна не только учить, но и воспитывать человека.

фото автора и из архива ПТ

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.