Авиаторы и метеорологи: в «зоне турбулентности»

Авиаторы и метеорологи: в «зоне турбулентности»
03 октября
09:09 2016

Непродуманная оптимизация штатов, низкие зарплаты, нежелание топ-менеджеров авиакомпаний заключать Отраслевое соглашение. Эти и другие проблемы обсудили делегаты состоявшегося в Москве пятого съезда Общероссийского профсоюза авиационных работников (ОПАР).

«Прошедший съезд был «рабочим» — без награждений и поздравительных речей. Уж очень тревожная обстановка сложилась в отрасли, поэтому на форуме шел серьезный разговор о том, как «выйти из пике», — рассказывает председатель Северной Территориальной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза авиационных работников Зоя Воронкова.

Выбраться из «мертвой петли»

«Как отмечали делегаты съезда, сложнейшая ситуация сегодня в гражданской авиации. В руководстве авиакомпаний — засилье иностранцев, которых абсолютно не волнуют проблемы российских работников и экономики страны в целом. Но даже если «у руля» стоят россияне, это, в большинстве своем, «случайные» люди, непрофессионалы, гордо именуемые «менеджерами», которые не знают специфики отрасли, но, как они утверждают, умеют «эффективно управлять». Последствия такого «управления» налицо: сокращение штатов, снижение зарплат летного состава и банкротство авиакомпаний. Если добавить к этому снижение пассажиропотока, особенно на международных направлениях — грянувший кризис лишил многих россиян финансовых возможностей путешествовать и, соответственно, упавшую прибыль авиакомпаний, то, как видим, картина совсем безрадостная», — делится впечатлениями о выступлениях коллег Зоя Воронкова.

Ситуация усугубляется еще и тем, что в гражданской авиации России вот уже 4 года, с 30 августа 2012-го, нет Отраслевого соглашения — основного документа, регламентирующего социально-трудовые отношения. Главная проблема — сегодня подписывать Соглашение профсоюзу, по сути, не с кем — в стране нет полноценного объединения работодателей отрасли. «Нежелание собственников авиакомпаний и аэропортов объединяться вполне понятно – каждый у себя хозяин и действует, как считает нужным, в своих интересах», — с сожалением констатирует профлидер.

По мнению профсоюза, без поддержки и вмешательства федеральных властей размотать этот клубок проблем вряд ли удастся. Но! В стране сегодня нет и профильного министерства. «Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) не может в силу своих полномочий вмешиваться в деятельность собственников авиакомпаний и аэропортов. Поэтому на съезде было принято решение: добиваться создания, а, точнее сказать, возрождения министерства гражданской авиации. Соответствующие резолюция и обращение профсоюза к правительству приняты делегатами форума. Есть определенная надежда, что у нас это получится, поскольку «за» необходимость появления отдельного министерства (сегодня Росавиация существует в структуре Минтранса, которое курирует весь транспорт страны) высказывались представители нескольких фракций в Госдуме еще прошлого созыва. Надеюсь, что российский парламент в новом составе наше обращение поддержит», — говорит Воронкова.

Профлидер также надеется, что Министерство гражданской авиации возьмет под контроль деятельность отрасли и разработает концепцию развития авиационного транспорта в Российской Федерации «исходя из потребностей государства и в интересах населения».

Кто предскажет погоду?

В отличие от авиаторов, у метеорологов, чьи ряды также объединяет профсоюз авиационных работников, Отраслевое соглашение существует. Длительные переговоры профсоюза с правительством и руководством Росгидромета в конце 2014 года достигли результатов. Из бюджета страны были выделены деньги на увеличение зарплаты метеорологам в 2015 и 2016 годах, запланировано 1,5 млрд руб, по словам Воронковой, и на 2017-й. Но… даже после прошедшей индексации средняя зарплата в российской метеослужбе порядка 12 -17 тысяч рублей.

meteo

Фото http://www.meteo.nw.ru/

«Майские» указы президента не учитывают такую категорию федеральных бюджетников, как сотрудники Росгидромета. Только благодаря настойчивости профсоюза, мы «выбили» деньги на повышение зарплаты. Но опять-таки не известно — будет ли очередная индексация еще через год, — По данным профсоюза, пока правительство не планирует выделять деньги в 2018-м», — сетует Воронкова.

Делегаты съезда приняли обращения ко всем органам государственной власти с соответствующими требованиями. Основное: тарифная ставка (оклад) работника 1 уровня должна быть равна федеральному МРОТ — без учета компенсационных и стимулирующих выплат. «Сегодня же ее размер в ряде учреждений отрасли составляет 3 500 рублей. Поэтому неудивительно, что в метеослужбу совсем не идет молодежь, на такие низкие зарплаты готовы работать только люди предпенсионного возраста, те, кому по большому счету идти уже некуда, да и другой работы для себя не представляют», — продолжает профлидер.

Но даже при нынешней  нехватке кадров отрасль умудряются еще и оптимизировать — возмущается профлидер: «Финансовый блок правительства считает, что за счет автоматизированных метеостанций можно значительно сократить штат специалистов, а то, что на новом оборудовании должны работать люди с высокой квалификацией и с соответствующей зарплатой, об этом речи не идет!».

Профсоюз констатирует: социальная напряженность в коллективах метеорологов нарастает. «Мы со своей стороны пытаемся не допустить социального взрыва, вести диалог с властями. Но если правительство не прислушается к проблемам метеослужбы, ситуация может выйти из-под контроля профсоюза. И тогда мне даже трудно прогнозировать, что произойдет… Хотя официально забастовки метеорологов запрещены, я не исключаю возможности, что люди выйдут на стихийные акции протеста. А чем грозит отсутствие прогноза погоды для пилотов, железнодорожников, аграриев, транспортников, да просто любого россиянина, думаю, вам объяснять не надо», — предостерегает Зоя Воронкова.

Наш человек в руководстве

На съезде были избраны руководители ОПАР. Возглавлять профсоюз в новом пятилетии делегаты вновь доверили действующему председателю — Валерию Селитринникову. А заместителем председателя избрали Зою Воронкову. Так коллеги оценили большой вклад лидера метеорологов и авиаторов Северо-Запада в длительной эпопее «выбивания» денег на зарплату работникам метеослужбы. Теперь в должности неосвобожденного председателя профсоюза она по-прежнему будет курировать вопросы метеослужбы и продолжать отстаивать права метеорологов на самых разных уровнях.

Использовано фото с сайта http://flyandsky.blogspot.ru/

 

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.