Средне-Невский судостроительный завод: на гребне современных технологий

Средне-Невский судостроительный завод: на гребне современных технологий
30 сентября
11:20 2016

Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ) – одно из старейших кораблестроительных предприятий Петербурга и признанный лидер композитного судостроения в России. Этот завод использует уникальные технологии при строительстве, как военных кораблей, так и гражданских судов. Поддерживая стратегический курс руководства предприятия на инновационное развитие, техническое переоснащение производства и импортозамещение, профсоюзная организация вместе с тем решительно против практики решения производственных задач авральными методами.
Первопроходцы инноваций
СНСЗ нередко становился первопроходцем отечественного судостроения. В разное время на его стапелях впервые отрабатывались технологии с применением электросварки, алюминиево-магниевых сплавов, маломагнитной стали. С 1960-х годов СНСЗ впервые в мире начал применять технологию строительства кораблей из стеклопластика. Несомненные преимущества композитных материалов в судостроении обусловлены их водостойкостью, высокой прочностью, возможностью создания бесшовных конструкций многократного воспроизведения, простотой ремонта и эксплуатации.
Недавно начались государственные испытания построенного на СНСЗ головного корабля противоминной обороны «Александр Обухов». Новейшие гидроакустические станции этого уникального тральщика размещены как на корабле, так и на телеуправляемых и автономных подводных аппаратах. Такой минный контур с автоматизированной системой управления позволяет тральщику успешно бороться с самыми современными морскими минами. Немаловажно и то, что корпус из стеклопластика существенно снижает уровень физических полей, на которые срабатывают морские неконтактные мины.
По контракту с Министерством обороны на СНСЗ строятся и серийные корабли этого проекта, разработанного в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз». Такие тральщики должны стать основой противоминной обороны нового поколения ВМФ России.
В портфеле заказов СНСЗ корабли противоминной обороны и для ряда зарубежных стран. Предприятие уже построило на экспорт более 200 тральщиков для 13 стран мира. В связи с увеличением заказов, разработкой и внедрением новых композитных технологий и материалов СНСЗ расширяет производство. В частности, организовано два новых производства по изготовлению панелей среднего слоя, используемых для изготовления многоярусных стеклопластиковых надстроек для корветов различных проектов.

Формирование корпуса методом вакуумной инфузии. Фото с сайта snsz.ru

Формирование корпуса методом вакуумной инфузии. Фото с сайта snsz.ru

 

Катамаран из углепластика, «термоядерная» катушка и импортзамещение  СНСЗ также создает не имеющую аналогов в России инновационную продукцию гражданского судостроения. Нынешним летом завод начал испытания пассажирского катамарана проекта 23290. Это скоростное судно нового поколения, спроектированное в Центральном конструкторском бюро КБ «Нептун», вмещает 150-200 пассажиров и развивает скорость до 30 узлов. Катамаран способен курсировать не только по рекам, но и в прибрежной морской зоне на дистанциях до 1000 км, может свободно проходить под всеми мостами акватории Невы.При строительстве катамарана применялись углеродные ткани производства одной из проектных компаний «РОСНАНО». Поскольку композитные корпуса значительно легче стальных, инновационный катамаран тратит меньше энергии на ход судна. Соответственно ему требуется и меньше топлива. Уменьшение веса судна позволяет разместить больше полезного оборудования и пассажиров.На СНСЗ также строят катера проекта Р1650 «Рондо», которые способны перевозить людей и грузы в прибрежной зоне морей, на внутренних водных путях, в акватории портов и рейдов. Палуба, рубка и многие внутренние помещения «Рондо» изготовлены из композитных материалов на основе стеклопластика повышенной прочности. Это обеспечивает высокое качество отделки катера и минимальные затраты на его обслуживание.
СНСЗ не только вносит весомую лепту в обновлении отечественного флота и возрождение гражданского судостроения. Завод сумел организовать опытно-конструкторские работы и изготовление не корабельных композитных конструкций для Министерства обороны, Росатома, предприятий реального сектора экономики. В рамках проекта создания международного термоядерного экспериментального реактора ITER на Средне-Невском судостроительном заводе совместно с НИИЭФА им. Ефремова изготавливается одна из полоидальных катушек, которые необходимы для удержания плазмы. По срокам изготовления «своей» катушки россияне примерно на 2 года опережают партнеров по проекту из Франции и Китая.
Для внедрения передовых технологий завод при необходимости приобретает технологическое оборудование и программные продукты известных мировых производителей. Часть этого оборудования произведена специально для СНСЗ и не имеет аналогов в мире. Вместе с тем, предприятие уже наполовину заместило импортные материалы, используемые для композитных технологий. В результате совместной работы с производителями, научными центрами (в их числе — Крыловский государственный научный центр) СНСЗ получает аналоги, которые не уступают зарубежным материалам, а порой и превосходят их. Например, уже использует армирующие материалы отечественного производства. Оставшуюся половину импортных материалов планируется заместить российскими аналогами до конца 2017 года.
Долой штурмовщину!
Продолжается техническое перевооружение СНСЗ. Недавно по итогам открытого конкурса заключен договор на реконструкцию судоспускового устройства, построенного еще в 1950-е годы. Это позволит заводу уже в обозримом будущем строить корабли длиной до 100 метров, спусковой массой до 2700 тонн и осадкой до 4,5 метра. Обновленные производственные мощности позволят ежегодно сдавать по два композитных и металлических корабля, а также – до четырех пассажирских катамаранов. СНСЗ также сможет включиться в программу строительства судов ледового класса, которые будут обеспечивать работу Северного морского пути.
Председатель первичной профсоюзной организации Средне-Невского судостроительного завода Евгений Васильев в беседе с корреспондентом «Площади труда» подтвердил, что предприятие имеет стабильный портфель заказов, мощную производственную базу и достаточно квалифицированные кадры. Наукоемкие технологии изготовления конструкций из полимерных материалов не только позволяют повышать производительность труда, но и предполагают наличие высокотехнологичных рабочих мест. Однако у профсоюзной первички немало претензий к организации производства.
По словам Евгения Васильева, уже не первый год зачастую для выполнения производственных заданий работников завода в приказном порядке заставляют трудиться в выходные дни и сверхурочно. И хотя «авральный» труд оплачивается по повышенным расценкам, профком против такой практики. «Если работники лишены полноценного отдыха, то даже при неплохой средней зарплате (54-55 тысяч рублей) и различных доплатах, труд им не в радость», — подчеркнул профлидер СНСЗ.
Поэтому, по мнению первичной профсоюзной организации СНСЗ, в числе важнейших задач предприятия – рациональная организация производственного процесса и бережное использование потенциала сотрудников. Ведь именно они составляют золотой фонд прославленного завода. Достаточно назвать сборщика пластмассовых судов 5 разряда Федора Емельяненко, который стал одним из лауреатов Промышленной премии «Сделано в Петербурге». «Федор Игнатьевич работает на нашем заводе с 1965 года, — рассказал Евгений Васильев. – Он начал трудовую деятельность в качестве ученика сборщика судов. Федор Емельяненко не только высококлассный специалист, но и очень надежный человек. Он — член профсоюза с многолетним стажем. Свой производственный и жизненный опыт Федор Игнатьевич охотно передает молодым работникам».
Квалифицированное наставничество имеет для СНСЗ особое значение, поскольку больше трети его работников — молодежь. В рамках подготовки будущих кадров проводится (в том числе, и силами Молодежного совета СНСЗ) профориентация школьников. Студентам предоставляется возможность пройти практику на заводе. По мнению первичной профсоюзной организации СНСЗ, совершенствование организации производственного процесса и подготовки квалифицированного персонала – важнейшие резервы для поступательного развития предприятия.
Михаил Кореневский
Справка

Усть-Ижорская верфь (ныне — Средне-Невский судостроительный завод) была заложена в июле 1912 года на берегу Невы, в поселке Понтонный. В ноябре 1913 года на ее стапелях по заказу Морского министерства началась сборка корпусов эсминцев. За свою более чем вековую историю заводчане построили свыше 500 кораблей и судов.
Сейчас это предприятие входит в Объединенную судостроительную корпорацию. Средне-Невский судостроительный завод специализируется на проектировании, производстве и ремонте плавучих средств различного назначения (от ракетных катеров и патрульных кораблей до рабочих и пассажирских судов), а также на изготовлении деталей судового машиностроения. Это — единственное в России предприятие, освоившее строительство кораблей и судов из четырех видов материалов: композитных материалов, алюминиево-магниевых сплавов, судостроительной и маломагнитной стали. Поэтому его продукция пользуется устойчивым спросом на мировом и внутреннем рынке.

Об авторе

Михаил Кореневский

Михаил Кореневский

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.