Теги

1 Мая Александр Беглов Александр Дрозденко Александр Миронов Бах Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Дворец Труда Дмитрий Чернейко Евгений Макаров Екатерина Слепнева ЖКХ ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Минимальная заработная плата Михаил Шмаков Нина Леонтьева Орган Площадь Труда Профсоюз работников здравоохранения РФ Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Сергей Максименко Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР Форум Труда детский отдых защита прав работников в период пандемии коронавируса классика коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость охрана труда первичная профсоюзная организация профсоюз профсоюзы социальное партнерство

Календарь

Октябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Подписаться на новости

Быть учителем значит…

Быть учителем значит…
04 октября
17:48 2016

Войны выигрывают не полководцы, а школьные учителя. Так некогда говорил Отто фон Бисмарк, имея в виду колоссальную роль педагога в воспитании и формировании человеческой личности. А какое место занимает учитель в современном обществе. Оценен ли его труд по достоинству? Об этом, в преддверии Дня учителя, мы беседуем с Владимиром Кузнецовым, председателем Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Владимир Кузнецов

Владимир Кузнецов

— На днях в Сочи состоялся Всероссийский семинар-совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и председателей региональных организаций Общероссийского Профсоюза образования. В его работе приняли участие министр образования и науки РФ Ольга Васильева, первый заместитель министра Наталья Третьяк и целый ряд высокопоставленных чиновников. Как один из участников семинара, что Вы можете сказать о перспективах отрасли? Как оцениваете деятельность нового министра?

— Сразу скажу, что на семинаре рассматривались практически все вопросы, так или иначе касающиеся учителей. Это и методическое обеспечение, и условия труда, и распределение рабочего времени, а также излишняя загрузка педагога «бумажной работой».

Замечательно, что в своем выступлении Ольга Васильева заявила: ее главная цель — это создание нормальных условий для работы учителя и оптимального психологического микроклимата внутри образовательных учреждений. По словам министра, на педагога следует обратить первоочередное внимание. Уже выпущено новое письмо министерства, где предписывается значительно сократить объем составляемых учителем всевозможных отчетов, графиков и так далее.

Много внимания министр уделила и вопросу снижения педагогической нагрузки, в то же время подтвердив требование об индексации зарплаты педагогов в новом году, несмотря на кризис.

Особенно порадовало, что Ольга Васильева призвала своих подчиненных на всех уровнях решать вопросы, касающиеся условий труда, быта и материального обеспечения работников отрасли в тесном сотрудничестве с профсоюзом. Начиная от Центрального совета, и далее в регионах с территориальными и районными организациями. Без профсоюза решения в этой сфере приниматься не должны. Такое я слышу от министра впервые за многие годы!

То что это не просто слова, подтверждает намерение Ольги Васильевой выйти с предложение о переносе сроков введения стандарта профессионального образования с 1 января 2017 года на более поздний срок. Там возник ряд серьезнейших вопросов, с которыми не согласен профсоюз и наше совместное обсуждение этого профстандарта будет продолжено.

Заявление министра о том, что образование — это не услуга, и от такого его понимания следует отойти, также вселяет оптимизм. Конечно, это будет трудно, поскольку термин «образовательные услуги» уже внедрен в сознание и в экономику. Но радует, что человек понимает — образование это основная обязанность общества для воспитания детей в нормальных условиях, а вовсе не услуга.

По многим вопросам у Ольги Васильевой очень прогрессивные взгляды и желания, но сразу воплотить их в жизнь будет сложно. В том числе и потому, что есть противники в том же Минфине. Они выступают против индексации зарплат, за дальнейшую «оптимизацию» отрасли, предполагающую лишь сокращение рабочих мест и образовательных организаций.

И это при том, что в России на образование расходуется 4% от бюджета, тогда как во многих других странах свыше 20%. Не знаю насколько удастся продавить в жизнь то, что задумала новый министр, но это хорошо.

— Надеемся, что эти меры поспособствуют повышению престижа профессии учителя. Кстати, как вы оцениваете  сегодня его социальный статус? Престижно ли быть учителем?
— Статус учителя, заметно вырос по сравнению с предыдущими десятилетиями. Главным образом, благодаря экономическим факторам. Нет больше такого огромного числа вакансий перед началом нового учебного года. Молодежь, окончив вузы идет на работу в школы.

А ведь еще сравнительно недавно, в 90-е годы, средняя зарплата в школе была 6 тысяч рублей , потом в «нулевые» — 16. Сейчас это уже 46 тысяч в городе и около 40 тысяч в Ленинградской области. Хотя, эти показатели сложные…

— А в чем его сложность?
— Он не просто сложный, но даже лукавый! Ведь сюда входят и работа на полторы, а то и две ставки, и классное руководство. Мы сегодня подымаем вопрос о том, что средняя зарплата должна подразумевать работу на одну ставку, то есть 36 часов в неделю.

Наш анализ показывает, что в подавляющем большинстве случаев, педагог работает не 36 часов в неделю, а 52 — 54 часа. Как он может нормально подготовиться к занятию при такой нагрузке? Его нужно освободить  от необходимости работать на полторы и более ставок.

Для этого надо лишь предусмотреть нормальное финансирование. Но вот тут-то труднее всего. Так как сейчас финансирование наоборот «срезают», и первые кто попадает под этот удар — медицина, культура и образование.

Хотя тут же видишь: там столько-то миллиардов не использовали, там столько-то украли,там у одного руководителя на квартире нашли миллиарды. Вопрос не в отсутствии денег, а всего лишь в неумении их рационально использовать.

— А что еще способствует повышению престижа профессии?
— Различные социальные блага, которые сегодня отражены в законодательстве Петербурга и Ленобласти. В обоих регионах существуют дополнительные денежные выплаты молодым специалистам. Ежегодно каждому из них выплачивается 50 тысяч рублей в течение первых лет работы в школе.

В Ленинградской области педагогам помогают быстрее и дешевле обзавестись жилплощадью. Ряд муниципальных районов выделяют квартиры учителям в новых домах. В Петербурге для молодых учителей на 50% снижена плата за проезд в общественном транспорте. И еще многое другое.

Помимо материальных благ, еще раз замечу, что разговор об освобождении учителя от бумаготворчества для непосредственной работы с детьми идет сегодня на самом высоком уровне. Это тоже показатель того, что статус педагога становится все весомее. Государство сегодня понимает всю важность учительского труда. Об этом свидетельствуют и слова министра образования, которая особо подчеркивает: школа должна не только учить, но и воспитывать человека.

фото автора и из архива ПТ

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.