Алексей Васильев: «Можно решить любые проблемы. Было бы желание!»

Алексей Васильев: «Можно решить любые проблемы. Было бы желание!»
27 сентября
17:34 2016

Уже более года Алексей Васильев возглавляет Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Виолончелист и дирижер, одинаково свободно чувствующий себя как на академической сцене, так и в легком жанре, опытный администратор, ранее руководивший Музыкальным училищем имени Н.-А. Римского – Корсакова, беседует с «ПТ» о творчестве, о новом концертном сезоне и о том, как музыкант, педагог и управленец видит будущее старейшего музыкального вуза России.

— Алексей Николаевич, в преддверии своего 155-летия, консерватория переживает масштабную реконструкцию. Не отразится ли это на концертном сезоне, и каким он будет?

— Ремонт исторического здания стал стимулом для творческого развития. Консерватория вышла в город. Активную творческую деятельность мы будем вести не только в нашем новом здании (комплекс, ранее принадлежавший Военному институту железнодорожных войск и военных сообщений — «ПТ»), где есть концертный зал на 145 мест, но и на других площадках. Одно из самых грандиозных событий ожидает нас в конце октября — это XVI фестиваль Международная неделя консерваторий.

Одно из его центральных событий — петербургская премьера оперы Сергея Слонимского «Король Лир». Эта Drama per musica будет реализована силами наших студентов и решена в весьма интересном ключе. Спектакль, безусловно, станет историческим событием. Музыка Сергея Слонимского очень самобытна и хорошо запоминается. Она быстро проникает в сердца. Мы должны гордиться тем, что работаем в одном учебном заведении с живым классиком. Я счастлив, что мне выпала честь дирижировать этим уникальным сочинением. Ну, а 1 октября, в Международный день музыки, студенческий оркестр консерватории под моим управлением выступит на сцене Академической Капеллы. Этот совместный с Генеральным консульством Республики Польша проект приурочен к его 90-летию.

— Возглавив консерваторию, Вы не оставили своего детища — Молодежный симфонический оркестр музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова…

— С этим оркестром я уже 8 лет, и все это время мы проводим абонементные концерты в Капелле. Сейчас у нас уже два абонемента. Первый — «Симфонические хиты для детей и взрослых».

Я считаю, что студентам интересно играть известную музыку, чтобы учиться именно на том, с чем им дальше предстоит работать. Да и заинтересовать молодых музыкантов педагогу легче по-настоящему великой музыкой. Концерты этого абонемента проходят по воскресеньям и позволяют семьям приобщаться к мировой музыкальной культуре. Первый концерт состоится в ноябре.

Второй абонемент назван «Вечные сюжеты». Он позволяет проследить всю историю литературных и музыкальных обращений к сюжетам, связанным с одним героем. 7 октября наше выступление будет посвящено Гамлету, к образу которого обращались Чайковский, Прокофьев, Шостакович, а также Лист и Берлиоз. Потом нашими героями станут Фауст, Дон Жуан, Дон — Кихот. Мы надеемся, что публики соберется достаточно, и ей будет так же интересно слушать, как нам играть! Мы много гастролируем.

Успехом отмечены наши выступления в Эстонии с эстонскими инструменталистами и хоровыми коллективами. В этом году мы исполняли там эстонскую современную музыку, и многие произведения звучали впервые. Обращались и к духовной музыке, представив Stabat Mater Перголези.

Еще бываем в Литве и Латвии, где при поддержке Министерства культуры РФ, реализуем Международный проект «Симфонии белых ночей». Сотрудничаем с местными хорами. В этих странах богатейшая певческая традиция: поют все, и поют замечательно. Для студентов это абсолютно незаменимый опыт, так как гастроли — часть их будущей профессии. Но, главное, музыка — тот язык, который не требует перевода и может объединять людей наилучшим образом, независимо от политических сложностей.

— Летом силами консерватории был организован фестиваль в Старой Руссе

— Его идея возникла спонтанно. Она исходила от родителей одной из студенток, которая родом оттуда. Этот фестиваль камерной музыки мы открыли минувшим летом вместе с курортом «Старая Русса», и он будет продолжен. Творческий потенциал у студентов очень велик – дай им только вволю поиграть.

— При таком графике как проходит Ваша педагогическая деятельность, хватает ли Вам времени на виолончель?

— Сегодня с утра я уже отдал положенное время инструменту — стараюсь держать себя в форме. Никогда не отказываюсь и от предложений выступить где-либо. Кстати, 1 октября помимо выступления в Капелле, я играю в Большом зале филармонии, где в рамках концерта — марафона будет исполнено сочинение петербургского композитора Сергея Екимова «Lux Aeterna», посвященное Майе Плесецкой.

Кроме того, у меня обширный класс учеников из трех учебных заведений: в консерватории — четверо, в училище — трое и в школе-десятилетке — двое.

— Как же Вы со всем этим справляетесь?

— Грамотное планирование рабочего времени и география. Дело в том, что все три точки находятся рядом.

— Помимо всего прочего, Вы — бас-гитарист творческого содружества «Меломаны»…

— Это давнишнее хобби возникло еще в 8 классе Средней специальной музыкальной школы при консерватории, которая сейчас входит в состав вуза. Вместе с моими одноклассниками мы решили попробовать себя в легком жанре; это продолжается и по сей день. Обычно мы активизируемся под Новый Год — даем концерт в каком — нибудь уютном клубе. Практически вся музыка и все тексты — авторские. Чаще всего, песни мы пишем вдвоем с гитаристом Яковом Марром, моим одноклассником. Кому-то приходит в голову удачная строчка…и…

— В прошедшем сезоне «Меломаны» впервые вышли на академическую сцену Капеллы

— Да, в первом отделении мы представили музыку кино и джаз, а во втором отделении продемонстрировали рок. Мы заставили публику встать и петь с нами вместе! (Смеется).

Сначала мы скрывали это увлечение, но сегодня люди понимают, что в любом жанре музыка может быть либо хорошей, либо плохой. Я искренне надеюсь, что музыка, которую создаем мы – хорошая. Мы росли на ней, будучи еще школьниками. Сейчас это уже нечто достаточно традиционное, а не эксперимент.

— И снова об образовательной деятельности. Летом этого года президент РФ подписал Закон о профессиональных стандартах. Как это скажется на музыкальном образовании, на деятельности консерватории?

— Введение профстандартов — это очередной шаг к наведению порядка. Позади «лихие 90-е», когда люди были вынуждены заниматься тем, чему они не обучались, точнее — обучались на ходу. Что плохого в том, что каждый будет заниматься своей профессией? Что касается музыкантов, то ни одного профстандарта для них пока не предложено. Здесь мы двигаемся, опираясь исключительно на наш опыт и традицию.

— Что главное сегодня для Вас, как для руководителя?

— Наша задача — двигаться вперед. Консерватории — 154 года. Это вуз с огромной историей, творческим багажом, выпустивший несчетное количество великих музыкантов. Можно, конечно, просто сидеть и беречь все это, но мы развиваемся. Планируем увеличение образовательных программ, например, менеджмент в академическом музыкальном искусстве.

Появление новых площадей дает нам возможность говорить о новых кафедрах, созданных на основах самоокупаемости, где можно было бы готовить режиссеров мюзикла, а также режиссеров звукозаписи академической музыки. Есть идея открытия кадетского корпуса, где мальчики смогут получать хорошую музыкальную и, в то же время, военную подготовку.

— Проблемы, которые мешают двигаться вперед?

— Образование в стране очень сильно зарегулировано разными нормативными актами. Между ними часто приходится лавировать, чтобы ничего ни нарушить. Это мешает творческой деятельности. В бюрократический процесс вовлечены наши профессора, занимающие должности деканов, которых выбирали для того, чтобы они руководили образовательным, научным и творческим процессом, а не составляли бесконечные отчеты!

Не так давно мы проходили аккредитационную экспертизу наших образовательных программ бакалавриата. Ровно за три недели до появления экспертной комиссии были введены новые образовательные стандарты именно по этим специальностям! За 18 дней наши педагоги и методисты полностью переделали весь учебно-методический комплекс. Вот в таком мире мы сегодня живем, но я не унываю. Можно решить любые проблемы. Было бы желание.

Очень хочется, чтобы профессора могли продолжать то, чем они занимаются с большим успехом уже полтора века: передавать студентам свой опыт и свои знания, и, самое главное – сохранять удивительный дух Петербургской консерватории, который за прошедшие годы не покидал ее, и в этом я абсолютно уверен, никогда!

Фото автора

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.